Промежуточная аттестация обучающихся Литература 9 класс

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие ценности по-настоящему важны
для человека?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме
сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример — из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего
жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс,
аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды
представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные
способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный
исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1) На хуторе сон и тишина. (2) Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по⁠южному сложенного из плоского дикого камня. (3) Такое чувство, словно и родился я
здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
(4) Громко стучу в раму окна. (5) Нечего спать, раз мы вернулись. (6) И сейчас же
распахивается дощатая дверь. (7) Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком
стоит на пороге.
— (8) Заходите, товарищ лейтенант.
(9) Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10) Об этом не думаешь там.
(11) Это здесь со всей силой чувствуешь. (12) Мне никогда до войны не приходилось
возвращаться домой после долгой разлуки. (13) И уезжать надолго не приходилось.
(14) Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт.
(15) Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда
того, что испытываем мы сейчас. (16) Они возвращались соскучившиеся — мы
возвращаемся живые...
(17) Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые.
(18) А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19) Белая наволочка, набитая сеном,
белая простыня. (20) Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21) Разве в
мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22) 3а всю войну только в
госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали.
(23) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и
проваливаюсь, как в пух. (24) Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув,

просыпаюсь опять. (25) Я просыпаюсь от тишины. (26) Даже во сне я привык
прислушиваться к разрыву снарядов.
(27) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28) 3ажмурюсь — и
опять всё это перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и
чёрные высоты, занятые немцами...
(29) Нет, я, кажется, не усну. (30) Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор,
аккуратно притворив дверь. (31) Как тихо! (32) Словно и нет войны на земле.
(33) Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей.
(34) И что-⁠то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет.
(35) Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее
двух веков. (36) Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас
бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом.
(37) Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по
четырнадцать, пятнадцать лет.
(38) Я воюю уже третий год. (39) Неужто и прежде годы были такие длинные?..
(40) Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.

(По Г. Бакланову) *

* Бакланов Григорий Яковлевич (1923–2009) — писатель-⁠фронтовик. Среди самых
известных произведений автора — повесть «Навеки — девятнадцатилетние»,
посвящённая судьбам молодых парней — вчерашних школьников, попавших на фронт.

Критерии оценивания
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
С3К1: Наличие обоснованного ответа
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на вопрос,
1
сформулированный в теме сочинения
Экзаменуемый дал необоснованный ответ на вопрос,
сформулированный в теме сочинения, ИЛИ
0
экзаменуемый не ответил на вопрос, сформулированный
в теме сочинения
С3К2: Наличие примеров
Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного
3
текста
Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного
2
текста
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из
1
жизненного опыта

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента
Указание к оцениванию. Не учитываются примеры,
источниками которых являются комикс, аниме, манга,
0
фанфик, графический роман, компьютерная игра и
другие подобные виды представления информации
С3К3: Логичность речи
Логические ошибки отсутствуют
2
Допущена одна логическая ошибка
1
Допущено две логические ошибки или более
0
С3К4: Композиционная стройность
Работа характеризуется трёхчастной композицией,
1
ошибки в построении текста отсутствуют
В работе нарушена трёхчастная композиция. ИЛИ В
1
построении текста допущена одна ошибка или более
Максимальный балл
7
Критерии оценки речевой грамотности и
фактической точности речи экзаменуемого
Баллы
(изложение и сочинение суммируются)
ГК1 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет
3
Допущены одна-две ошибки
2
Допущены три-четыре ошибки
1
Допущено пять ошибок или более
0
ФК1 Фактическая точность речи
Фактические ошибки отсутствуют
1
Допущена одна фактическая ошибка или более
0
Максимальный балл
4

ИТОГО: 11 баллов
«5» - 10-11 баллов
«4» - 8-9 баллов
«3» - 5-7 баллов
«2» - 0-4 балла


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».