PISA – это международное
масштабное исследование, которое позволит проанализировать не только знания
школьников, но и их соответствие современной жизни, а также умение применять на
практике навыки и умения.
Россия
принимает участие в исследовании PISA,
начиная с 2000 года. В 2021 году прошел 8-й цикл исследования. Основное
внимание уделено оценке математической грамотности 15-летних учащихся.
В
рамках совещания при участии представителей Минпросвещения России обсуждались
вопросы, связанные с утверждением документов, определяющих концептуальные рамки
исследования, а также подходы к разработке инструментария по инновационному
направлению – оценки креативного мышления учащихся.
Позиции России и
мнения экспертов
Показатели
России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются
невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране
всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования
решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности
и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать
свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно
способствовать обучение в школе.
К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом.
Результаты PISA —
это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто
трендами международного образования, а ключевыми навыками современного
человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и
полноценное взаимодействие с обществом.
12.03.2021