Итоговая контрольная работа по биологии для 11 класса
1 вариант.
Часть 1. Одно задание – 1 балл.
1. Предложил первую эволюционную теорию, но не объяснил движущие силы эволюции:
1) Ж. Б. Ламарк
2) Ч. Дарвин
3) К. Линней
4) К. Ф. Рулье
2. Элементарной единицей жизни является:
1) особь
2) популяция
3) подвид
4) вид
3. Наиболее жесткой Ч. Дарвин считал борьбу:
1) внутривидовую
2) с неблагоприятными условиями
3) межвидовую
4) человека с живой природой
4. Какие из перечисленных органов являются гомологами передних конечностей лошади:
1) щупальца осьминога
2) крылья бабочки
3) ласты пингвина
4) клешни рака
5. Какой из названных показателей нельзя отнести к характеристике биологического прогресса:
1) широкий ареал распространения
2) забота о потомстве
3) высокая численность особей
4) биологическое разнообразие
6. Гипотеза, которая объясняет происхождение жизни как результат божественного творения:
1) креационизм
2) панспермия
3) самозарождение
4) биохимическая эволюция
7. К атавизмам относятся:
1) копчик, остаток хвоста у человека
3) дополнительные пары сосков
2) аппендикс
4) ушная мышца
8. К прямоходящим предшественникам человека, живших около 4-3 мил. лет назад, относятся:
1) рамапитеки
2) австралопитеки
3) человек умелый
4) неандерталец
9. Совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида:
1) экологическая ниша
2) среда обитания
3) биогеоценоз
4) биоценоз
10. К редуцентам относятся:
1) растения
3) все гетеротрофы
2) животные
4) сапрофиты – бактерии и грибы
Часть 2. Одно задание – максимум 2 балла.
11. Выберите три верных ответа из шести. Для естественной экосистемы характерно:
1) разнообразный видовой состав
2) несбалансированный круговорот веществ
3) незамкнутый круговорот
4) замкнутый круговорот веществ)
5) разветвленные пищевые цепи
6) Среди консументов преобладают хищники
12. Установите соответствие:
Утверждение
Доказательство эволюции
А) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы
Б) крыло птицы и крыло крота – гомологичные органы
1) Эмбриологические
В) в стаде лошадей возможно появление трехпалых особей
2) Сравнительно-анатомические
Г) зародыш млекопитающих имеет жаберные щели
Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят
стадии бластулы, гаструлы, нейрулы
Е) рождение людей с хвостиком и сильным оволосиснением
13. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с
мутационного процесса.
1) борьба за существование
2) размножение особей с полезными изменениями
3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
4) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными
изменениями
5) закрепление приспособленности к среде обитания
Часть 3. Одно задание – максимум 3 балла.
14. Объясните, почему люди разных рас относятся к одному виду.
Критерии оценивания итоговой контрольной работы по биологии для 11 класса
Максимальное количество баллов: 19.
Задания 1-10 оцениваются в 1 балл, если допущена 1 ошибка, ставится 0 баллов.
Задание 11-13 оценивается в 2 балла, если правильно указаны ответы; если допущена
1 ошибка, ставится 1 балл, в остальных случаях – 0 баллов.
Задание 14 оценивается в 3 балла, если правильно указаны ответы; если допущена 1
ошибка, ставится 2 балла, если допущена 2 ошибки, ставится 1 балла в остальных
случаях – 0 баллов.
Количество баллов
19-17
16-12
11-9
0-8
Отметка
5
4
3
2