Рабочая программа черчение (8-9 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
МБОУ «СОШ № 10»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете протокол № 1 от

Приказ № 196

«30» августа 2022 г.

от «30» августа 2022г.

Рабочая программа учебного курса
“ Черчение”

(8 класс)
на 2022-2023 учебный год

Составитель планирования:
учитель черчения, ИЗО
Федорова Г.А.

г. Выборг
2022 г.

Пояснительная записка
Программа
Рабочая программа. Рекомендованной Министерством образования РФ.
Авторы: Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.:
Просвещение, 2014. Учебник: 8-9 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2014 г. Программа рассчитана
для общеобразовательных школ.
Настоящая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С.
Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения черчения, которые определены стандартом.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебнометодического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
Черчение: Учебник для 8-9 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г. Программа рассчитана для
общеобразовательных школ (1 часа в неделю)
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.
Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания
окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования
учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области
техники и технологии современного производства; содействует развитию технического
мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением
оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и
наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими
элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование
эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического
воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью
графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует
рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как
эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным,
привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание
ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с
основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в
современном производстве, установление логической связи черчения с другими
предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении
требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики,
физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая
грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников
к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения
возникающих проблем.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в
области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и
других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики.
Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике,

искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую
информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного
мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений
на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует
полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть
усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка
кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд
факультетов в ВУЗах для освоения графических дисциплин которых должна
предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области
графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и
современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую
программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Новизна данной программы состоит в том, чтобы с целью помочь учащимся лучше
освоиться в системе высшего образования и современного производства в программу по
черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно
подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и
преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного
мышления.
Основные положения
1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие
графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности
через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование
технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования,
развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения
графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по
решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных
заданиях) должна быть во всех разделах курса.
3. Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых,
необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание
максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц,
которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с
технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через
интегрированные уроки.
4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне
развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому
необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных
учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии
на уроках.
6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического
материала.
Структура программы
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по
предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и
учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.

Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по
1 часу в неделю).
С учетом базисного плана школы: Программа рассчитана на 68 учебных часов (17
часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).
Цели и задачи курса
Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять
полученные знания для решения практических и графических задач с творческим
содержанием.
Задачи:
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными
государственным стандартом ЕСКД;
- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также
аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по
чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода
к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей
учащихся.
- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 8 КЛАСС (17 часов)
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных
программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и
материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (4 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении
размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса;
указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и
знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и
окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности
на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (8 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные
проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных
видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая
и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения,
нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические
рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической
проекции и рационального способа ее построения.

Обязательный минимум графических и практических работ в 8 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в
тетрадях.)
1.Линии чертежа.
2.Чертеж «плоской» детали.
3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек,
отрезков, граней и пр.).
5.Построение третьей проекции по двум данным.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 КЛАСС
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (1 ч.)
Повторение материала по
«Аксонометрические проекции».

темам:

«Прямоугольное

проецирование»

и

СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (12ч.)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение
сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений
предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы
(горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза.
Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы
(ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
ПЛОСКОСТЬЮ (5ч.)

ПОВЕРХНОСТЕЙ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

ТЕЛ

С

Взаиморасположение плоскости и поверхности. Сечение простых геометрических
тел плоскостью их развёртки и аксонометрические проекции. Правила нахождения точек
пересечения геометрического тела с плоскостью. Метод вспомогательных секущих
поверхностей.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (12 ч.)
Чертежи типовых соединений деталей (8 ч.). Выбор количества изображений и
главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Общие понятия о
соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые,

шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на
чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на
стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение
резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение
чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение
чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий (4 ч.). Обобщение и систематизация знаний о
сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в
процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений
смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей.
Детализирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами
конструирования.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (4 ч.)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия
строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов,
санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа
со справочником.
Защита проекта
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение»
В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС) основного общего
образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты
учебной деятельности обучающихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания
школьников.
Личностные результаты изучения черчения подразумевают:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического
творчества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- накопление опыта графической деятельности;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения
личности;
- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.

Метапредметными результатами освоения учащимися программы «Черчение»
являются:
Регулятивные УУД:
- формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
- уметь планировать пути достижения намеченных целей;
- уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
- уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения
учебной задачи;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;
- формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
- уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных
ситуациях.
Познавательные УУД:
- формировать и развивать компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, самостоятельно
выбирая основания для указанных логических операций;
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;

- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному
тексту;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть
монологической и диалогической формами речи;
- овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных
методов: наблюдение, измерение, моделирование, конструирование;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приемы работы с чертежными инструментами
- правила выполнения чертежей;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости проекций;
- принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических
работ;
-приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной
деятельности человека;
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями,
справочной литературой;

-выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
в мотивационной сфере:
- формирование представлений о мире профессий;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно - трудовой деятельности;
в коммуникативной сфере:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей
позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач; овладение устной и письменной речью; высказываний;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными
инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши),
достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций при моделировании;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом
технологических требований;
- сочетание образного и логического и пространственного мышления в
чертёжной деятельности.
Выпускник научится:
- выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
- рационально использовать чертежные инструменты;

- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные
плоскости;
- понимать способы построения несложных аксонометрических изображений;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с
преобразованием;
- приемам основных геометрических построений;
- основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение;
- основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов
- основным правилам условности изображения и обозначения резьбы;
- основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел;
- применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
- узнавать на изображениях соединение деталей;
- характеризовать особенности выполнения строительных чертежей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и
учебником.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием;
- выполнять необходимые разрезы;
- правильно определять необходимое число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и детализировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том
числе с элементами конструирования);
- читать несложные строительные чертежи.
В результате обучения учащийся 8 класса:
- владеет приёмами работы с чертёжными инструментами;
- выполняет простейшие геометрические построениями;
- владеет основными сведениями о ЕСКД;
- умеет выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ,
находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с
использованием компьютера;
- владеет правилами выполнения чертежей, приёмами чтения чертежей;
- выбирает главный вид, определяет необходимое и достаточное число видов на чертежах
и правильно располагать их на формате;
- знает и применяет основы прямоугольного проецирования на три взаимно
перпендикулярные плоскости проекции;
-владеет принципами построения наглядных изображений;
- выполняет геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей;
- читает и выполняет чертежи и наглядные изображения несложных предметов;
- наносит размеры с учётом формы предмета;
- применяет графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием;
- читает и выполняет эскизы несложных предметов;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических
работ;
- выполнят необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных
моделей и деталей;
- применят разрезы в аксонометрических проекциях:
- различает типы разъемных и неразъемных соединений;
- изображает резьбу на стержне и в отверстии, понимает условные изображения и
обозначения резьбы на чертежах, читает обозначение метрической резьбы;
- выполняет несложные сборочные чертежи, пользуется ЕСКД и справочной литературой;

- выполняет чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
- читает и детализирует чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из 3-6
деталей;
- читает несложные архитектурно-строительные чертежи;
- выполняет несложные строительные чертежи;
- ориентируется на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других
объектов;
- знаком информационными технологиями в производстве, конструировании и
моделировании, перспективными технологиями;
-анализируют форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и
простейшим разверткам;
- осуществляют несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей;
- читает и выполняет виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
- анализирует графический состав изображений;
- читает и выполняет наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические
рисунки и наброски;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических
работ;
- приводит примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной
деятельности человека;
- подробно ознакомиться с историей развития чертежа и вкладом выдающихся русских
изобретателей и инженеров в развитие чертежа;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации,
измерения параметров технологического процесса; выбора, проектирования,
конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием
компьютера (справочный материал, схема и тех инструкция и т. д.);
- знаком с профессиями и специальностями (чертёжник, архитектор, топограф, картограф
и др.);
- умеет соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными
массовыми профессиями к личным качествам человека (апробация профессиональных
знаний и умений в рамках тематического урока).
Оценка знаний и умений учащихся по черчению.
Нормы оценок при устной проверке знаний.

Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов
по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного
материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической
последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при
чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей
испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного
представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки
второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных
условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанные выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих
вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей ли наиболее важной части
материала;
б) ответы строит несвязанные, допускает существенные ошибки, которые не может
исправить даже с помощью учителя.
Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы
и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и
описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и
сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки
второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет
самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления
соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но
несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые
исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую
тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически
допускает существенные ошибки.
✓ применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том
числе с элементами конструирования).
Тематическое планирование
8 класс 34 часа

1.
2.
3.
4.

1.

2.
3.

4.
5.

темы
количество часов
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ
1ч
ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
4ч
ЧЕРТЕЖЕЙ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
4ч
ПОСТРОЕНИЯ
СПОСОБЫ
8ч
ПРОЕЦИРОВАНИЯ
Итого
17 ч
Тематическое планирование
9 класс 34 часа

проекты

темы
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О
СПОСОБАХ
ПРОЕЦИРОВАНИЯ
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ

количество часов
1ч.

проекты

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ
ПОВЕРХНОСТЕЙ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ С
ПЛОСКОСТЬЮ
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ
ЧЕРТЕЖЕЙ
Итого

5ч.

2 ч.

12 ч.

12 ч.
1 ч.

3ч.

34 ч

Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения:
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами 300, 600, 900,
450, 450, 900.
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.

- Ластик
- Тетрадь в клетку.
- Формат А4.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для
7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-224с.
2. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. – М.:
Просвещение, 2004.-413с.
3. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. – М.:
Просвещение, 2004.-239с.
4. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2004.-192с.
5. Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных
учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа; Издательский центр
«Академия», 2005.-224с
6. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2004.
7. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
8. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение: Учеб. для студентов высших
технических учебных заведений. – М.: Высшая школа.: 2005. – 351 с.
9. Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое пособие для
учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96 с.
10. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др.
«Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский
и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006.-159 с.
11. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. М.:
Просвещение, 2005.-109с
12. Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.
13. Справочник по черчению. Осипов В.К. Чекмарев А.А. - М.: Издательский центр
«Академия» 2006 г. - 336 с.
14. Презентации по темам курса черчения.
15. Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для студ. высш. учеб.
заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 472
с
16. Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений /Под
ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., Вентана-Граф, 2006г.
17. Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2004
- 76 с.
Для учащихся:
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для
7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 224с.
2. Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д.
Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.:
Изд. Оникс 21 век, 2006 - 64 с.
3. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
4. Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.
Перечень учебно-методического обеспечения

Класс
8- 9

Учебники
(автор, название,
год издания, кем
рекомендован или
допущен,
издательство)
Ботвинников А.Д.
Черчение:
Учебник для 7-8
кл.
общеобразоват.
учреждений/ А.Д.
Ботвинников,
В.Н. Виноградов,
И.С.
Вышнепольский.–
М.: АСТ:
Астрель, 2008 г.
Допущен
Министерством
образования и
науки РФ.

Методические
материалы

Дидактические
материалы

Материалы
для контроля

1. Черчение:
Программы
общеобразовательны
х учреждений. - М.:
Просвещение, 2004 76с.

1. Подшибякин
В.В. Черчение.
Практикум. –
Саратов: Лицей,
2006.-144с.

1.Василенко
Презента
Е. А., Жукова ции к урокам
Е. Т.
Карточкизадания по
черчению для
7 класса. – М.:
Просвещение,
2004.-413с.

2.
Методика
обучения черчению и
графике.
Учебнометодическое
пособие
для
учителей./ Павлова
А. А. Жуков С. В. М.: Владос 2004 - 96
с.
3. Методическое
пособие по
черчению: К
учебнику А. Д.
Ботвинникова и др.
«Черчение. 7-8
классы»/ А. Д.
Ботвинников, В. Н.
Виноградов, И. С.
Вышнепольский и
др. – М.: ООО
«Издательство
Астрель»: ООО
«Издательство
АСТ», 2006.-159 с.

2. Василенко Е.
А., Жукова Е. Т.
Карточки-задания
по черчению для
7 класса. – М.:
Просвещение,
2004.-413с.
3. Василенко Е.
А., Жукова Е. Т.
Карточки-задания
по черчению для
8 класса. – М.:
Просвещение,
2004.-239с.

2.Василенко
Е. А., Жукова
Е. Т.
Карточкизадания по
черчению для
8 класса. – М.:
Просвещение,
2004.-239с.

Интернет-ресурсы,
ЦОР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».