РП читательская грамотность

1

РАССМОТРЕНО
И СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
протокол № 1 от 30.08.2021

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
№ 169 от 30.08.2021
МБОУ «СОШ № 10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
МОДУЛЬ
«ОСНОВЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Класс – 6 – 9 классы
Год составления – 2021
Учителя – Шурупова Н.С., Аристархова Т.В., Елисеева Н.А., Задорская О.В.,
Колодяжная О.В., Гудзь С.Н., Высоцкая З.А.

2

Программа модуля «Основы читательской грамотности» курса
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 4
года обучения и предназначена для учащихся 6-9-х классов.
Программа включает три раздела:
• «Результаты освоения курса внеурочной деятельности»;
• «Содержание курса внеурочной деятельности» с указанием форм
организации и видов деятельности;
• «Тематическое планирование».
Рабочая программа разработана в соответствии с:
• Программой
курса «Развитие функциональной грамотности
обучающихся (5-9 классы)».- Самара: СИПКРО, 2019;
• Основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ СОШ № 10 г. Выборга.

3

Планируемые результаты
Личностные:
обучающийся оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по
отношению к прочитанному.
Метапредметные и предметные результаты:
Класс
Метапредметные и предметные
Уровень понимания и применения.
6 класс
Обучающийся применяет извлеченную из текста
информацию для решения разного рода проблем
Уровень анализа и синтеза
7 класс
Обучающийся анализирует и интегрирует
информацию, полученную из текста
Уровень оценки (рефлексии)
8 класс
в рамках предметного содержания
Обучающийся оценивает форму и содержание текста в
рамках предметного содержания
9 класс
Уровень оценки (рефлексии) в рамках
метапредметного содержания
Обучающийся оценивает форму и содержание текста в
рамках метапредметного содержания

4

Содержание курса.
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности по восприятию и
пониманию письменного текста. Цель чтения – раскрытие смысловых связей
(понимание) речевого произведения, представленного в письменном виде.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Читательская грамотность обучающегося основной
общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и
пониманию учебных текстов разной функциональной направленности
(научных/учебно-научных, научно-популярных; официально-деловых,
публицистических, инструктивных, художественных), разных жанров (статьи
учебников, словарные статьи в словарях различных типов, энциклопедиях и
др.; законы, договоры, конвенции и др.; очерки, репортажи, интервью, реклама
и др.; инструкции различных типов; рассказы, повести, романы и др.); с
умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать
её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной
жизни.
В контексте школьного образования читательская грамотность имеет
метапредметную природу и способствует развитию предметных компетенций,
формируемых в процессе обучения всем без исключения учебным
дисциплинам.
Читательская деятельность в условиях информационного общества
характеризуется изменениями в самом процессе чтения и условиях его
осуществления (например, чтение с экрана), а также в свойствах и условиях
существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки
(электронные носители с возможностями нелинейного представления текста,
система гиперссылок). Эти изменения «наряду с целым рядом социальных и
лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно
разворачивающийся книжный текст большого объёма всё труднее
воспринимается и прочитывается детьми».
Целью программы модуля «Основы читательской грамотности»
является развитие функциональной грамотности учащихся 6-9 классов как
индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Задачи:
развитие способности человека
• находить и извлекать информацию различного предметного содержания из
текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях,
• понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

5

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, проект.
В ходе реализации программы проводится текущая (выполнение заданий
в ходе занятия), рубежная (по окончании модуля) аттестация в форматах,
предусмотренных методологией и критериями оценки качества общего
образования в общеобразовательных организациях на основе практики
международных исследований качества подготовки обучающихся.

6

Тематическое планирование
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 10 на реализацию модуля «Основы читательской грамотности» курса внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность» в 6-9-х классах отводится по 0,5 часа в неделю, итого по 17 часов в год.

6 класс (17 часов)
Из них
Всего
часов Теория
Практика

Формы деятельности

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах.
Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

0,5

0,5

Беседа, конкурс.

1

0,5

0,5

Работа в парах.

2

0,5

1,5

Беседа, конкурс.

2

0,5

1,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

2

0,5

1,5

Круглый стол, ролевая
игра.
Круглый стол, ролевая
игра.
Круглый стол, ролевая
игра.
Работа в парах.

1

0,5

0,5

Квест, круглый стол.

№

Тема занятия

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

7

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, 1
репортаж).
10. Типы задач на грамотность. Интерпретационные
2
задачи.
11. Работа со сплошным текстом. Работа с несплошным 2
текстом: таблицы и карты.

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Проведение рубежной аттестации
Итого

0
5,5

1
11,5

9.

1
17

Круглый стол,
дискуссия.
Квест, игра «Что? Где?
Когда?».
Беседа, дискуссия в
формате свободного
обмена мнениями.
Тестирование

8

7 класс (17 часов)

№

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник
информации.
2. Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля. Общественная ситуация
в текстах.
3. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели дальнейшего
использования?
4. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение).
5. Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для анализа.
6. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
7. Работа с несплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы.
Проведение рубежной аттестации.
Итого
1.

Всего
часов

Из них

2

Теория
0,5

Формы деятельности
Практика
1,5
Беседа, конкурс.

2

1

1

Работа в парах.

2

0,5

1,5

Беседа, круглый стол,
ролевая игра.

2

0,5

1,5

3

0

3

Квест, дискуссия,
круглый стол.
Деловая игра.

2
2

0,5
0

1,5
2

Квест, круглый стол.
Деловая игра.
Тестирование.

3

2
14

2
17

9

8 класс (17 часов)

№

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации.
2. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.
3. Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменённой ситуации?
4. Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы)
5. Поиск ошибок в предложенном тексте.
6. Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
7. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация).
Проведение рубежной аттестации.
Итого
1.

Из них
Всего
часов Теория
Практика

Формы деятельности

2

0,5

1,5

Беседа, конкурс.

2

1

1

Работа в парах.

3

0,5

2,5

Беседа, круглый стол.

2

0,5

1,5

Квест, дискуссия.

2
2

0
0,5

2
1,5

Квест, круглый стол.
Квест, круглый стол.

2

0

2

Деловая игра.

2
17

0
3

2
14

Тестирование.

10

9 класс (17 часов)
№
Тема занятия
1.

2.
3.

4.
5.

Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст
как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного
стиля. Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать
степень достоверности содержащейся в тексте
информации?
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.

Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
7. Работа со смешанным текстом.
Составные тексты (рубежная аттестация).
Проведение рубежной аттестации.
Итого
6.

Всего
часов

Из них

2

Теория
0,5

Формы деятельности
Практика
1,5
Беседа, конкурс.

2

1

1

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Деловая игра, круглый
стол.
Работа в группах,
соревнование в
формате КВН.
Квест, круглый стол.

3

0

3

Деловая игра.

2
17

0
3,5

2
13,5

Тестирование.

Работа в парах,
дискуссия.
Квест, круглый стол.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».