РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол № 1 от 30.08.2021 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «СОШ № 10» № 269 от 30.08.2021 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету “ Черчение” Программа составлена на основании авторской Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов. - М.: Просвещение, 2018. Год составления – 2021 Класс – 9 Учитель – Федорова Галина Алексеевна, учитель ИЗО и черчения 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение». В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности обучающихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников. Личностные результаты изучения черчения подразумевают: - формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического творчества; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; - накопление опыта графической деятельности; - формирование творческого отношения к проблемам; - развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности; - гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; - подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Метапредметными результатами освоения учащимися программы «Черчение» являются: Регулятивные УУД: - формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - уметь планировать пути достижения намеченных целей; - уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; - уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета; - формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления; - уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях. Познавательные УУД: - формировать и развивать компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; - самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства; - самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: - уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; - уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; - вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи; - овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные результаты: В познавательной сфере: Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование, конструирование; - овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; - приемы работы с чертежными инструментами - правила выполнения чертежей; - основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; - принципы построения наглядных изображений; - анализировать графический состав изображений; - проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; -приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека; - пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой; -выражать средствами графики идеи, намерения, проекты. в мотивационной сфере: - формирование представлений о мире профессий; - согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности; в коммуникативной сфере: - владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации - установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта - сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; - адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; высказываний; - практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; в физиолого-психологической сфере: - развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши), достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций при моделировании; - соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований; - сочетание образного и логического и пространственного мышления в чертёжной деятельности. Выпускник научится: - выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД; - рационально использовать чертежные инструменты; - основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости; - понимать способы построения несложных аксонометрических изображений; - осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; - выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием; - приемам основных геометрических построений; - основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение; - основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов - основным правилам условности изображения и обозначения резьбы; - основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел; - применять методы вспомогательных секущих плоскостей; - узнавать на изображениях соединение деталей; - характеризовать особенности выполнения строительных чертежей; - пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; - анализировать графический состав изображений; - читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов; - выбирать необходимое число видов на чертежах; - применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием; - выполнять необходимые разрезы; - правильно определять необходимое число изображений; - выполнять чертежи резьбовых соединений деталей; - читать и детализировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей; - применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); - читать несложные строительные чертежи. В результате обучения учащийся 9 класса: - владеет приёмами работы с чертёжными инструментами; - выполняет простейшие геометрические построениями; - владеет основными сведениями о ЕСКД; - умеет выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера; - владеет правилами выполнения чертежей, приёмами чтения чертежей; - выбирает главный вид, определяет необходимое и достаточное число видов на чертежах и правильно располагать их на формате; - знает и применяет основы прямоугольного проецирования на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции; -владеет принципами построения наглядных изображений; - выполняет геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей; - читает и выполняет чертежи и наглядные изображения несложных предметов; - наносит размеры с учётом формы предмета; - применяет графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием; - читает и выполняет эскизы несложных предметов; - проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; - выполнят необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей; - применят разрезы в аксонометрических проекциях: - различает типы разъемных и неразъемных соединений; - изображает резьбу на стержне и в отверстии, понимает условные изображения и обозначения резьбы на чертежах, читает обозначение метрической резьбы; - выполняет несложные сборочные чертежи, пользуется ЕСКД и справочной литературой; - выполняет чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений; - читает и детализирует чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из 3-6 деталей; - читает несложные архитектурно-строительные чертежи; - выполняет несложные строительные чертежи; - ориентируется на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов; - знаком информационными технологиями в производстве, конструировании и моделировании, перспективными технологиями; -анализируют форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам; - осуществляют несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; - читает и выполняет виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов; - анализирует графический состав изображений; - читает и выполняет наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски; - проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; - приводит примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека; - подробно ознакомиться с историей развития чертежа и вкладом выдающихся русских изобретателей и инженеров в развитие чертежа; - навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера (справочный материал, схема и тех инструкция и т. д.); - знаком с профессиями и специальностями (чертёжник, архитектор, топограф, картограф и др.); - умеет соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека (апробация профессиональных знаний и умений в рамках тематического урока). 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.) Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.) Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.) Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей). СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (6 ч.) Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (5 ч.) Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали. Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (6ч.) Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение разрезов в аксонометрических проекциях. СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (6 ч.) Чертежи типовых соединений деталей (1 ч.). Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочные чертежи изделий (5 ч.). Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Детализирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования. ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (1 ч.) Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Защита проекта Обязательный минимум графических и практических работ в 9 классе (Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.) 1.Чертеж «плоской» детали. 2.Чертеж детали (с использованием геометрических построений). 3.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.). 4.Построение третьей проекции по двум данным. 5.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета). 6. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета). 7.Чертеж детали с применением сечений и разрезов 8. Чертеж сборочного бокового соединения 9. Чтение сборочного чертежа 10. Защита проекта Тематическое планирование 9 класс 34 часа 1. 2. 3. 4. 5. 2. 4. 5. темы ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ количество часов 1ч СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ Итого 6 ч. 1 ч. проекты 5ч 4ч 6ч 1 ч. 5ч. 6ч. 34 ч 1ч. Оценка знаний и умений учащихся по черчению. Нормы оценок при устной проверке знаний. Оценка 5 ставится, если ученик: а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений; б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии; в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя. Оценка 4 ставится, если ученик: а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает; б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности; в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится, если ученик: а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил; б) ответ дает неполный, несвязанные выявляющий общее понимание вопроса; в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности; Оценка 2 ставится, если ученик: а) обнаруживается незнание или непонимание большей ли наиболее важной части материала; б) ответы строит несвязанные, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя. Нормы оценок при выполнении графических и практических работ. Оценка 5 ставится, если ученик: а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно; б) при необходимости умело пользуется справочными материалами; в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки. Оценка 4 ставится, если ученик: а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь; б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом; в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений; Оценка 3 ставится, если ученик: а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно; б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя. Оценка 2 ставится, если ученик: а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь; б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки. ✓ применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).