РП по черчению - 9 класс (1)

РАССМОТРЕНО и
СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
протокол № 1 от 30.08.2021

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ «СОШ № 10»
№ 269 от 30.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
“ Черчение”

Программа составлена на основании авторской Ботвинников, И.С.
Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов. - М.: Просвещение,
2018.
Год составления – 2021
Класс – 9
Учитель – Федорова Галина Алексеевна, учитель ИЗО и черчения

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение».
В условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования
следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности
обучающихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения черчения подразумевают:
- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах технического
творчества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- накопление опыта графической деятельности;
- формирование творческого отношения к проблемам;
- развитие образного мышления и освоение способов творческого самовыражения личности;
- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы «Черчение» являются:
Регулятивные УУД:
- формировать навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
- уметь планировать пути достижения намеченных целей;
- уметь самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
- уметь адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной
задачи;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;
- формировать рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
- уметь демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях.
Познавательные УУД:
- формировать и развивать компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя
недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, самостоятельно
выбирая основания для указанных логических операций;
- самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД:
- уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою
точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии,
аргументировать собственную точку зрения;
- умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою
точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и
диалогической формами речи;
- овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять
и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
Использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов:
наблюдение, измерение, моделирование, конструирование;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приемы работы с чертежными инструментами
- правила выполнения чертежей;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости
проекций;
- принципы построения наглядных изображений;
- анализировать графический состав изображений;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
-приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности
человека;
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями,
справочной литературой;
-выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
в мотивационной сфере:
- формирование представлений о мире профессий;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно - трудовой деятельности;
в коммуникативной сфере:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения
собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для
оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
овладение устной и письменной речью; высказываний;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и
техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными инструментами
(циркуль, транспортир, треугольники, маркированные карандаши), достижение необходимой
точности движений при выполнении различных технологических операций при моделировании;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом
технологических требований;

- сочетание образного и логического и пространственного мышления в чертёжной деятельности.
Выпускник научится:
- выполнять чертежи в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
- рационально использовать чертежные инструменты;
- основам прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости;
- понимать способы построения несложных аксонометрических изображений;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их
частей;
- выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с преобразованием;
- приемам основных геометрических построений;
- основным правилам выполнения и обозначения сечений, а также их назначение;
- основным правилам выполнения и обозначения простых и сложных разрезов
- основным правилам условности изображения и обозначения резьбы;
- основным способам построения развёрток преобразованных геометрических тел;
- применять методы вспомогательных секущих плоскостей;
- узнавать на изображениях соединение деталей;
- характеризовать особенности выполнения строительных чертежей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
- выполнять необходимые разрезы;
- правильно определять необходимое число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и детализировать чертежи объектов, состоящих из 5—7 деталей;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе
с элементами конструирования);
- читать несложные строительные чертежи.
В результате обучения учащийся 9 класса:
- владеет приёмами работы с чертёжными инструментами;
- выполняет простейшие геометрические построениями;
- владеет основными сведениями о ЕСКД;
- умеет выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить
необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
- владеет правилами выполнения чертежей, приёмами чтения чертежей;
- выбирает главный вид, определяет необходимое и достаточное число видов на чертежах и
правильно располагать их на формате;
- знает и применяет основы прямоугольного проецирования на три взаимно перпендикулярные
плоскости проекции;
-владеет принципами построения наглядных изображений;
- выполняет геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей;
- читает и выполняет чертежи и наглядные изображения несложных предметов;
- наносит размеры с учётом формы предмета;
- применяет графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
- читает и выполняет эскизы несложных предметов;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
- выполнят необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и
деталей;
- применят разрезы в аксонометрических проекциях:

- различает типы разъемных и неразъемных соединений;
- изображает резьбу на стержне и в отверстии, понимает условные изображения и обозначения
резьбы на чертежах, читает обозначение метрической резьбы;
- выполняет несложные сборочные чертежи, пользуется ЕСКД и справочной литературой;
- выполняет чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
- читает и детализирует чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из 3-6 деталей;
- читает несложные архитектурно-строительные чертежи;
- выполняет несложные строительные чертежи;
- ориентируется на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;
- знаком информационными технологиями в производстве, конструировании и моделировании,
перспективными технологиями;
-анализируют форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим
разверткам;
- осуществляют несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их
частей;
- читает и выполняет виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
- анализирует графический состав изображений;
- читает и выполняет наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки
и наброски;
- проводит самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
- приводит примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности
человека;
- подробно ознакомиться с историей развития чертежа и вкладом выдающихся русских
изобретателей и инженеров в развитие чертежа;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения
параметров технологического процесса; выбора, проектирования, конструирования, моделирования
объекта труда и технологии с использованием компьютера (справочный материал, схема и тех
инструкция и т. д.);
- знаком с профессиями и специальностями (чертёжник, архитектор, топограф, картограф и др.);
- умеет соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми
профессиями к личным качествам человека (апробация профессиональных знаний и умений в
рамках тематического урока).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ.
Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для
выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров
на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и
длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности,
сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части
(деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (6 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции.
Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях
проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах
(расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и
прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение
размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция
окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и
аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и
рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (5 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное
расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их
части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих
форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака
квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений.
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка,
окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного
изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических
задач, в том числе творческих.
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (6ч.)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные,
фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный). Применение
разрезов в аксонометрических проекциях.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (6 ч.)
Чертежи типовых соединений деталей (1 ч.). Выбор количества изображений и главного
изображения. Условности и упрощения на чертежах. Общие понятия о соединении деталей.
Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений
(сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и
справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий (5 ч.). Обобщение и систематизация знаний о сборочных
чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового
обучения. Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных
деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Детализирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (1 ч.)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных
чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных
чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического
оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Защита проекта
Обязательный минимум графических и практических работ в 9 классе
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)
1.Чертеж «плоской» детали.
2.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
3.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек,
отрезков, граней и пр.).
4.Построение третьей проекции по двум данным.
5.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
6. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).
7.Чертеж детали с применением сечений и разрезов
8. Чертеж сборочного бокового соединения
9. Чтение сборочного чертежа
10. Защита проекта

Тематическое планирование
9 класс 34 часа

1.
2.
3.
4.
5.
2.
4.
5.

темы
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ
ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
ЧЕРТЕЖЕЙ
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
ПОСТРОЕНИЯ
СПОСОБЫ
ПРОЕЦИРОВАНИЯ
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ
ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ

количество часов
1ч

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ
ЧЕРТЕЖЕЙ
Итого

6 ч.
1 ч.

проекты

5ч
4ч
6ч

1 ч.

5ч.
6ч.

34 ч

1ч.

Оценка знаний и умений учащихся по черчению.
Нормы оценок при устной проверке знаний.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их
изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала
и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с
использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении
чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает
небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления;
правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного
характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей,
изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанные выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и
частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей ли наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанные, допускает существенные ошибки, которые не может исправить
даже с помощью учителя.
Нормы оценок при выполнении графических и практических работ.
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и
аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно
аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного
характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без
дополнительных объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает,
обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую
тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые
исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает
существенные ошибки.
✓ применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с
элементами конструирования).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».