Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования.
Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию.
Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников.
Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
С 2004 года наша школа осуществляет предпрофильную подготовку в 8 - 9 классах. Организация предпрофильной подготовки в школе осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами федерального, окружного, городского и школьного уровней и включает в себя систему элективных курсов, а также проведение профориентационной и информационной работы.
Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки
Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.
Задачи:
- оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;
- обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;
- обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;
- развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-й ступени;
- ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.
Этапы предпрофильной подготовки:
- пропедевтический (8-й класс);
- основной (9-й класс, сентябрь - март);
- заключительный (9-й класс, апрель - июнь).