СПЕЦИФИКАЦИЯ
Годовой контрольной работы для обучающихся 3 класса начальной школы
по окружающему миру (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Работа предназначена для проведения процедуры итоговой аттестации учащихся 3 класса по предмету «Окружающий мир».
С помощью данной работы оцениваются индивидуальная общеобразовательная подготовка учащихся и качество освоения требований
к результатам обучения ФГОС начального общего образования по окружающему миру.
Контрольная работа охватывает содержание, включенное в УМК «Школа России» по учебнику «Окружающий мир», автор А.А.
Плешаков.
Работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, тематике заданий и сложности, проверяют достижение одних
и тех же планируемых результатов обучения.
В работе использованы задания разного типа, различающиеся требованиями к содержанию и форме представления ответа. Возможно,
что это вызовет у учащихся затруднения при записи ответов. Поэтому рекомендуется накануне проведения работы провести с учащимися
тренировочное занятие, содержание которого прилагается далее.
В контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
- с выбором одного или нескольких ответов;
- на установление последовательности и соответствия;
- со свободным кратким ответом (требуется записать ответ в виде числа или слова на отведенном месте;
- со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; - ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (нескольких
слов), РО – развернутый ответ (запись объяснения полученного ответа).
Система оценки выполнения работы
За верное выполнение заданий А1-10, основной части работы выставляется 1 балл. За выполнение заданий В1-3 выставляется от 0 до
2 баллов. Таким образом, за выполнение основной части работы максимально можно получить 16 баллов. Если обучающийся получает за
выполнение заданий основной части работы не менее 10 баллов (из 16), то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по
учебному предмету «Окружающий мир» 3-го класса. При получении 13-16 баллов можно констатировать, что обучающийся имеет
достаточно прочную базовую подготовку.
За выполнение каждого задания дополнительной части работы С1-2 в зависимости от правильности и полноты ответа выставляется от
0 до 3 баллов. Таким образом, максимально за дополнительную часть работы можно получить 6 баллов. Результаты выполнения
дополнительных заданий позволяют составить представление о возможностях учащихся справляться с нестандартными учебными и
практическими ситуациями.
Ниже приведен план итоговой работы по окружающему миру для 3 класса, в котором представлены проверяемые базовые умения и
примерное время выполнения каждого задания.
Итоговая таблица сформированности предметных умений и УУД.
Номер
задания
Предметные
А1
А2
A3
Различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества.
Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком.
Осознавать значение природных богатств, необходимость бережного
отношения к природным богатствам.
Различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества.
Классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым
царствам и другим изученным группам.
Устанавливать связь между строением и работой различных органов и
систем органов человека.
Соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать
дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям.
Различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества.
Использовать знания о строении и жизнедеятельности организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым
царствам и другим изученным группам.
Установление причинно-следственных связей.
Обнаруживать связи между экономикой и экологией, установление
причинно-следственных связей.
Знать страны – соседи России и их столицы.
Владение способами решения задач творческого
характера.
Использовать карту для поиска информации при заполнении таблицы.
Владение способами решения задач творческого характера
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
Bl
B2
B3
С1
С2
Познавательные
Владеть базовыми
предметными
понятиями
Владеть логическими
операциями
Регулятивные
Принимать и сохранять
учебную
задачу.
Осуществлять
личностную
и
познавательную
рефлексию
Критерии оценивания контрольной работы
Номер А1
задания
Балл
1
А2
A3
А4
А5
А6
А7
А8
1
1
1
1
1
1
1
А9 A I 0
1
1
В1
В2
ВЗ
С1
С2
1 (допущена
одна ошибка);
2 (всё выполнено верно)
1 (допущено
1-2 ошибки);
2 (установлено верное соответствие)
1 (допущено
1-2 ошибки);
2 (установлена верная последовательность)
3 (допущена
одна ошибка);
3 (всё выполнено верно)
3 (дан краткий ответ);
3 (дан полный
ответ)
Интерпретация и оценка результатов итоговой работы
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать соотношение балла, полученного учеником за выполнение
работы и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент
от максимального балла).
Считается, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился более, чем с 59% заданий базового и повышенного
уровней сложности.
Балл, полученный обучающимся по результатам выполнения итоговой контрольной работы по окружающему миру, определяет
уровень достижения учащимся планируемых результатов обучения.
Уровень, оценка ООП НОО
Высокий «5»
Повышенный «4»
Базовый «3»
Критический «2»
Уровень, оценка АООП НОО
Высокий «5»
Повышенный «4»
Базовый «3»
Критический «2»
Тестовый балл
21-22
17-20
14-16
13 и менее
Тестовый балл
19-22
15-18
11-14
10 и менее
Итоговая контрольная работа
по окружающему миру
учени __ 3 класса «…» МБОУ СОШ №30
Ф.И.
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
В работе вам встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет
выбрать ответ из нескольких предложенных и поставить крестик рядом с ответом,
который вы считаете верным.
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в
виде числа или слов в специально отведенном для этого месте.
В работе будут задания, в которых надо записать краткий ответ и объяснение этого
ответа.
Внимательно читайте задания!
Одни задания покажутся вам легкими, другие – трудными. Если вы не знаете, как
выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время,
можно ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или
запиши тот ответ, который считаете верным.
Желаем успеха!
Вариант 1
Часть I
При выполнении заданий этой части (задания 1-10) отметь Х номер, которой
соответствует выбранному тобой ответу.
А 1. Какое вещество полностью растворяется в воде?
1)морской песок
2) соль
3) почва
4) крахмал
А2. Укажи связь между природным материалом, изделием и профессией человека.
А) писатель
Б) древесина
В) бумага
1) А — Б — В
2) В — А — Б
3) Б — В — А
4) А — В — Б
А 3. Что такое заповедник?
1) Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной.
2) Участок земли, предназначенный для отдыха людей.
3) Участок земли, где выращивают редкие растения со всего мира.
4) Участок земли, где разводят разных редких животных.
А 4. Что не входит в состав воды?
1) соли
2) кислород
3) водород
4) углекислый газ
А 5. Какие растения живут в сырых местах, достаточно жизнеспособные, но не
имеют цветков?
1) цветковые растения
2) папоротники
3) лиственные растения
4) хвойные растения
А 6. Какие органы образуют дыхательную систему?
1) носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие
2) скелет, мышцы
3) головной мозг, спинной мозг, нервы
4) почки, мочеточники, мочевой пузырь
А 7. Почему на велосипеде запрещается перевозить груз, который сильно выступает
за его габариты?
1) габаритный груз тяжело укрепить на багажнике велосипеда
2) габаритный груз некрасиво смотрится при перевозке на велосипеде
3) габаритный груз создаёт опасность управлению велосипедом
4) нет верного ответа
А 8. Какое полезное ископаемое имеет следующие свойства: тяжелее воды,
пластичное, плохо пропускает воду, коричневого или белого цвета?
1) нефть
2) песок
3) глина
4) каменный уголь
А 9. Как называется наука, изучающая строение человека?
1) астрономия
2) диетология
3) физиология
4) анатомия
А 10. Укажи пару, в которой первое животное обитает севернее второго.
1) пингвин- рысь
2) тушканчик- морж
3) тигр- тупик
4) песец - сайгак
Часть II
При выполнении заданий этой части запиши ответ.
В 1. В какое время года сова охотится днём?
Ответ: ________________________________________
В 2. Какая наука помогает сделать экономику более безопасной для людей и всей
природы?
Ответ__________________________________________
В 3. Назови столицу Великобритании.
Ответ: ____________________________________________
Часть III
При выполнении задания этой части запиши ответ в прямоугольнике.
C1. Используя карту Западного полушария, заполни таблицу.
Материки
Части света
Океаны
С2. Предложи способы защиты окружающей среды.
Всего баллов
Учитель:
Уровень
Отметка
Итоговая контрольная работа
по окружающему миру
учени __ 3 класса «…» МБОУ СОШ №30
Ф.И.
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
В работе вам встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет
выбрать ответ из нескольких предложенных и поставить крестик рядом с ответом,
который вы считаете верным.
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в
виде числа или слов в специально отведенном для этого месте.
В работе будут задания, в которых надо записать краткий ответ и объяснение этого
ответа.
Внимательно читайте задания!
Одни задания покажутся вам легкими, другие – трудными. Если вы не знаете, как
выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время,
можно ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или
запиши тот ответ, который считаете верным.
Желаем успеха!
Вариант 2
Часть I
При выполнении заданий этой части (задания 1-10) отметь Х номер, которой
соответствует выбранному тобой ответу.
А 1. Укажи искусственное тело.
1) карандаш
3) трава
2) облако
4) Луна
А 2. Укажи связь между природным материалом, изделием и профессией человека.
А) кирпич
1) Б — А — В
2) В — Б — А
Б) строитель
В) глина
3) А — Б — В
4) В — А — Б
А 3. Что происходит с воздухом при нагревании?
1) растворяется
3) окрашивается
2) расширяется
4) сжимается
А 4. Укажи основную причину загрязнения воды в водоёмах.
1) использование воды в производстве
2) использование воды в быту
3) слив сточных вод фабрик и заводов
4) замер глубины воды в водоёмах
А 5. Укажи растение, которое относится к группе водорослей.
1) камыш
3) морская капуста
2) василёк
4) ива
А 6. Какие органы образуют опорно-двигательную систему?
1) носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие
2) почки, мочеточники, мочевой пузырь
3) головной мозг, спинной мозг, нервы
4) скелет, мышцы
А 7. Какие автомобили принадлежат к классу грузовиков, оснащены специальными
сигналами, сиренами? Этому транспорту все всегда должны уступать проезжую
часть дороги.
1) все грузовые машины
2) машины специального назначения
3) трамваи и троллейбусы
4) велосипеды и самокаты
А 8. Укажи самый большой океан.
1) Северный Ледовитый океан
2) Атлантический океан
3) Индийский океан
4) Тихий океан
А 9. Как называется наука, изучающая работу органов человека?
1) астрономия
2) диетология
3) физиология
4) анатомия
А 10. Укажи пару, в которой второе животное обитает южнее первого.
1) Тигр- белый медведь
2) Павлин- белая куропатка
3) Белая сова- носорог
4) Газель –северный олень
Часть II
В 1. Какой ягодный кустарничек не знает листопада?
Ответ: ________________________________________________
В 2. Назови место, где залегают полезные ископаемые.
Ответ:
В 3. Назови столицу Германии.
Ответ:
Часть III
При выполнении задания этой части запиши ответ в прямоугольнике.
C1. Используя карту Восточного полушария, заполни таблицу.
Материки
Части света
Океаны
С2. Запиши, зачем создаются заповедники.
Всего баллов
Учитель:
Уровень
Отметка
Ответы к итоговой контрольной работе
Вариант 1
Номер
задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
В1
В2
В3
С1
Ответы
2
3
1
4
2
1
3
3
4
4
летом
экология
Лондон
Материки
Евразия
Части света
Европа и Азия
Африка
Северная Америка
Африка
Америка
Южная Америка
Австралия
Антарктида
Австралия
Антарктида
Океаны
Северный Ледовитый, Тихий,
Атлантический, Индийский
Индийский, Атлантический
Северный Ледовитый, Тихий,
Атлантический
Тихий, Атлантический
Тихий, Индийский
Тихий, Атлантический, Индийский
Вариант 2
Номер
задания
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
А8
А9
А10
В1
В2
В3
С1
Ответы
1
4
2
3
3
4
2
4
3
3
земляника, брусника, черника, клюква
месторождение
Берлин
Материки
Части света
Евразия
Европа и Азия
Африка
Северная Америка
Африка
Америка
Океаны
Северный Ледовитый, Тихий,
Атлантический, Индийский
Индийский, Атлантический
Северный Ледовитый, Тихий,
Южная Америка
Австралия
Антарктида
Австралия
Антарктида
Атлантический
Тихий, Атлантический
Тихий, Индийский
Тихий, Атлантический, Индийский