Годовая контрольная работа по обществознанию (промежуточная аттестация)
для учеников 8 класса
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании
экономической сферы общества?
Государство; безработица; банковский кредит; авторитаризм; образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании
политической сферы общества?
1)
2)
3)
4)
искусство, наука
федерация, республика
семья, этнос
издержки, прибыль
1)
2)
3)
4)
3. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на
протяжении жизни социально значимых качеств человека?
личность
темперамент
индивид
талант
1)
2)
3)
4)
4. В узком смысле слова под обществом следует понимать
территорию, имеющую определенные границы
социальную организацию страны
объединение любителей старинных книг
политическую организацию государства
1)
2)
3)
4)
5. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и
очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный
социальный опыт, Леонид становится
гражданином
личностью
работником
индивидом
1)
2)
3)
4)
6. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля
принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки.
Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится
это общество?
традиционному
индустриальному
информационному
постиндустриальному
7. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и
доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования.
Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая
широкая аудитория. Назовите эту форму культуры
1) элитарная
2) народная
3) доминирующая
4) массовая
1)
2)
3)
4)
8. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он
с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени
образования находится Костя?
основное общее образование
среднее общее образование
среднее профессиональное образование
дополнительное образование
1)
2)
3)
4)
9. Что относится к гуманитарным наукам?
история
физика
химия
математика
10. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.
Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Влияние науки на общественное развитие в современном мире понизилось.
Б. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения об образовании в современном обществе?
А. Образование в современном обществе продолжается на протяжении всей жизни человека.
Б. В современном обществе происходит интернационализация образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи в
определенный период времени и по определенным ценам, называется
1)
2)
3)
4)
спрос
специализация
прибыль
предложение
14. Иван приобрел в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример иллюстрирует
1) распределение
2) обмен
3) производство
4) потребление
1)
2)
3)
4)
15. Отличительным признаком рыночной экономики является
решение основных вопросов экономики
государственная собственность на средства производства
конкуренция производителей
натуральный характер хозяйства
16. Верны ли следующие суждения о потребительском спросе?
А. Потребительский спрос ограничен размерами индивидуального дохода.
Б. Потребительский спрос ограничен ценами на товары-заменители.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
17. Новогодние праздники многие граждане стремятся встретить за городом, в домах отдыха,
пансионатах. Еще осенью многие из них заказывают путевки. Какое экономическое явление
проявляется в данном факте?
1)
2)
3)
4)
спрос
инфляция
прибыль
предложение
18. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на
поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести
экономику страны Z?
1)
2)
3)
4)
командному
рыночному
плановому
традиционному
1)
2)
3)
4)
19. Цена пакета сока — 45 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?
средство обращения
мера стоимости
средство накопления
мировые деньги
20. На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует множество различных
религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные)
религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства,
а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:
1) неотъемлемая часть культуры одного народа
2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций
3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира
4) вера в сверхъестественные силы
Черты сходства Черты различия
21. Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики. Сравните эти
два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые
номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:
1)
2)
3)
4)
решение проблемы ограниченности ресурсов
многообразие форм собственности, в том числе частная собственность
одним из факторов производства выступает труд
что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство
Черты сходства Черты различия
22. Установите соответствие между примерами деятельности государства и функциями
государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в первом столбце,
подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
А) обеспечение охраны правопорядка
Б) организация работы общественного транспорта
В) выплата пенсий, субсидий
Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских центров
Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1) социальное обеспечение населения
2) производство общественных благ
23. Установите соответствие между характерными чертами и областями (формами) культуры: к
каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) логичность и доказательство выводов
Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир
В) вера в сверхъестественное
Г) строгое следование ритуалам
Д) объективное отражение действительности
ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ
1) религия
2) наука
24. Рассмотрите фотографию.
Какой вид экономической деятельности осуществляет изображенная на иллюстрации женщина?
Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт,
сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните
каждое из правил.
25. Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не
выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо
связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».
В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему правильно
поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Критерии оценивания
Контрольная работа включает в себя 25 задания: 22 заданий с кратким ответом и 3 задания с
развёрнутым ответом.
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут
Ответы к заданиям 2–19 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру
правильного ответа. Ответом к заданиям 20-23 является последовательность цифр. Ответы
запишите без запятых, пробелов и прочих символов. Ответом к заданиям 1, 24, 25 – является
развернутый ответ.
Правильное выполнение каждого из заданий 2 – 21 оценивается 1 баллом. Задание считается
выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по
выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение заданий 22, 23 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным
верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания,
и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своем месте, лишние
символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан
не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0
баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне
зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Задание 1 оценивается в 2 балла
Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого
одного из них
Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий,
раскрыт смысл верного понятия.
ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия.
ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл.
ИЛИ Правильно выписаны два верных понятия, смысл только
одного из них раскрыт верно, а другого – неверно
Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, раскрыт
только смысл лишнего понятия.
ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних понятий, смысл
верного понятия не раскрыт или раскрыт неверно.
ИЛИ Выписано только одно верное понятие.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию
задания.
ИЛИ Ответ неправильный
2
1
0
Задание 24 оценивается в 3 балла
Даны правильные ответы на четыре вопроса
Дан правильный ответ на первый вопрос, приведены только два других элемента
3
2
Дан правильный ответ на первый вопрос, приведён только один другой элемент.
ИЛИ Дан только правильный ответ на первый вопрос
1
Дан неправильный ответ на первый вопрос / ответ на первый вопрос отсутствует
независимо от наличия других элементов.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию
задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Задание 25 оценивается в 2 балла
Даны правильные ответы на два вопроса
2
Дан правильный ответ только на один любой вопрос
1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Итог работы – 31 балл
Тестовый балл
0 -15
15 - 21
22 - 26
27 - 31
Оценка
«2»
«3»
«4»
«5»