ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
Первый блок
вопросы по программным произведениям
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Черты классицизма в комедии.
Почему Д.И. Фонвизин назвал комедию «Недоросль»?
Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина (на выбор «К Чаадаеву», «Анчар).
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Отношение героев к жизни и творчеству.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Как Петр Гринев выполнял наказ отца?
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Заочная экскурсия по Белогорской крепости.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Анализ эпизода «Первая встреча П.Гринева с Е.
Пугачевым» (глава «Вожатый»).
9. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Калмыцкая сказка «Орел и ворон». Анализ.
10. Почему роман А.С. Пушкина называется «Капитанская дочка»?
11. Мцыри как романтический герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Отрывок
наизусть.
12. Н.В. Гоголь комедия «Ревизор». Заочная экскурсия по губернскому городу N.
13. Образы чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
14. Н.В. Гоголь «Ревизор». Почему, по мнению автора, «Хлестаков- самый трудный
образ в пьесе»?
15. Почему Н.В. Гоголь назвал пьесу «Ревизор» комедией?
16. Н.В. Гоголь повесть «Шинель». Образ Акакия Акакиевича.
17. Н.В. Гоголь «Шинель». Смысл финала повести.
18. Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
19. Образ Петербурга в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
20. Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Изображение войны и защитников
Севастополя.
21. М.А. Булгаков «Собачье сердце». В чем смысл названия повести?
22. М.А. Булгаков «Собачье сердце». О чем нас заставляет задуматься эксперимент,
проведенный профессором Преображенским?
23. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Образ главного героя. Отрывок
наизусть.
24. М.А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа.
25. А.И. Солженицын. «Матренин двор». Образ Матрены.
26. Сравните рассказ Е. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».
Какое произведение оказало на вас более сильное впечатление? Почему?
27. Образ родины в русской поэзии начала ХХ века. (на выбор А.А. Блок «Россия»,
И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...», Н.А. Оцуп «Мне трудно без России», О.Э.
Мандельштам «Ленинград» и др.). Чтение наизусть.
28. Лирика Н.А.Заболоцкого. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения по
выбору.
29. Стихотворения, ставшие песнями. В.С. Высоцкий, Р. И. Рождественский, Б. Ш.
Окуджава. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения по выбору.
1. Житие как жанр литературы. Определение, композиция, пример произведения.
2. Классицизм как направление в литературе.
3. Жанры лирики. Определение. Примеры. (Ода, баллада, лирическое стихотворение,
элегия, дружеское послание, песня, романс)
4.
5.
6.
7.
Жанры эпоса. Определение. Примеры. (Рассказ, новелла, повесть, роман)
Роды и жанры литературы.
Романтизм как направление в литературе.
Драматические жанры. Определение. Примеры. (Комедия, трагедия, драма,
водевиль и другие).
8. Реализм как направление в литературе.
9. «Маленький человек» в русской литературе. Определение. Примеры произведений.
10. Сатира. Жанры сатиры. Определение. (Басня, эпиграмма, пародия, комедия и др.)
11. Стихотворные размеры. Определение. Примеры произведений. (Ямб, хорей,
дактиль, амфибрахий, анапест).
12. Средства выразительности речи. Определение. Примеры. (Метафора, эпитет,
сравнение, гипербола).
Критерии оценивания годовой контрольной работы по литературе в 8 классе
Устный ответ
При оценивании устных ответов экзаменационная комиссия руководствуется
следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- соответствие ответа поставленному вопросу; полнота ответа на него;
- знание текста и понимание содержания изучаемого произведения;
- умение анализировать художественное произведение с опорой на текст;
- логичность и последовательность ответа, владение монологической литературной
речью.
«5»
«4»
«3»
«2»
Ответ соответствует поставленному вопросу, обладает полнотой,
демонстрирует знание и понимание изучаемого произведения, умения его
анализировать логично и последовательно строить высказывание, владение
монологической литературной речью. Фактические ошибки отсутствуют.
Ответ соответствует поставленному вопросу, но недостаточно полный,
демонстрирует знание и понимание изучаемого произведения, умение его
анализировать логично и последовательно строить высказывание; владение
монологической литературной речью, допускается 1-2 ошибки в
содержании ответа.
Ответ соответствует поставленному вопросу, но неполный, демонстрирует
в основном знание и понимание изучаемого произведения, умение логично
и последовательно строить высказывание, но ограниченные навыки анализа
текста, недостаточно свободное владение монологической литературной
речью, допускается несколько ошибок в содержании ответа, его
построении и речевом оформлении.
Ответ не соответствует поставленному вопросу, демонстрирует незнание
существенных вопросов содержания произведения, неумение его
анализировать, логично и последовательно строить высказывание, слабое
владение монологической литературной речью. Допущено большое
количество ошибок в содержании ответа, его построении и речевом
оформлении.
Выразительное чтение
При оценивании выразительного чтения экзаменационная комиссия руководствуется
следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- точность и чёткость воспроизведения текста с соблюдением норм произношения;
- правильность расстановки логических ударений и пауз;
- соответствие интонации темпа чтения содержанию произведения;
- владение средствами выражения эмоционально-образного настроения,
соответствующего произведению.
«5»
Текст воспроизведён без ошибок, чётко, внятно, с соблюдением норм
орфоэпии, требований к технике чтения, ученик обладает умением
расставлять логические ударения, паузы, умело использует разнообразные
средства
эмоционально-образной
выразительности
исполнения
литературного произведения
«4»
Текст воспроизведён без ошибок или с 1-2 ошибками , которые ученик
исправляет сам, без подсказки; в основном соблюдает нормы орфоэпии,
выполняет требования к технике чтения, владеет умением расставлять
логические ударения, паузы, использует некоторые средства
эмоционально-образной выразительности исполнения литературного
произведения
«3»
Текст воспроизведён с ошибками (не более 3-5 в зависимости от объёма
текста), ученику требуется подсказка учителя, допускаются отдельные
нарушения норм орфоэпии, при этом ученик в основном соблюдает
требования к технике и логике чтения, но не владеет умением
эмоционально-образной выразительности исполнения литературного
произведения
«2»
Текст воспроизведён с ошибками (более 6 в зависимости от объёма
исполняемого произведения) или не воспроизводится; допускаются
многочисленные нарушения норм орфоэпии; не соблюдаются требования к
технике и логике чтения, ученик не владеет умением эмоциональнообразной выразительности исполнения литературного произведения,
читает невнятно, монотонно