Промежуточная аттестация обучающихся Обществознание 9 класс

Годовая контрольная работа по обществознанию (промежуточная аттестация)
для учеников 9 класса.
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при
описании экономической сферы общества?
Государство; безработица; банковский кредит; авторитаризм; образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

1)
2)
3)
4)

2. Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи
в определенный период времени и по определенным ценам, называется
спрос
специализация
прибыль
предложение

1)
2)
3)
4)

3. Иван приобрел в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример
иллюстрирует
распределение
обмен
производство
потребление
4. Доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление
определенной трудовой услуги, называют

1)
2)
3)
4)

прибылью
зарплатой
дивидендом
стимулом
5. Понятия «акцизы», «таможенная пошлина», «антимонопольное
законодательство» характерны для

1)
2)
3)
4)

государственного регулирования экономики
функционирования фондового рынка
развития кредитования
финансирования бизнеса
6. Увеличение количества самостоятельных продавцов на рынке бытовой техники
привело к снижению цен на нее. Это результат

1) государственного регулирования
2) ценового сговора производителей
3) технического прогресса

4) конкурентной борьбы
1)
2)
3)
4)

7. Отличительным признаком рыночной экономики является
решение основных вопросов экономики
государственная собственность на средства производства
конкуренция производителей
натуральный характер хозяйства

8. Верны ли следующие суждения о потребительском спросе?
А. Потребительский спрос ограничен размерами индивидуального дохода.
Б. Потребительский спрос ограничен ценами на товары-заменители.
1)
2)
3)
4)

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

1)
2)
3)
4)

9. Новогодние праздники многие граждане стремятся встретить за городом, в
домах отдыха, пансионатах. Еще осенью многие из них заказывают путевки.
Какое экономическое явление проявляется в данном факте?
спрос
инфляция
прибыль
предложение

1)
2)
3)
4)

10.В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить,
ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу
хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
командному
рыночному
плановому
традиционному

1)
2)
3)
4)

11.Цена пакета сока — 45 рублей. Какая функция денег проявилась в данном
примере?
средство обращения
мера стоимости
средство накопления
мировые деньги
12. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их
установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему
государства.
Б. В Российской Федерации с физических лиц взимаются исключительно прямые
налоги.

1)
2)
3)
4)

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
13.Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и
мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики

1)
2)
3)
4)

рыночной
традиционной
командной
конкурентной
14.В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях⁠гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах
производства. В этом проявляется процесс

1)
2)
3)
4)

приватизации
национализации
монополизации
стандартизации
15.Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы
производства. Такая ситуация характерна для экономики

1)
2)
3)
4)

традиционной
командной
кризисной
рыночной
16.Верны ли следующие суждения о деньгах?

А. Деньги выполняют роль средства обращения.
Б. Деньги выражают стоимость товаров и услуг.
1)
2)
3)
4)

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
17.Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. Заработная плата — цена трудовых услуг, предоставляемых наемными
работниками.
Б. При сдельной оплате труда зарплата определяется объемом произведенной
работником продукции.
1)
2)
3)
4)

верно только A
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

18.В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая
дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика
страны Z имеет рыночный характер?
1) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
2) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
3) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную
предприятиями прибыль.
4) Государственный комитет по строительству определяет, что и где строить для
развития производства.
19.Верны ли следующие суждения о безработице?
А. Умеренная безработица является характерной чертой рыночной экономики.
Б. Застойная безработица — это длительная безработица, чередующаяся с краткими
периодами временной, случайной работы.
1)
2)
3)
4)

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

1)
2)
3)
4)

20.Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики.
Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую
колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку —
порядковые номера черт различия:
решение проблемы ограниченности ресурсов
многообразие форм собственности, в том числе частная собственность
одним из факторов производства выступает труд
что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство

Черты сходства Черты различия

21.В приведенном списке указаны черты сходства и черты различия между
прямыми и косвенными налогами. Выберите и запишите в первую колонку
таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые
номера черт различия.
1)
2)
3)
4)

обязательный безвозмездный платеж
устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу
не могут быть переложены на других лиц
взимаются как с юридических, так и с физических лиц

Черты сходства Черты различия
22.Установите соответствие между примерами деятельности государства и
функциями государства в рыночной экономике: к каждому элементу, данному в
первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
А) обеспечение охраны правопорядка
Б) организация работы общественного транспорта
В) выплата пенсий, субсидий
Г) государственное финансирование строительства диагностических медицинских
центров
Д) бесплатное обеспечение отдельных групп граждан лекарственными препаратами
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1) социальное обеспечение населения
2) производство общественных благ
23.Установите соответствие между продаваемыми товарами и видами рынков: к
каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго
столбца.
ТОВАР
А) партия никеля
Б) загородный дом
В) облигации государственного займа
Г) акции компании по добыче нефти
Д) складское помещение
ВИД РЫНКА
1) фондовый
2) недвижимости
3) сырьевой

24.Рассмотрите фотографию.

Какой вид экономической деятельности осуществляет изображенная на иллюстрации
женщина? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный
социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой
деятельности и кратко поясните каждое из правил.
25.Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет,
Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне
отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на
номер ***».
В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему
правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2,
указав номер задания.
Критерии оценивания
Контрольная работа включает в себя 25 задания: 22 заданий с кратким ответом и
3 задания с развёрнутым ответом.
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут
Ответы к заданиям 2–19 записываются в виде одной цифры, которая соответствует
номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 20-23 является
последовательность цифр. Ответы запишите без запятых, пробелов и прочих
символов. Ответом к заданиям 1, 24, 25 – является развернутый ответ.
Правильное выполнение каждого из заданий 2 – 21 оценивается 1 баллом. Задание
считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в
инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение заданий 22, 23 оценивается 2 баллами. Задание считается
выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции
по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый
символ в ответе стоит на своем месте, лишние символы в ответе отсутствуют.
Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ,
который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0
баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0
баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Задание 1 оценивается в 2 балла
Правильно выписаны два верных понятия, раскрыт смысл любого
2
одного из них
1
Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних
понятий, раскрыт смысл верного понятия.
ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия.
ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт его смысл.
ИЛИ Правильно выписаны два верных понятия, смысл только
одного из них раскрыт верно, а другого – неверно
Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних
понятий, раскрыт только смысл лишнего понятия.
ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано одно или несколько лишних
понятий, смысл верного понятия не раскрыт или раскрыт неверно.
ИЛИ Выписано только одно верное понятие.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
Задание 24 оценивается в 3 балла
Даны правильные ответы на четыре вопроса
Дан правильный ответ на первый вопрос, приведены только два других
элемента
Дан правильный ответ на первый вопрос, приведён только один другой
элемент.
ИЛИ Дан только правильный ответ на первый вопрос
Дан неправильный ответ на первый вопрос / ответ на первый вопрос
отсутствует независимо от наличия других элементов.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

0

3
2
1
0

Задание 25 оценивается в 2 балла
Даны правильные ответы на два вопроса

2

Дан правильный ответ только на один любой вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие
требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный

0

Итог работы – 31 балл

Тестовый балл

Оценка

0 -15
15 - 21
22 - 26
27 - 31

«2»
«3»
«4»
«5»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».