Образец итоговой контрольной работы по химии за курс химии 2025 – 2026 у.г.
Пояснительная записка к итоговой контрольной работы по химии
для 10 класса (базовый уровень).
1. Структура тестовой работы.
Вариант тестовой работы состоит из двух частей и включает 20 заданий. Все задания теста
построены на основе учебного материала основных блоков содержания курса химии 10 класса
(базового уровня).
Часть 1(А) содержит 18 заданий с выбором ответа, трёх уровней сложности. Их обозначение в
работе: А1; А2; А3; …..А18.
Задания с выбором ответа ориентированы на проверку усвоения значительного количества
элементов содержания курса химии 10 класса.
В первой части работы выполнение задания предполагает выбор одного из 4-х предложенных
вариантов ответа, удовлетворяющий условию задания. Для этого каждый ответ последовательно
соотносится с условием задания.
Часть 2 (В) содержит 2 задания с кратким ответом, повышенного уровни сложности, на
установление соответствий позиций, представленных в двух множествах и с одним выбором
ответа в последовательности химических превращений. Их обозначение в работе: В1; В2.
2. Распределение заданий тестовой работы по содержательным блокам (разделам) курса
химии 10 класса и уровню сложности работы.
2.1. При определении содержания проверочных заданий тестовой работы по отдельным блокам
учебного материала учитывалось, какой объём каждый из них занимает в курсе химии 10 класса.
Пропорционально времени на изучение отдельных тем в курсе распределено и количество заданий
по данной теме.
Содержательные блоки
Кол-во заданий
Уровень сложности
1
2
число % от общего числа уровень уровень
заданий
Теория химического строения
3
15%
1
2
Углеводороды
5
25%
1
3
Природные
источники 1
5%
1
углеводородов
Кислородсодержащие
6
30%
1
4
вещества
Углеводы
1
5%
1
Азотсодержащие соединения
2
10%
1
1
Полимеры
1
5%
1
Техника безопасности
1
5%
1
итого
20
100%
8
10
3
уровень
1
1
2
2.2. В целях соотнесения содержания тестовой работы с общими целями обучения химии в 10
классе предлагаемые в итоговой работе задания ориентированы на проверку овладения
определенными видами умений, которые соответствуют требованиям учебного стандарта.
Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Виды проверяемых умений
Классифицировать:
органические вещества (по составу и свойствам);
химические реакции (по известным признакам).
Называть
вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.
3.
Определять:
3.1.
3.2.
3.3
4
4.1.
5
5.1
строение атомов, валентность, степень окисления химических элементов;
вид химической связи в органических веществах;
изомеры и гомологи по структурным формулам;
Характеризовать:
состав, свойства и применение основных классов органических соединений;
Составлять:
уравнения химических реакций с участием органических соединений различных
типов;
Объяснять:
закономерности в изменении свойств веществ;
сущность изученных видов химических реакций.
Проводить
вычисления по химическим формулам и уравнениям
Планировать
проведение эксперимента по распознаванию и идентификации важнейших
органических соединений (на уровне качественных реакций);
деятельность при проведении эксперимента
6.
6.1.
6.2.
7.
7.1.
8.
8.1.
8.2.
4. План итоговой контрольной работы по химии для учащихся 10 класса.
№
задания
Обозначение
в работе
Проверяемые элементы Проверяемые
содержания
умения
3.1.
Уровень
сложности
задания
1
Время
на
выполнение
задания
1
1
А1
2
А2
3
А3
4
5
6
А4
А5
А6
7
А7
8
А8
9
10
А9
А10
11
А11
12
13
А12
А13
14
А14
15
16
17
А15
А16
А17
18
19
20
А18
В1
В2
Теория
химического
строения
Природные источники
углеводородов
Азотсодержащие
соединения
Техника безопасности
Углеводороды
Кислородсодержащие
вещества
Теория
химического
строения
Кислородсодержащие
вещества
Углеводороды
Кислородсодержащие
вещества
Азотсодержащие
соединения
Углеводороды
Теория
химического
строения
Кислородсодержащие
вещества
Углеводы
Углеводороды
Кислородсодержащие
вещества
Полимеры
Углеводороды
Кислородсодержащие
вещества
4.1.
1
1
1.1. 4.1.
1
1
8.2.
2.1
4.1.
8.1.
1
2
2
1
2
2
1.1.
3.3.
2
3
1.2 6.2.
2
2
7.1.
4.1. 6.1.
3
2
3
2
1.1.
2
2
2
2
2
3
4.1.
2
2
1.1.
1.1.
1.1.
1
1
1
1
1
1
1
2
3
1
5
4
1.2.
3.3.
1.1
1.1
5.1.
5.1.
4.1.
4.1.
5. Время выполнения работы.
Примерное время, отводимого на выполнение отдельных заданий составляет:
1) для каждого задания части 1 - 1-3 минуты;
2) для каждого задания части 2 - до 5 минут;
Общее время, отведенное на выполнение работы, составляет 40 минут.
6. Система оценивания отдельных заданий работы в целом.
Верное выполнение каждого задания части 1(А) и задания В2 оценивается 1 баллом.
В части 2 выполнение заданий В1 оценивается в соответствии со шкалой: 0; 1; 2 балла. За
полный верный ответ ставится максимально 2 балла; неполный правильный ответ оценивается в 1
балл; за неверный ответ ставится 0 баллов.
Максимальное число баллов за работу: 21 баллов.
Перевод оценки в пятибалльную систему:
Оценка
Процент выполнения заданий
Количество баллов
«5» отлично
85-100%
18-21
«4» хорошо
60-84%
13-17
«3» удовлетворительно
40-59%
8-12
«2» неудовлетворительно
До 39%
до7
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение работы отводится 40 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 20 заданий.
Часть 1 включает 18 задания (A1-A18). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из
которых только один правильный. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте
все варианты предложенных ответов. При выполнении задания части А обведите кружком номер
выбранного ответа. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 состоит из 2 заданий (В1-В2). В задании В1 необходимо установить соответствие
между элементами первого и второго столбца и соединить ответы линиями. В задании В2 выбрать
один правильный ответ и записывать в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В
случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических
элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде,
электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени
пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если
после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным
заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один
или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное
количество баллов.
Итоговая контрольная работа по химии для 10 класса (базовый уровень).
Часть А.
К каждому из заданий А1-А18 даны 4 варианта ответа, из которых только один
правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А 1. В органическом веществе углерод проявляет валентность
А) II
Б) III
В) V
Г) IV
А 2. В состав природного газа входит
А)пентан
Б) метан
В) бензол
Г) этанол
А 3. Укажите наиболее верное и полное определение аминов
А) это производные аммиака, в молекуле которых один, два или все три атома замещены на
углеводородные радикалы. Б) это органические вещества, содержащие аминогруппу – NH2,
связанную с углеводородным радикалом
В) это органические вещества, содержащие нитрогруппу – NO2, связанную с углеводородным
радикалом
Г) это органические вещества, содержащие в своём составе атомы азота
А 4. Карболовой кислотой называют вещество:
А) С2Н4О2
В) С6Н6О
Б) С2Н6О
Г) СН2О
А 5. Название углеводорода с формулой: СН3― СН― СН2 ― СН ― СН3
А) 2, 4 – метилпентан
Б) 2, 4 – диметилпентан
СН3
СН3
В) 2, 4 – диметилгексан
Г) 2, 4 - метилгексан
А 6. Реактив, с помощью которого можно распознать пробирки, содержащие глицерин, глюкозу
и уксусную кислоту
А) водород
В) карбонат натрия
Б) гидроксид меди (II)
Г) аммиачный раствор оксида серебра (I)
А 7. Выберите формулу гомолога пропанола-1
А) СН3 ― СН2 ― СН2 ― ОН
В) СН3 ― СН2 ― СН2 ― СН2 ― ОН
Б) СН3 ― СН ― СН3
Г) СН3 ― С ― СН2 ― СН3
║
ОН
О
А 8. Уравнение реакции этерификации
А) С2Н5ОН + С2Н5ОН → С2Н5 О С2Н5 + Н2О
В) С2Н4 + Н2О ↔ С2Н5ОН
Б) С2Н5ОН ↔ С2Н4 + Н2О
Г) С2Н5ОН + СН3СООН ↔ СН3СОО С2Н5
А 9. Объём кислорода необходимого для сжигания 20 л пропана (н.у.) равен
А) 60 литров
Б) 20 литров
В) 100 литров
Г) 200 литров
А 10. Этиловый спирт образуется при спиртовом брожении
А) муравьиной кислоты
Б) глюкозы В) уксусной кислоты
А 11. Анилин относится к
А) предельным углеводородам
Б) предельным аминам
Г) уксусного альдегида
В) ароматическим аминам
Г) ароматическим углеводородам
А 12. Бензол вступает в реакцию замещения
А) с кислородом
Б) с галогенами
В) с водородом
Г) с хлороводородом
А 13. Определите сколько веществ изображено следующими формулами
СН3 ― СН ― СН2 ― СН3
СН3 ― СН ═ СН ― СН3
СН3
СН3
СН2
СН3 ― С― СН3
А) 3
СН3 ― СН ― СН3
СН3 ― СН ― СН3
СН3
Б) 4
СН2 ― СН3
СН ― СН3
║
СН ― СН3
СН3
В) 5
Г) 6
А 14. Выберите формулу мыла
А) СН3СООNa
Б) СН3СООС2Н5
А 15. К моносахаридам относят
А) сахароза
Б) крахмал
В С17Н35СООNa
В) глюкоза
А 16. Тройная связь содержится в молекулах
А) алкинов
Б) алкенов
В) алканов
А 17. Глицерин относится к классу
А) кетонов
Б) спиртов
В) альдегидов
А 18. К природным полимерам относится
А) капрон
Б) вискоза
В) целлюлоза
Г) С15Н31СООС18Н37
Г) целлюлоза
Г) аренов
Г) сложных эфиров
Г) полиэтилен
Часть В.
При выполнении задания В1 установите соответствие между элементами первого и
второго столбика. Соедините линиями правильные ответы. При выполнении задания
В2 выберите один вариант ответа из четырёх предложенных.
В 1. Установите соответствие между формулами веществ и классами углеводородов, к которым
относятся данные вещества
Формулы веществ:
Классы углеводородов:
1) СН2 ═ СН ― СН ═ СН2
А) алкены
2) СН2 ═ СН ― СН3
Б) алкины
3) СН3 ― СН2 ― С ≡ СН
В) алкадиены
4 )СН3 ― СН3
Г) алканы
Д) арены
В2. Осуществите цепочку превращений СаС2
С2Н2 С2Н4О С2Н5СООН
Назовите органические вещества по международной номенклатуре.
С2Н5СООNa
Ответы на тестовое задание для 10 класса.
А1
А2
А3
А4
А5
А6
А7
В
А
Г
Г
Б
В
В
А8
А9
А10
А11
А12
А13
А14
Г
В
А
В
В
А
Б
А15
А16
А17
А18
В1
В2
А
В
А
В
1 – Г, 2 – А,
3 – Б, 4 - В
А