Промежуточная аттестация обучающихся Русский язык 10 класс

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 КЛАСС
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число), или слово (словосочетание), или
последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
В попытке классификации молний Араго был […] не первым. Древние римляне,
например, делили молнии «по предназначению».
Так, у них были молнии национальные, семейные, индивидуальные.
Кроме того, молнии могли быть предупреждающие, подтверждающие чью-то власть,
увещевательные, угрожающие...
Считается, что древние довольно правильно оценивали свойства молнии, в частности,
стремление ее двигаться по металлам. «Особую любовь» молнии к металлам заметил в
своей «Метрологии» еще Аристотель: «Случалось, что медь щита расплавлялась, а дерево,
его покрывающее, оставалось невредимым».
Наставник императора Нерона философ Сенека писал: «Серебро расплавляется, а
кошелек, в котором оно заключалось, остается невредимым». Плиний тоже когда-то
заметил, что «золото, медь, серебро, заключенные в мешке, могут быть расплавлены
молнией, а мешок не сгорит и даже восковая печать не размягчится».
Издавна известны случаи, когда молнией был причинен значительный материальный
ущерб.
В декабре 1773 года разрушено в Бретани 24 колокольни.
8 августа 1769 года молния поразила Сен-Назерскую башню в городе Беосчия (Италия),
где хранились все пороховые запасы Венецианской республики — 1030 тонн. Взрыв был
ужасен — башня целиком оказалась в воздухе, раздробленная на тысячи обломков,
которые каменным дождем упали на город. Приблизительно шестая часть зданий города
была полностью разрушена, остальные были в угрожающем состоянии. Погибло более трех
тысяч человек.
Все эти случаи, разумеется, вызваны отсутствием громоотвода. Сейчас такого
практически не бывает.
Из книги В. П. Карцева «Приключения великих уравнений»

1. Самостоятельно подберите наречие со значением усиления отрицания, которое
должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это
наречие.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое
значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите
номера ответов.

1) ПОПЫТКА. Действие, поступок с целью осуществить что-нибудь, добиться чегонибудь. Попытка не удалась. Сделать попытку убедить кого-либо.
2) ВЛАСТЬ. Органы управления какой-либо административной единицы. Власти города
приняли решение.
3) ПЕЧАТЬ. Напечатанные произведения, периодические издания, а также любое
издательское дело. Работники печати. Отзывы печати о чем-либо.
4) СЛУЧАЙ. Подходящее время, обстоятельство. Представился случай. Стихи на случай.
5) ЧАСТЬ. Доля, отдельная единица, которая подразделяется в целом. Разделять на
части. Часть яблока.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента
текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для
рассуждения характерно активное использование риторических вопросов.
2) Текст-повествование может быть информативным, ведь он не только рассказывает о
событии, но и объяснят его, включает интересные факты.
3) Отраженные в событии действия иллюстрируют тему текста, логически связаны друг с
другом.
4) Основные стилевые особенности текста: документальная точность (говорится о
реальных, а не о вымышленных лицах, событиях), логичность.
5) В тексте широко используются цитирование, выполняющее функции иллюстрирования
приведённых фактов.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) щЕмит
2) осведомИшься
3) срЕдства

4) прожИвший
5) танцОвщица
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения соответствуют нормативам по освещённости.
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ способность населения зависит от многих факторов.
На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.
Истоки современного ГУМАНИЗМА восходят к эпохе Возрождения.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив
употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы
современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.

Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и
стремится показывать им образец во всём.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.

капает со СВЕЧЕЙ
НАИБОЛЕЕ удачно
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ помощниками
ЕХАЙ прямо
новых ПОЛОТЕНЕЦ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в
которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении сложного предложения

Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого
слова
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Я очень любил маму, никакой обиды на неё не имел, просто я её отлично понимал,
хорошо её знал: она уделяла внимание прежде всего на тех людях, которые в нём
нуждались.
2) Была суббота, он отпустил рабочих раньше времени, сбежал с косогора, окунулся
несколько раз в ледяную воду Алмаатинки и, фыркая и сопя, растёрся докрасна мохнатым
полотенцем.
3) Я хотел сказать, что мечтаю о том, чтобы мои записи прочитали многие и чтобы мой
опыт помог кому-то.
4) В нём совмещались те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают
возвышенный образ, делавший иногда не только нашего солдата непобедимым, но и
великомучеником.
5) В этом горном краю камней было много, но каждый из них как-то сам по себе
устроился на подходящем для него месте, кроме одного, самого угрожающе огромного.
6) Сначала я долго гулял, а после возвращения домой, расположившись в беседке,
страницы нового романа захватили меня до самого вечера.
7) Согласно предъявленным документам, лейтенант был занесён в штат секретной
службы.
8) Публикация написанной Гоголем поэмы «Ганц Кюхельгартен» ещё в гимназии была
встречена критикой Петербурга насмешками, после чего Гоголь сжёг все книги с этой
поэмой, забрав их у книгопродавцев.
9) Услышав шум и подумав о том, что не начинается ли на площади что-то интересное,
Николай собрался, сунул в карман клочок газеты и быстрыми шагами отправился к
площади.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A

Б

В

Г

Д

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и
та же буква. Запишите номера ответов.

1) к..питан, р..внина, выт..чить (на станке)
2) п..ролон, ш..ссе, пр..спект
3) д..ректива, ст..пендия, д..ван
4) д..легация, выб..лить (стены), ун..верситет
5) т..бурет, л..зурь, ярм..рка
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и
та же буква. Запишите номера ответов.

1) не..держанный, бе..шумный, чере..страничный
2) с..митировать, сверх..дея, супер..нтеллектуальный
3) пр..сыщенный, беспр..кословно, пр..одолеть
4) раз..гнавшись, под..брать, пр..говорить (два часа)
5) от..явленный, с..ёжиться, нав..ючивать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вкрадч..вый, отапл..вать
2) продл..вать, син..ва
3) леденц..вый, ухаж..р
4) экзотич..ский, увес..стый
5) свидетельн..ца, задабр..ваемый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дремл..щий, (они) гон..тся (друг за другом)
2) установл..нный, неуправля..мый
3) (они) шепч..тся, маш..щий (крыльями)
4) (вы) остан..тесь, встрет..вшись

5) насто..нный, леле..мый
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется
РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька.
2) В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ)КОШЕННЫЕ луга.
3) Щёки у неё были круглые и красные, а губы (НЕ)ЕСТЕСТВЕННО алые.
4) Было совершенно (НЕ)ЯСНО, почему они так долго смотрят на этот простой рисунок.
5) Почему-то нас он сразу (НЕ)ВЗЛЮБИЛ.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.

1) На громкий лай собак сбежалось (ПОЛ)ДОМА: хозяева, слуги, а ТАК(ЖЕ) дети,
игравшие на террасе. −
2) Нужно, ЧТО(БЫ) каждая фраза выражала мысль или образ, (ПРИ)ТОМ по
возможности точно и полно.
3) Очередную партию дед с внуком сыграли (В)НИЧЬЮ, внук просил сыграть ещё, но
дедушка молча встал с кресла и отправился во двор, так что уговаривать его теперь было
уже (БЕЗ)ТОЛКУ.
4) Мастеровой удивлённо поднял глаза (В)ВЕРХ и (ТОТ)ЧАС поразился, обрадовался.
5) Катастрофа не произойдёт, если, имея (В)ВИДУ климатические изменения,
(ВО)ВРЕМЯ принять меры.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и выронила золочё(3)ую пудре(4)ицу из рук.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите
номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его
признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает
внимание читателя и усиливает образность.
4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему
пределом человеческого счастья.
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не растерявшийся и в этой ситуации Остап (1) уклонился вправо (2) отыскивая глазами
лодку (3) с сидящим в ней (4) верным Ипполитом Матвеевичем.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разговаривая с тобою (1) милая моя (2) я (3) наконец (4) пришёл к одной-единственной
мысли: если мы (5) нежный (6) друг мой (7) друг без друга дышать не можем (8) однако
(9) воля родителей препятствует нашему благополучию, нельзя ли нам будет обойтись без
неё?
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Неподалёку находилось поместье (1) владельцы (2) которого (3) мало что заслужили,
кроме худой о себе славы по округе (4) где их не любили (5) несмотря на то что (6) никто
уже даже не мог сказать (7) из-за чего (8) именно появилась такая ненависть.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он только чувствовал (1) что поза у него была неестественная, напряжённая (2) и (3)
что (4) поэтому офицеры (5) которые умеют держаться в седле (6) должны нравиться
Манюне больше, чем он.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же
правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Севернее города Одинцово раскинулся Подушкинский лесопарк — живописная лесная
территория. (2)Этот лес получил своё название благодаря селу Подушкино и лично Ивану
Владимировичу Подушке — помещику, которому принадлежали эти земли в XV веке.
(3)Село Подушкино и прилегающие к нему леса не раз меняли хозяев: так, одно время
этими угодьями владел Илья Данилович Милославский, дед царевны Софьи и двух
царей — Фёдора III и Ивана V. (4)А в XIX веке в Подушкино провели железную
дорогу — здесь появились дачники.

(5)Сейчас, прогуливаясь по парку, можно увидеть двухсотлетние дубы, однако бóльшая
часть сохранившихся на сегодня деревьев появилась 50−80 лет назад. (6)По оценкам
биологов, в Подушкинском лесу обитает 73 вида животных, причём помимо привычных
белок и зайцев в лесной глуши можно увидеть норы барсука и встретить орешниковую
соню — небольшого грызуна, занесённого в Красную книгу. (7)Зелёные дятлы, глухари,
рябчики, чёрные коршуны и сапсаны — эти редкие птицы также обитают на территории
Подушкинского лесопарка. (По материалам интернета)
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительновыразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) Лучи солнца ворвались в окна и заиграли яркими медными пятнами на темных обоях,
на скатерти, на хрустале, на лицах обедающих.
(А. И. Куприн)
Б) Поют весёлые птицы, гудят невидимые струны, сочный воздух леса весь дрожит,
полон ласковой музыки.
(М. Горький)
В) Нет в мире неба без орла.
Нет без орла вершины.
Нет в мире музыки без слез,
Нет правды без ошибки.
(М. А. Дудин)
Г) Точно небо, высока ты,
Точно море, широка ты,
Необъятная дорога молодежная!
(М. И. Лебедев-Кумач)
Д) Только тогда будешь в силах воздержаться от злых дел, когда научишься
воздерживаться от злых мыслей.
(Л. Н. Толстой)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) анафора

2) инверсия
3) метафора
4) бессоюзие
5) парцелляция
6) многосоюзие
7) риторическое восклицание
8) эпифора
9) эпитет
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Прочитайте текст и выполните задания 23-26
(1)С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. (2)Дверь почему-то оказалась
открытой, в тёмной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, положив на
клеёнку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту.
— (3)Что это вы в темноте? — спросила Нина.
(4)Евгения Ивановна не взглянула в её сторону.
(5)Нина вышла, разделась, принялась растапливать плиту и всё оглядывалась на
Евгению Ивановну — та сидела всё так же неподвижно, изредка роняя:
— Вот беда-то, батюшки…
(6)Нина подошла, тронула за плечо:
— Что с вами, тётя Женя?
(7)Евгения Ивановна мельком посмотрела на Нину и опять уставилась на плиту:
— Вот беда-то…
(8)Нину тревожили не слова, а эта напряжённая поза и глаза, которые никуда не
смотрели, хотя были открыты. (9)Нина смотрела на острый, странно изменившийся,
вытянутый профиль, и на неё дохнуло липким страхом.
— (10)Сейчас поставлю чай…

(11)Она чистила картошку, мыла её, ставила на плиту и всё думала: где и какая беда?
(12)Уж не передавали ли чего по радио? (13)Что-нибудь про Сталинград или Ленинград?..
(14)И тут ей показалось, что Евгения Ивановна улыбнулась, задохнувшийся голос
забормотал бессмыслицу. (15)Теперь Нине стало по-настоящему страшно. (16)Она
выскользнула тихонько в сени, оттуда — во двор, побежала к Ипполитовне.
— (17)Пойдёмте к нам. (18)Там тётя Женя чего-то… (19)Сидит… (20)Бормочет…
(21)Она вроде не в себе. (22)Я боюсь…
(23)Кряхтя и постанывая, Ипполитовна поднялась с постели. (24)Старушка пошла,
держась за стенки, перехватываясь руками. (25)Нина поддерживала её.
(26)Евгения Ивановна всё так же сидела лицом к плите и даже не взглянула на них.
— (27)Ты чего это, в одёже? — с порога окликнула Ипполитовна.
(28)А Евгения Ивановна будто и не слышала. (29)Она только заелозила шершавыми
ладонями по клеёнке, как будто сметала крошки.
(30)Ипполитовна подошла, тяжело опустилась на стул, взяла её за руки, потянула к себе:
— Ай неможется?..
(31)Евгения Ивановна осмысленно посмотрела на неё, сдвинув брови, как будто
силилась и не могла понять обращённые к ней слова. (32)А потом опять страшно
оскалилась — то ли улыбнулась, то ли собиралась заплакать, — запёкшимися губами
прошептала:
— Помнишь, сон-то страшный я видела? — (33)Она упала головой на стол. —
(34)Мужа убили!.. (35)А Колюшка, сын — без вести…
(36)Нина зажала рот рукой. (37)Ипполитовна постепенно оправлялась от испуга,
приходила в себя и уже скребла маленькими пухлыми руками по спине Евгении Ивановны.
— (38)Ты погоди… (39)Сразу-то не верь. (40)Ты погоди… (41)Похоронки-то кто
пишет? (42)Писари. (43)А они при штабах, там бумаг страсть сколько… (44)Вот и попутали.
(45)А Евгения Ивановна со стоном перекатывалась лбом по столу, волосы рассыпались,
липли к мокрым щекам. (46)Вдруг она оторвала голову от стола и замерла, вроде к чему-то
прислушиваясь. (47)Пошарила в карманах ватника, вытащила бумагу, всхлипнула, подала
Нине.
(48)Нина прочитала. (49)Эта бумага была из военкомата, в ней значилось, что рядовой
Завалов Николай Артамонович погиб в декабре 1941 года, а младший сержант Николай
Николаевич с ноября 1941 года числится в пропавших без вести.
(50)И опять Евгения Ивановна стала плакать, припав головой к столу.
— (51)Ну, так что? — и тут нашлась Ипполитовна. — (52)Нюрку Милованову с
Кирпичной знаешь? (53)Пришёл мужик домой без ноги, а через месяц на него похоронка,
сам и получил… (54)Война большая, людей-то сколько, кого и попутают…

(55)Евгения Ивановна притихла, только изредка всхлипывала, смотрела и слушала для
последней душевной зацепки, чтобы смирить первое горе.
(56)А Нина думала о Луке из пьесы Горького «На дне», про которого говорили, что он
жулик и вредный утешитель… (57)А Нина видела его доброту, ведь он один пожалел
умершую Анну. (58)И сейчас думала, что в жизни нельзя без утешителей, иначе сломается
душа; страшную правду надо впускать постепенно, придерживая её святой ложью, иначе
душа не выдержит…
(59)Человеческая душа не металл, она хрупка и ранима…
(60)Евгения Ивановна, словно только что проснувшись, обвела запавшими глазами
комнату, и вдруг сжала руками голову, заплакала. (По М. В. Глушко*)
* Мария Васильевна Глушко (1922—1993) — советская писательница, сценарист.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.

1) Евгения Ивановна сидела за столом не раздеваясь, потому что в комнате было холодно,
плита не топилась.
2) Муж Ипполитовны получил похоронку через месяц после того, как раненым вернулся с
фронта.
3) Сначала Нина допустила мысль, что Евгению Ивановну расстроили фронтовые сводки
о положении Сталинграда и Ленинграда, которые могли передавать по радио.
4) Ипполитовна старалась помочь Евгении Ивановне справиться со страшным горем,
рассказывая ей историю со счастливым концом.
5) Нина считала Луку из пьесы Горького «На дне» жуликом и вредным утешителем,
который скрывает от людей правду.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов.
1) В предложениях 1–4 содержится рассуждение.
2) В предложении 5 представлено повествование.
3) В предложениях 16–20 представлено описание.
4) В предложениях 58, 59 представлено рассуждение.
5) Предложение 60 содержит элементы описания душевного состояния персонажа.
25. Из предложений 17–25 выпишите один фразеологизм.

26. Среди предложений 38–49 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с
предыдущим с помощью личного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а)
этого(-их) предложения(-ий).

Система оценивания
Тестовая часть
За каждое задание части 1 (задания 1–7, 9–21, 23–26) - 1 балл, задания 8 и 22 — 2
балла (НО: 1-2 ош. – 1 балл).
№п/п

Правильный ответ

1

вовсе

2

15

3

2345

4

345

5

дипломатическую

6

пример

7

поезжай

8

91864

9

235

10

134

11

125

12

23

13

12

14

124

15

134

16

24

17

2

18

12578

19

1457

20

156

21

1236

22

43189

23

34

24

245

25

невсебе

26

46

Максимальное количество баллов за работу – 28.

«5» - 24-28 баллов
«4» - 17-23 баллов
«3» - 11-16 баллов
«2» - 0-10 баллов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».