ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАСС
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения.
128. Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир» в том, что для
счастья человеку необходимы любовь и взаимопонимание близких?
230. Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть – значит научиться нести
ответственность за других?
323. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить
неизменными при любых обстоятельствах?
425. Событие отечественной истории, запечатлённое в искусстве.
504. В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей
деятельности?
605. Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к
мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?
Требование №1. «Объём итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в
сочинении не устанавливается.
Требование №2. «Самостоятельность написания
итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по
памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и
(или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник
(ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать
объем собственного текста участника.
Критерии оценивания
К1. Соответствие теме
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает
на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (размышляя над
предложенной темой, раскрывает разные ее аспекты в их взаимосвязи), коммуникативный
замысел сочинения выражен ясно
2
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает
на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается
1
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не
прослеживается
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию,
формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала, привлекая
2
художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного
народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или
мировой литературы (достаточно опоры на один текст);
выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке
темы, концептуальным тезисам сочинения;
при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет сопоставление
между ними хотя бы по одной позиции;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала
(ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен
персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и
исторических фактов и т.п.)
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами
из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу
привлеченного текста (ов), при привлечении двух и более литературных произведений не
осуществляет сопоставления между ними,
1
и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной
темы,
и/или ограничивается простым пересказом произведения,
и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно
искажено содержание выбранного текста,
0
или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются
примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения),
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием
литературного материала
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и
соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и
необоснованных повторов мысли
2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически
связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений
последовательности и необоснованные повторы мысли,
1
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не
более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль не развивается
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или
отсутствует тезисно-доказательная часть
0
К4. Качество речи
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, стилистической целостностью,
использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций,
уместным употреблением терминов, отсутствием неоправданных речевых штампов,
канцеляризмов
2
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но имеются нарушения
стилистической целостности, неоправданные речевые штампы, канцеляризмы, отмечается
однообразие грамматического строя речи
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла и/ или
сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
0
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы
(присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, или неожиданные и вместе с тем
убедительные аргументы с привлечением нетривиального литературного материала, или
оригинальные наблюдения, или интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля
1
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность
стиля
0
К6. Речевые нормы
Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки
2
Допущено 3–4 речевые ошибки
1
Допущено 5 и более речевых ошибок
0
К7. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
Фактические ошибки отсутствуют
1
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
12
«5» - 11-12 баллов
«4» - 8-10 баллов
«3» - 4-7 баллов
«2» - 0-3 баллов