МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
(МБОУДО «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»)
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ «СОШ №10»
№ 220 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУДО
«Дворец творчества»
№ 234-01.09 от 30.08.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДВОРЕЦ
ТВОРЧЕСТВА"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Основы фото и видео дела»,
реализуемая в сетевой форме
Авторы: Штрахов Александр Николаевич,
педагог дополнительного образования;
Кононцева Елена Геннадьевна, методист.
Срок реализации программы – 3 года
город Выборг
2024 год
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
дополнительной общеразвивающей программы
«Основы фото и видео дела»
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы фото и видео дела»
разработана и введена в учебную деятельность в 2021 году.
Изменения вносимые в программу:
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы фото и видео дела»
утверждена в новой редакции 30.05.2022 года в связи с принятием Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 678-р.
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы фото и видео дела»
утверждена с изменениями и дополнениями в содержании 31.05.2023 года в связи с
изменением Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденным
Приказом
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629.
3. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы фото и видео дела»
утверждена 30.08.2024 с изменениями и дополнениями в содержание образовательной
программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
Основания для
разработки
программы
Разработчик
программы
Исполнители
программы
Цель и задачи
программы
Дополнительная общеразвивающая программа технической
направленности «Основы фото и видео дела», реализуемая в
сетевой форме.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации от 05 августа 2020 г. № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации дополнительных программ»;
Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года (утвержденная Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ»;
Письмо комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области от 1 апреля 2015 г. № 19-2174/15-0-0
«О методических рекомендациях по разработке и
оформлению дополнительных общеразвивающих программ
различной направленности»;
Устав МБОУДО «Дворец творчества».
МБОУДО «Дворец творчества»
МБОУ «СОШ №10»
Администрация МБОУДО «Дворец творчества»
Администрация МБОУ «СОШ №10»
Педагоги дополнительного образования
Обучающиеся
Родители (законные представители)
Цель
программы:
создание
единого
цифрового
образовательного
пространства
для
организации
образовательного процесса на основе сетевого взаимодействия
дополнительного образования (МБОУДО «Дворец творчества») и
общего образования (МБОУ «СОШ№10»), как условие
воспитания и профориентации личности ребенка.
Задачи программы:
1. Апробировать образовательные модули в рамках сетевой
программы;
2. Разработать
программно-методическое
обеспечение
образовательного процесса в условиях сетевого
взаимодействия;
3. Создать благоприятные условия для самореализации и
самоадаптации детей в интеграционном поле общего и
дополнительного образования детей;
4. Создать систему наставничества среди обучающихся;
5. Создать безопасную среду для технического творчества
обучающихся;
6. Развивать цифровую грамотность всех участников
образовательных отношений;
7. Апробировать новые формы работы по профориентации
и воспитанию обучающихся;
8. Развивать современные IT-компетенции у обучающихся.
Сроки исполнения
программы
Финансовое
обеспечение
программы
Срок реализации программы 3 года
За счет бюджетных ассигнований образовательных организаций
МБОУДО «Дворец творчества»
МБОУ «СОШ №10»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.
Успехи человека определяются не столько специальными (предметными) знаниями,
сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной
адаптации в обществе и самостоятельному выбору профессии, к самообразованию и
самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не
только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое
развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей и таких качеств личности, как
инициативность,
самостоятельность,
решительность,
ответственность,
коммуникабельность, адаптивность и гибкость, то есть всего того, что относится к
индивидуальности человека.
Современная школа, в целях обеспечения подрастающему поколению нового
качества образования, должна построить принципиально иную функциональную модель
своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее
означает, что в российской школе базовое (основное) и дополнительное образование детей
должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, и тем
самым, создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного
личностного (а не только интеллектуального) развития каждого ребенка. Дополнительное
образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
практическому приложению знаний и навыков, помогает в профессиональном
самоопределении обучающихся, способствует расширению предметных областей и форм
организации образовательной деятельности.
При этом взаимоотношения между организациями выстраиваются на партнерских
началах и договорной основе (Сетевой форме реализации образовательной программы).
Сетевая дополнительная общеразвивающая программа «Основы фото и видео дела»
имеет техническую направленность и предусматривает совместную деятельность
образовательных организаций Выборгского муниципального района Ленинградской
области (МБОУДО «Дворец творчества» и МБОУ «СОШ №10»).
Работа по программе обеспечивает возможность создания эффективной
образовательной среды, наполненной событийными пространствами, расширяющими
возможности базового образования и способствующие решению интегральных задач
воспитания и профориентации личности.
Актуальность программы.
Цифровая трансформация, цифровые технологии и компьютеризация «диктуют»
новые способы общения и развития. Социальные сети определяют степень успешности,
реализованности и значимости. Одним из главных «отражателей» жизни, способов
выражения себя в этом мире в сети «Интернет» является фото и видео творчество.
Программа «Основы фото и видео дела» нацелена на то, чтобы каждый ребенок,
эффективно используя современные цифровые технологии в учебной, творческой,
самостоятельной, досуговой деятельности, сформировал практические навыки,
адекватную самооценку и осознание перспектив будущей профессии.
Социальный заказ на реализацию дополнительных общеразвивающих программ
определяет необходимость использования современного технического оборудования.
Детский технопарк «Кванториум» на базе МБОУ «СОШ №10» располагает цифровыми
ресурсами и материально-технической базой для реализации программ в рамках
социального заказа. Интеграция общего и дополнительного образования позволяет
эффективно внедрить цифровые технологии в образовательный процессе,
способствующие развивать у обучающихся таких ключевых компетенций, как
критическое мышление и цифровая грамотность.
Новизна программы.
Программа отражает современные идеи и актуальные направления развития
цифровых технологий. Создание цифрового образовательного пространства - где через
различные
образовательные
события
(конкурсы,
фестивали,
конференции,
профессиональные пробы, праздники, концерты и иные мероприятия) в формате фото и
видеосъёмок, online-трансляций, интервью, деловых встреч, бесед, экскурсий на
режимные объекты, посредством ведения грамотного «фотодиалога» осуществляется
социализация обучающегося в обществе, создаются оптимальные условия для его
успешного личностного роста и профессионального самоопределения.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что обучающиеся
получают знания не только по навыкам владения фото и видеокамерой и созданию
композиционно красивых кадров, но и учатся новым технологиям обработки графической
информации, ее дальнейшей безопасной трансляции в образовательной среде. Программа
дает обучающимся огромный импульс к накоплению жизненного опыта, развитию
коммуникативных способностей, участию в различных социально-значимых фото и видео
проектах, расширению творческих возможностей и формирование цифровых
компетенций.
Содержание программы составлено с учётом изменений в способах видения и
подачи видео и фотографии. Освоение и использование программ Adobe Photoshop, Adobe
Premiere, Movavi, которые в данный момент являются одними из самых мощных средств
компьютерной обработки фотографий и видео, расширяют спектр творческих
возможностей детей и способствует формированию самостоятельности в выборе тех или
иных техник. Юные фото и видеохудожники изучают основы оптики, процессы
зрительного восприятия и фотографической регистрации, различные жанры фотографии и
видеосъемки, их особенности. Каждый имеет возможность организовать свою выставку
как внутри детского объединения, так и в выставочном пространстве образовательных
организаций, поучаствовать в проектной деятельности, конкурсах и выставках различного
уровня.
Важным аспектом программы «Основы фото и видео дела» является ее открытость включение обучающихся в актуальные события социокультурной жизни, и
разноуровневость - реализация параллельных процессов освоения содержания программы
на разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из
диагностики и стартовых возможностей каждого из обучающихся.
В программе значительное место отводится практическим занятиям: съёмке пейзажа,
объектов с выбранной глубиной резкости, ночной фото и видео съёмке (в условиях
городского ночного освещения), студийной съёмке, и т.д.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание единого цифрового образовательного пространства для
организации образовательного процесса на основе сетевого взаимодействия
дополнительного образования (МБОУДО «Дворец творчества») и общего образования
(МБОУ «СОШ№10»), как условие воспитания и профориентации личности ребенка.
Задачи программы:
1. Апробировать образовательные модули в рамках сетевой программы;
2. Разработать программно-методическое обеспечение образовательного процесса в
условиях сетевого взаимодействия;
3. Создать благоприятные условия для самореализации и самоадаптации детей в
интеграционном поле общего и дополнительного образования детей;
4. Создать систему наставничества среди обучающихся;
5. Создать безопасную среду для технического творчества обучающихся;
6. Развивать цифровую грамотность всех участников образовательных отношений;
7. Апробировать новые формы работы по профориентации и воспитанию
обучающихся;
8. Развивать современные IT-компетенции у обучающихся.
Для эффективного осуществления сетевого взаимодействия образовательных
организаций необходимо принять во внимание следующие принципы:
- согласованность;
- комплексность;
- долгосрочность;
- разноуровневость.
Результаты сетевого взаимодействия для обучающихся:
- увеличение пространства для творческой и познавательной активности;
- возможность выбора индивидуальной образовательной траектории обучения;
- расширение тематики изучаемого материала;
- раскрытие творческого потенциала и других способностей, невостребованных
основным образованием;
- развитие коммуникативных навыков, навыков командной работы;
- реализация лучших личностных качеств;
- включение в пространство новых информационных технологий.
Результаты сетевого взаимодействия для образовательных организаций:
- соответствие современным требованиям образования и воспитания;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- объединение усилий и ресурсов в решении единых задач;
- вариативность выбора деятельности;
- новые перспективы развития образовательных организаций;
- получение нового качества образования.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы: от 12 до 15
лет.
Условия приема: для обучения на базовом и продвинутом уровнях принимаются
дети, успешно освоившие предыдущий уровень данной программы, а также дети, не
обучавшиеся ранее по данной программе, но обладающие необходимыми способностями
и сформированными умениями и навыками, необходимые для обучения.
Срок реализации программы «Основы фото и видео дела»: 3 года (258 часов):
- стартовый уровень – 1 год обучения (36 часов);
- базовый уровень – 2 год обучения (78 часов);
- продвинутый уровень – 3 год обучения (144 часа)
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий: аудиторные, учебные занятия, фотосессии,
видеосъемки, профессиональные пробы.
Форма организации занятий – групповая и индивидуальная.
Методы обучения: словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,
рассказ, дискуссия), практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции и
самостоятельно), наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,
плакатов, фотографий), показ мультимедийных материалов, видеотренажер.
Методическую основу программы составляет, в первую очередь, личностно –
ориентированное образование, направленное на всестороннее развитие ребёнка, его
самоопределение, на основе активного творчества в цифровой среде.
Условия реализации программы:
- анализ потенциала образовательных организаций в предоставлении
дополнительных образовательных услуг в рамках социального заказа;
- построение содержательной линии образовательных программ, основного и
дополнительного образования.
Работа по программе обеспечивает возможность использования совместных
ресурсов образовательных организаций, а при необходимости, ресурсов иных
организаций в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся
к современным образовательным технологиям и средствам обучения.
Система оценки результатов освоения программы
Диагностика успеваемости обучающихся осуществляется на следующих этапах
освоения программы:
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний и умений обучающихся
перед началом образовательного процесса. Осуществляется в форме выполнения
практических заданий, тестов, педагогического наблюдения.
Текущий контроль - осуществляется на занятиях в течение всего учебного года с
целью отслеживания уровня освоения программы обучающимися в форме
педагогического наблюдения, аналитической беседы, опроса, самостоятельной работы,
творческих заданий, анализа участия обучающихся в конкурсах разного уровня.
Промежуточная аттестация – это оценка качества освоения обучающимися
содержания дополнительной общеразвивающей программы по итогам года в форме
защиты творческого проекта, анкетирования обучающихся и родителей (законных
представителей).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Модуль
всего
Количество
часов
теория
практика
1
Модуль 1
«Основы
фото и
видео дела»
138
46
92
2
Модуль 2
«Профессия
в кадре»
114
21
93
Итого
252
67
185
Формы контроля
и промежуточной
аттестации
Адрес реализации модуля
Диагностика,
беседа,
обсуждение,
анализ,
защита проектов
Диагностика,
беседа,
обсуждение,
анализ,
защита проектов
МБОУ «СОШ № 10»
г. Выборг, ул. Рубежная,
д.31
МБОУДО «Дворец
творчества»
г. Выборг, ул. Ленина, 2
МОДУЛЬ 1 «ОСНОВЫ ФОТО И ВИДЕО ДЕЛА»
Цель модуля: Развитие творческих способностей обучающихся через создание
видеофильмов и фоторабот.
Задачи модуля:
Обучающие:
Дать представление обучающимся о фото и видео редактировании;
Учить создавать, обрабатывать информацию с использованием технических средств;
Учить навыкам фото и видео съемки, написания сценария, записи звука и монтажа,
имеющихся материалов;
Дать представление об основных возможностях редактирования и обработки
изображения в Adobe Рhotoshop, Adobe Premiere pro;
Учить создавать и редактировать видеоматериал, используя набор инструментов и
команд программ Adobe Premiere и Movavi.
Развивающие:
Формировать навыки самостоятельной творческой работы;
Продолжить формировать информационную культуру обучающихся;
Развивать интерес к фото и видео творчеству;
Развивать чувство вкуса при оформлении работ;
Развивать память, внимание, пространственное воображение, логическое и
визуальное мышление;
Способствовать формированию потребности обращаться к программам Adobe
Photoshop, Adobe Premiere, Movavi при решении задач визуализации информации из
различных предметных областей, базирующуюся на осознанном владении
информационными технологиями и навыках взаимодействия с компьютером.
Воспитательные:
Воспитать у детей настойчивость, целеустремленность и ответственность за
результаты своего труда;
Формировать
информационно-коммуникативные
навыки,
способствующие
социализации детей в обществе;
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха.
Планируемые результаты:
Предметные:
Владение возможностями компьютерных программ Adobe Рhotoshop, Adobe Premiere
pro;
Знание процесса и технологии создания фото и видео материалов;
Знание особенностей съемки (фото и видео) на природе, в помещении, с
особенностями создания пейзажных, портретных и других видов фотографий;
Умение создавать собственный образ в фотографии;
Применение редактора Adobe Premiere Pro для создания видеороликов из отснятого
материала, в том числе монтажа, обрезки и коррекции видео, добавления эффектов и
титров, настройки звука;
Понимание роли информационных процессов в современном мире.
Метапредметные:
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Личностные:
Формирование у обучающихся художественного вкуса, интереса к фотографии и
видео как к виду искусства и реализации их творческих возможностей в области
фотографии и видеотворчества;
Овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять
ими.
Система оценки образовательных результатов
Формы текущего контроля: входная диагностика, наблюдение, опрос, практическая
и самостоятельная работа, творческие задания, эксперименты, анализ.
Формы промежуточной аттестации: защита творческих проектов.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
(стартовый уровень)
№
Тема, основный раздел
Всего
Количество
часов
Теория Практика
Формы контроля и
промежуточной
аттестации
1
Введение в предмет. Инструктаж ТБ
1
1
0
Опрос
2
История возникновения фотографий
2
1
1
Устный опрос
3
Фототехника: аналоговые и цифровые
2
1
1
Беседа, обсуждение
4
фотоаппараты, оборудование
студии
Основы фотопроцесса
5
фото
4
1
3
Анализ кадров
Композиция
4
1
3
6
Пейзажная съемка
3
1
2
Анализ практической
работы
Обсуждение
7
Портретная съемка
4
2
2
Практическая работа
8
Натюрморт
3
1
2
9
Итоговое занятие
1
0
1
Практическая работа,
фотовыставка.
Итоговая диагностика.
Защита творческих
работ.
Фотовыставка
Всего
24
9
15
2 год обучения
(базовой уровень)
№
Тема, основный раздел
Всего
Количество
часов
Теория Практика
Формы контроля и
промежуточной
аттестации
1
Вводное занятие. Инструктаж ТБ
1
1
0
Тест
2
История возникновения видеоискусства
1
1
0
Беседа
3
Структура видеофильма
2
1
1
Обсуждение. анализ
4
Виды съемок. Цифровой камкордер
6
2
4
5
Профессии
3
2
1
Анализ практических
работ
Беседа, обсуждение
6
Сценарий
10
3
7
7
Операторское мастерство
18
5
13
8
Итоговое занятие
1
1
0
Всего
42
16
26
Практическое задание,
анализ
Практическое задание
Итоговая диагностика.
Защита творческих
работ
3 год обучения
(продвинутый уровень)
№
Тема, основный раздел
Всего
Количество
часов
Теория Практика
Формы контроля и
промежуточной
аттестации
1
Вводное занятие
1
1
0
Тест
2
Эскпопара
3
1
2
3
Обработка изображения
8
2
6
Просмотр и анализ
отснятых материалов
Анализ работ
4
Съемка людей. Фотосессии
10
3
7
Игровое упражнение
5
Изучение видеоредактора, работа с
видеофайлами
Работа с видеофайлами
16
5
11
Практическая работа
12
4
8
Анализ видеоальбомов
6
7
Работа с Movie Maker
10
3
7
Анализ видеороликов
8
Съемка мини-фильма на заданную тему
12
4
8
Защита творческих
проектов
Всего
72
23
49
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 1 «Основы фото и видео дела»
1 год обучения (стартовый уровень)
Тема 1. Введение в предмет. (Всего 1 час, из них теория - 1 час, практика – 0 часов)
Теория: Объект, цели и задачи изучения дисциплины «Основы фото и видео дела», ее
связь с другими учебными дисциплинами и роль в освоении профессиональной
образовательной программы и в профессиональной деятельности. Первичный
инструктаж по технике безопасности. Общие понятия и термины дисциплины. Связь
курса «Основы фото и видео дела» с другими дисциплинами.
Контроль: Входная диагностика (опрос).
Тема 2. История возникновения фотографий. (Всего 2 часа, из них теория - 1 час,
практика - 1 час)
Теория: Разработка сценария фотосъёмки. Физические основы фотографии. Изображение
аналоговое и цифровое. История возникновения и развития фотографии и видео.
Этапы развития фотографии. Физическая природа и свойства света как носителя
визуальной информации. Цифровая фотография.
Практика: Эксперимент со светом.
Контроль: Устный опрос.
Тема 3. Фототехника: аналоговые и цифровые фотоаппараты, оборудование фото
студии. (Всего 2 часа, из них теория - 1 час, практика - 1 час)
Теория: Классификация аналоговой фототехники. Классификация цифровой фототехники.
Оборудование фото студии (фотоаппараты, цветовые лампы, экраны для съёмок,
реквизит для фотосъёмок). Устройство и типы фотоаппаратов. Подготовка
фотоаппарата к работе. Режимы съёмок.
Практика: Изучение строения фотоаппарата, просмотр и анализ фотографий.
Контроль: Беседа, обсуждение.
Тема 4. Основы фотопроцесса. (Всего 4 часа, из них теория - 1 час, практика - 3 часа)
Теория: Жанры современной фотографии, особенности фотосъёмки. Законы построения
кадра, основы композиции. Физика цветов. Использование естественного света при
съёмке. Импульсные источники света, особенности работы с ними. Основные схемы
освещения, применяемые в фотосъёмке.
Практика: Работа со светом и планом (крупный, средний, общий). Первые кадры.
Контроль: Анализ кадров.
Тема 5. Композиция. (Всего 4 часа, из них теория - 1 час, практика - 3 часа)
Теория: Организация пространства в кадре. Плоскость и перспектива. Равновесие
изображения. Восприятие изображения зрителем. Смысловые центры. Черно-белое
изображение и цветное. Законы композиции в фотографии.
Практика: Работа с композицией.
Контроль: Анализ практической работы.
Тема 6. Пейзажная съемка. (Всего 3 часа, из них теория - 1 час, практика - 2 часа)
Теория: Требования и особенности пейзажной съемки. Основные понятия и значения
ракурса, перспективы и фрагмента при съемке пейзажа. Съемка объекта в различных
световых условиях.
Практика: Съемка городского пейзажа.
Контроль: Обсуждение.
Тема 7. Портретная съемка. (Всего 4 часа, из них теория - 2 час, практика - 2 часа)
Теория: Изучение портретных поз. Точка съемки, схемы освещения, импульсное
освещение, использование отражателей, зонтов. Просмотр фоторабот и портретов
известных художников, обсуждение. Групповые портреты. работа с моделями.
Практика: Работа с моделями. Съемка членов семьи.
Контроль: Практическая работа.
Тема 8. Натюрморт. (Всего 3 часа, из них теория - 1 час, практика - 2 часа)
Теория: Предметная съемка. Законы построения натюрморта. Содержание снимка,
расположение предметов в кадре. Тональность, светотеневой рисунок изображения и
его композиционное равновесие. Месторасположение.
Практика: Подбор предметов для съемки натюрморта, фотосъёмки натюрморта при
различных вариантах его освещения.
Контроль: Практическая работа, фотовыставка.
Тема 9. Итоговое занятие. (Всего 1 часа, из них теория - 0 час, практика - 1 часа)
Практика: Защита творческих работ.
Контроль: Итоговая диагностика. Защита творческих работ. Фотовыставка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 года обучения (базовый уровень)
Тема 1. Вводное занятие. (Всего 1 часа, из них теория - 1 час, практика - 0 часов)
Теория: Объект, цели и задачи на текущий год. Актуальность создание видеороликов в
современном обществе. Особенности видео форматов AVI, MPEG, WMV, 3gp, FLV и
других. Правила безопасной работы в компьютерном классе и при работе с фото и
видеоаппаратурой.
Контроль: Тест.
Тема 2. История возникновения видеоискусства. (Всего 1 часа, из них теория - 1 час,
практика - 0 часов)
Теория: Изучение истории видеоискусства: основоположники, появление и становление
жанров. Роль кино в современном обществе. Основные особенности и различия
жанров кинематографа.
Контроль: Беседа.
Тема 3. Структура видеофильма. (Всего 2 часа, из них теория - 1 час, практика - 1
час)
Теория: Основные понятия: эпизоды, сцены, кадры. Структура фильма: завязка
экспозиция, кульминация, развязка. Правила развития сюжета. Понятие и виды
Практика: Просмотр эпизодов и отрывков различных фильмов.
Контроль: Обсуждение, анализ.
Тема 4. Виды съемок. Цифровой камкордер. (Всего 6 часов, из них теория - 2 часа,
практика - 4 часа)
Теория: Выбор сюжета и точки съемки. Принцип света и тени. Правила съемки интерьера,
пейзажа, портрета, натюрморта. Съемка движущейся камерой.
Практика: Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта. Выход на природу
на съемку пейзажа. Упражнения на применение наезда, отъезда.
Контроль: Анализ практических работ.
Тема 5. Профессии. (Всего 3 часа, из них теория - 2 часа, практика - 1 час)
Теория: Сценарист. Видеооператор. Работа режиссера. Функции режиссера монтажа.
Выбор сюжета и точки съемки.
Практика: Упражнение «Мизансцена», «Расставь кадры»
Контроль: Беседа, обсуждение.
Тема 6. Сценарий. (Всего 10 часов, из них теория - 3 часа, практика - 7 часов)
Теория: Киносценарий: жанры, формы, методы, основные принципы. Жанры, формы,
методы, основные принципы написания. Раскадровка. Поиск материалов и мест
съемки, подбор артистов, съемка объектов, монтаж. Разбор популярных съемочных
сценариев. Съемки на зелёном / голубом фоне / циклораме? Съемка в студиях и на
закрытых локациях. Съемка сцен в дневное и ночное время.
Практика: Практическая работа по написанию сценария к видео. Видеокадры.
Контроль: Практическое задание, анализ.
Тема 7. Операторское мастерство. (Всего 18 часов, из них теория 5 часов, практика 7 часов)
Теория: Теория кинематографичной картинки. Знакомство с операторским
оборудованием. Операторские композиционные решения (Blocking). Правило
операторской оси и восьмерки / Композиция кадра. Референсы. Раскадровка.
Location Scouting / Аниматик. Операторские приёмы во время съёмки. Разбор
съемочных сценариев.
Практика: Подготовка сопроводительного материала к съемке.
Контроль: Практическое задание.
Тема 8. Итоговое занятие. (Всего 1 час, из них теория 1 час, практика - 0 часов)
Практика: Подведение итогов.
Контроль: Итоговая диагностика. Защита творческих работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 года обучения (продвинутый уровень)
Тема 1. Вводное занятие. (Всего 1 час, из них теория 1 час, практика - 0 часов)
Теория: Знакомство с операторским оборудованием. Операторские композиционные
решения (Blocking). Правило операторской оси и восьмерки / Композиция кадра.
Референсы. Раскадровка. Location Scouting / Аниматик. Операторские приёмы во
время съёмки. Разбор съемочных сценариев. Правила безопасной работы в
компьютерном классе и при работе с фото и видеоаппаратурой.
Контроль: Тест.
Тема 2. Эскпопара. (Всего 3 часа, из них теория 1 час, практика - 2 часа)
Теория: Понятия: «экспозиция», «экспопара», «выдержка», «диафрагма», ISO,
«экспоступень». Принцип настройки фотоаппарата перед съемкой. Значения ISO,
диафрагмы и выдержки Приоритет диафрагмы или выдержки, измерение.
Практика: Проведение фотосъёмки с использованием разных значений диафрагмы и
выдержки.
Контроль: Просмотр и анализ отснятых материалов.
Тема 3. Обработка изображения. (Всего 8 часов, из них теория 2 часа, практика - 6
часов)
Теория: Графические изображения и цифры. Метод передачи данных на компьютер.
Назначение, функции и приемы работы с Adobe Photoshop и Movavi. Создание
фоторабот. Подписи к фотографиям. Настройка основных параметров Adobe
Photoshop и Movavi. Открытие и закрытие файлов. Размер изображения, разрешение,
изменение размеров, вращение, обрезание и наращивание изображения,
инструменты выделения. Приемы выделения сложных областей. Понятие слоя.
Текстовые слои. Спецэффекты на слоях. Основные рекомендации по работе с
многослойным изображением. Стили. Инструменты для рисования и
ретуширования. Выбор цвета в Adobe Photoshop и Movavi.
Практика: Работа со слоями. Обработка, выделение и монтаж изображений.
Контроль: Анализ работ.
Тема 4. Съемка людей. Фотосессии. (Всего 10 часов, из них теория 3 часа, практика –
7 часов)
Теория. Подготовка к фотосессии. Как правильно подобрать образ, макияж, одежду.
Правила работы с моделью. Создание благоприятной психологической атмосферы.
Основы позирования, ошибки. Роль эмоций. Виды фотосессий (семейная,
индивидуальная, детская, тематическая, творческая).
Практика: Изучение примеров позирования, закрепление знаний на практике. Работа над
созданием образа модели. Проведение индивидуальной, творческой фотосессий.
Контроль. Игровое упражнение.
Тема 5. Изучение видеоредактора, работа с видеофайлами (Всего 16 часов, из них
теория 5 часов, практика - 11 часов)
Теория. Общая информация о программе Adobe Premiere Pro. Этапы монтажа.
Структурирование материала. Форматы и кодировка файлов в программе Media
Encoder. Перенос файлов и секвенция в Adobe Premiere Pro. Цветокоррекция в
монтаже и конечный результат фильма. Общие правила видеомонтажа.
Составляющие фильма. Типы склеек. Распространенные приемы монтажа.
Линейность событий, реквизитов, звуков. Дизайн звуков. Загрузка видеофайлов в
видеоредактор. Рендеринг готового материала.
Практика: Выполнение заданий.
Контроль: Практическая работа.
Тема 6. Работа с видеофайлами. (Всего 12 часов, из них теория 4 часа, практика - 8
часов)
Теория. Создание цифровых фото с помощью фотоаппарата, их подготовка: обрезка,
сжатие и пр. Знакомство с интерфейсом программ для создания видеоальбома.
Тематические шаблоны для создания слайд-шоу. Музыка. Спецэффекты и переходы.
Эффект перелистывания страниц. Заставки и титры. Сохранение видеоальбома для
просмотра на компьютере, телевизоре, смартфоне или для публикации в интернете.
Создание видеоальбома из фото с помощью онлайн-сервисов.
Практика: Создание видеоальбома из фото.
Контроль: Анализ видеоальбомов.
Тема. Работа с Movie Maker. (Всего 10 часов, из них теория 3 часа, практика - 7
часов)
Теория: Обзор программ для создания и обработки видеофайлов. Знакомство с
интерфейсом видеоредакторов Movie Maker или Movavi. Запись видеофрагментов,
подготовка фото. Нарезка видео. Импорт видео и изображений. Создание титров.
Добавление видеоэффектов, видео переходов, названий, титров, звукового
сопровождения. Экспорт видео в формат AVI. Интересные примеры обработки
видео и необычных видеоэффектов, просмотр ролика «Наложение картинок PNG на
видео».
Практика: Создание видеороликов на 1 минуту.
Контроль: Анализ видеороликов.
Тема 9 Съемка мини-фильма на заданную тему. (Всего 12 часов, из них теория 4 часа,
практика - 8 часов)
Теория: Выбор темы и идеи для мини-фильма. Определение с жанра фильма. Создание
оригинального сценария. Поиск подходящих локаций для съемок. Подбор актеров,
если это необходимо. Выбор необходимой аппараты. Монтаж мини-фильма в
видеоредакторе.
Практика: Создание проекта в виде мини-фильма.
Контроль: Защита творческих проектов.
МОДУЛЬ 2 «ПРОФЕССИЯ В КАДРЕ»
Цель модуля: Создание условий для самореализации и самостоятельной творческой
деятельности обучающихся посредством включения в образовательные событийные
пространства.
Задачи модуля:
Обучающие
- Формировать знания о профессиях, в том числе связанных со сферой IT
технологий;
- Формировать познавательный интерес к цифровым технологиям;
- Обучать основам составления сценарного плана образовательных событий;
- Формировать навыки проектной деятельности.
Развивающие
- Развивать коммуникативных навыки;
- Развивать критическое мышления и технические навыки;
- Развивать воображение, креативное мышление, эстетический вкус.
Воспитательные
- Воспитывать ответственность, дисциплинированность, трудолюбие;
- Формировать навыки командной работы;
- Мотивировать обучающихся к осознанному выбору будущей профессии.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Освоение приемов фото и видеосъемки с использованием цифровых
образовательных ресурсов;
- Умение составлять сценарный план образовательных событий;
- Умение создавать собственные проекты.
Метапредметные:
- Знание плюсов и минусов профессий, в том числе связанных со сферой IT
технологий;
- Владение компетенциями, необходимыми для выбора сферы профессиональной
деятельности.
Личностные:
- Умение оценивать собственные возможности и работать в творческой группе;
- Воспитание нравственных качеств личности;
- Развитие творческого потенциала и художественного вкуса в процессе создания
индивидуальных и коллективных проектов.
Система оценки образовательных результатов.
Формы текущего контроля: наблюдение, опрос, практическая и самостоятельная работа.
Формы промежуточной аттестации: защита творческих проектов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения (стартовый уровень)
№
п/п
Темы
1
Фотосъемка мероприятий
3
1
2
2
Видеосъемка мероприятий
3
1
2
3
Деловые встречи, беседы с
3
1
2
всего
Количество часов
теория
практика
Формы контроля и
промежуточной
аттестации
Наблюдение,
самостоятельная
работа
Наблюдение,
самостоятельная
работа
Практическое
4
5
представителями разных
профессий
Профессиональные
пробы
Проектная деятельность
ИТОГО:
задание
1
-
1
Практическая работа
2
12
3
2
9
Защита проекта
2 год обучения (базовый уровень)
№
п/п
Темы
1
Фотосъемка мероприятий:
4
1
3
2
Видеосъемка мероприятий
4
1
3
3
Деловые встречи, беседы с
представителями рахных
профессий
Экскурсии и съемки на
объектах
Профессиональные
пробы
online-трансляция
Трансляция проектов в
цифровом пространстве
Проектная деятельность
ИТОГО:
4
-
4
4
-
4
4
2
2
Практическое
задание
Практическая работа
2
2
1
1
1
1
Показ, обсуждение
Показ, обсуждение
6
30
2
8
4
22
Защита проекта
4
5
6
7
8
всего
Количество часов
теория
практика
Формы контроля и
промежуточной
аттестации
Наблюдение,
самостоятельная
работа
Наблюдение,
самостоятельная
работа
Практическое
задание
3 год обучения (продвинутый уровень)
№
п/п
Темы
1
Фотосъемка мероприятий:
9
1
8
2
Видеосъемка мероприятий
9
1
8
3
Деловые встречи, беседы с
представителями редких
профессий
Экскурсии и съемки на
объектах
Профессиональные
пробы
online-трансляция
Трансляция проектов в
цифровом пространстве
Проектная деятельность
ИТОГО:
9
1
8
8
-
8
9
1
8
Практическое
задание
Практическая работа
6
10
2
2
4
8
Показ, обсуждение
Показ, обсуждение
12
72
2
10
10
62
Защита проекта
4
5
6
7
8
всего
Количество часов
теория
практика
Формы контроля и
промежуточной
аттестации
Наблюдение,
самостоятельная
работа
Наблюдение,
самостоятельная
работа
Практическое
задание
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 2 «Профессия в кадре»
1 год обучения (стартовый уровень)
Тема 1. Фотосъемка мероприятий. (Всего 3 часа, из них теория - 1 час, практика - 2
часа)
Теория: Первичный инструктаж по технике безопасности. Фотография как искусство.
Практика: Изучение правил фотографии объектов, находящиеся в движении. Обсуждение
фото с мероприятий.
Тема 2. Видеосъемка мероприятий. (Всего 3 часа, из них теория - 1 час, практика - 2
часа)
Теория: Правила видеосъёмки мероприятий.
Практика: Создание серий видеокадров. Отбор и сортировка отснятого материала.
Подготовка к трансляции видеоматериала.
Тема 3. Деловые встречи, беседы с представителями разных профессий. (Всего 3 часа,
из них теория -1 час, практика - 2 часа)
Теория: Изучение особенностей репортажного фото. Виды репортажной фотографии.
Практика: Технические тонкости репортажной съемки. Фоторепортаж со встречи,
интервью, мероприятия. Обсуждение фото.
Тема 4. Профессиональные пробы (Всего 1 час, из них теория - 0 часов, практика - 1
час)
Практика: Включение обучающихся в профессиональные пробы по фото и видео
творчеству.
Тема 5. Проектная деятельность (Всего 2 часа, из них теория - 0 часов, практика - 2
часа)
Практика: Выбор темы и идеи для мини-фильма. Определение с жанром фильма.
Создание оригинального сценария. Поиск подходящих локаций для съемок. Подбор
актеров. Выбор необходимой аппаратуры. Проведение съемок. Монтаж мини-фильма в
видео редакторе. Подготовка для публикации.
2 год обучения (базовый уровень)
Тема 1. Фотосъемка мероприятий. (Всего 4 часа, из них теория -1 час, практика - 3
часа)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Изучение техники съёмки мероприятий вне
помещения: на открытом воздухе, при искусственном освещении. Обсуждение фото с
мероприятий.
Практика: Нахождение точки съёмки, выбор (установка) съёмочного освещения.
Фокусировка объектива, определение и установка параметров съемки. Выбор момента
съёмки. Собственно съёмка мероприятия. Особенности съёмки на открытом воздухе.
Полное и точное использование естественного освещения. Применение светофильтров.
Глубинное построение кадра. Осветительные приборы общего (рассеянного) и
направленного света. Угол рассеяния.
Тема 2. Видеосъемка мероприятий. (Всего 4 часа, из них теория - 1 час, практика - 3
часа)
Теория: Правила видеосъёмки мероприятий вне помещения.
Практика: Создание серий видеокадров. Отбор и сортировка отснятого материала.
Монтаж видео. Подготовка к трансляции видеоматериала. Включение обучающихся в
мероприятия разного вида и формата.
Тема 3. Деловые встречи, беседы с представителями разных профессий. (Всего 4 часа,
из них теория - 0 часов, практика - 4 часа)
Практика: Технические тонкости репортажной съемки. Фоторепортаж со встречи,
мероприятия. Обсуждение фото.
Тема 4. Экскурсии и съемки на объектах (Всего 4 часа, из них теория - 0 часов,
практика - 4 часа)
Практика: Выход на объекты. Съемки на производстве. Интервью с места события.
Монтаж. подготовка к трансляции.
Тема 5. Профессиональные пробы (Всего 4 часа, из них теория -2 часа, практика -2
час)
Теория: Изучение основ организации и проведения профессиональных проб.
Практика: Фото и видео сьемка профессиональных проб.
Тема 6. Online-трансляция (Всего 2 часа, из них теория - 1 час, практика - 1 час)
Теория: Правила организации Online-трансляции.
Практика: Ведение Online-трансляции мероприятия.
Тема 7. Трансляция проектов в цифровом пространстве (Всего 2 часа, из них теория 1 час, практика - 1 час)
Теория: Виды цифровых образовательных пространств.
Практика: Создание цифрового образовательного пространства. (Страницы в социальной
сети ВКонтакте). Трансляция фотоматериала и видеосюжетов.
Тема 8. Проектная деятельность (Всего 2 часа, из них теория - 0 часов, практика -2
часа)
Практика: Создание цифровых дидактических и развивающих игр. Подготовка для
публикации.
3 год обучения (продвинутый уровень)
Тема 1. Фотосъемка мероприятий. (Всего 9 часов, из них теория - 1 час, практика - 8
часов)
Теория: Первичный инструктаж по технике безопасности. Правила фотосъемки
мероприятий районного уровня.
Практика: Съемка мероприятий районного уровня. Обсуждение фото с мероприятий.
Тема 2. Видеосъемка мероприятий. (Всего 9 часов, из них теория -1 час, практика - 8
часов)
Теория: Правила видеосъёмки мероприятий районного уровня.
Практика: Создание серий видеокадров. Отбор и сортировка отснятого материала.
Монтаж и подготовка к трансляции видеоматериала.
Тема 3. Деловые встречи, беседы с представителями редких профессий. (Всего 9
часов, из них теория - 1 час, практика - 8 часов)
Теория: Правила ведения диалога во время съёмки деловой встречи, интервью с
представителями редкой профессии.
Практика: Технические тонкости съемки. Фоторепортаж со встречи, интервью с
представителем режимного объекта. Обсуждение фото и видеофильма.
Тема 4. Экскурсии и съемки на объектах (Всего 8 часов, из них теория - 0 часов,
практика - 8 часов)
Практика: Выход на режимные объекты. Фото и видеосъемка. Монтаж видео.
Тема 5. Профессиональные пробы (Всего 9 часов, из них теория - 1 час, практика - 8
часов)
Теория: Изучение основ организации и проведения профессиональных проб.
Практика: включение обучающихся в проведение профессиональных проб по профессии
«Фотограф», фото и видеосъёмка профессиональных проб. Монтаж видео. Подготовка
материала к публикации.
Тема 6. Online-трансляция (Всего 6 часов, из них теория -2 часа, практика - 4 часа)
Теория: Правила организации Online-трансляции за пределами образовательной
организации.
Практика: Ведение Online-трансляции с режимных объектов.
Тема 7. Трансляция проектов в цифровом пространстве (Всего 10 часов, из них
теория -2 часа, практика - 8 часов)
Теория: Информационная безопасность.
Практика: Создание безопасного цифрового образовательного пространства (Сайта,
платформы). Трансляция репортажа, фото и видео материала.
Тема 8. Проектная деятельность (Всего 12 часов, из них теория - 2 часа, практика - 10
часов)
Теория: Теоретическое обоснование проекта. Оформление творческого проекта.
Практика: Создание цикла мультипликационных видеороликов по информационной
безопасности, а также цикла видеороликов о профессиях, востребованных и забытых на
рынке услуг.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№п\п
1
Модуль
Модуль 1
«Основы фото и видео
дела»
Формы занятий
учебные занятия,
фотосессии,
видеосъемки.
Методы обучения
Словесные: объяснение,
беседа, устное
изложение, диалог,
рассказ, дискуссия.
Наглядные: показ,
трансляция.
2
Модуль 2
«Профессия в кадре»
профессиональные
пробы, фотосессии,
видеосъемки,
экскурсии, деловые
встречи.
Практические: сбор,
анализ и обработка
материала, практическая
работа.
Словесные: Беседа,
Интервью, опрос.
Наглядны: показ,
трансляция.
Комплекс средств
обучения
Программное
обеспечение Adobe
Photoshop, Movavi,
Adobe Premiere Pro,
Media Encoder,
Видеотренажер
Программное
обеспечение Adobe
Photoshop, Movavi,
Adobe Premiere Pro,
Media Encoder.
Практические: сбор,
анализ и обработка
материала, практическая
работа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Дж. Данн: Цифровое видео. Быстро и эффективно – Питер, 2005. – 319 с.
2. Сергеев Е.Ю. Вспомогательные (прикладные) дисциплины. Фотодело. Учебное
пособие. – СПб.: Изд-во СПб, 2010.- 67 с.
3. Спартакян
Н.
С.
Психолого-педагогические
характеристики
цифрового
образовательного пространства / Н. С. Спартакян, М. Г. Синякова. - Текст:
непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. - № 1.- С. 145-156.
4. Микиденко Н. Л., Сторожева С.П. Цифровое образовательное пространство:
проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов. //
Профессиональное образование в современном мире. 2020, С. 3418-3427.
5. Уэйд Д. Техника пейзажной фотографии. – М.: Мир, 1989. – 200 с.
6. Цифровая трансформация образования: современное состояние и перспективы:
сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической
конференции Курск: КГМУ, 2024. – 519 с.
7. Элиот Кюнер и Соня Вейс: Фотография. Простые и надежные методы получения
потрясающих снимков.- АСТ, Астрель, 2006. - 307 с.
Литература для родителей (законных представителей) и обучающихся:
1. Барг П. Цифровая фотография. – М.: Гранд, 2005. – 22 с.
2. Даниэль С. Искусство видеть. – М., 1990. – 223 с.
3. Дыко Л., Головня А. Фотокомпозиция. – М., 1962. – 261 с.
4. Дыко Л., Иофис Е. Фотография, ее техника и искусство. – М., 1960. – 496 с.
5. Журнал «Фотодело». 7. Владимир Гамалей: Мой первый видеофильм от А до Я Питер, 2006. – 268 с.
6. Луински X., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. - М.: Планета, 1991. – 168 с.
7. Поллак П. Из истории фотографии. – М., 1982. – 174 с.
8. Фотография. Энциклопедический справочник. – Минск, 1992. – 339 с.
9. Эдриан Дейвис: Энциклопедия фотографии - АСТ, Астрель, 2005 - 604 с.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2024-2025 учебный год
детского объединения «Основы фото и видео дела»
Педагог дополнительного образования Штрахов Александр Николаевич
Группа №1
Год обучения: 1 год обучения
Количество учебных недель с 09.09.2024 по 30.05.2025
Всего учебных недель: 36 недель
Количество часов в неделю: 1
Количество занятий в неделю: 1
Каникулы – с 01 января по 08 января 2025 года, с 01 июня по 31 августа 2025 года.
Праздничные дни, выпадающие на период реализации ДОП: 4 ноября, 31 декабря, 23
февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
№
п\п
1
2
3
4
5
Дата
проведения
занятий
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
6
7
16.10
23.10
8
30.10
9
10
06.11
13.11
11
20.11
12
13
27.11
04.12
14
11.12
15
18.12
16
17
18
25.12
15.01
22.01
19
29.01
20
21
05.02
12.02
22
23
24
25
26
27
28
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
26.03
02.04
Тема занятия
Вводное занятие. Техника безопасности.
История возникновения и развития фотографии и видео.
Основы в профессии фотографа - фотография как искусство.
Вспышка. Постановочный свет. Практическое занятие
Съемка движущихся объектов. Экспериментировать с разными
ракурсами. Практическое занятие.
Устройство и типы фотоаппаратов.
Цифровая фотоаппаратура. Технические средства, выбор и
применение аппаратуры. Практическое занятие.
Правила использования выдержки. Разбор отснятого материала.
Практическое занятие.
Правила видеосъёмки мероприятий.
Создание серий видеокадров. Определение ключевых кадров.
Практическое занятие.
Особенности монтажа кадров. Отбор и сортировка отснятого
материала. Практическое занятие.
Законы построения кадра, основы композиции.
Работа со светом и планом (крупный, средний, общий). Практическое
занятие.
Изучение особенностей репортажного фото. Виды репортажной
фотографии.
Введение в основы записи изображения. Технические тонкости
репортажной съемки. Практическое занятие.
Фоторепортаж со встречи. Обсуждение фото. Практическое занятие.
Организация пространства в кадре.
Разбор композиционных решений. Предметное фото. Практическое
занятие.
Понимание основных элементов композиции. Кадрирование.
Практическое занятие.
Предметное фото. Белое на белом. Практическое занятие
Практическая работа «Основы фотосъемки». Навыки выбора объекта
съемки, построение изображения в кадре.
Оформление и проведение фотовыставки.
Основные понятия при съемке пейзажа.
Съемка городского пейзажа. Практическое занятие.
Разбор и обработка отснятого материала. Практическое занятие.
Съемка портрета. Выдержка и диафрагма.
Основы взаимодействия с моделью.
Работа с моделями. Практическая работа.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
34
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
35
21.05
36
28.05
Итого часов:
Сюжетная фотосессия. Практическая работа.
Законы построения натюрморта.
Предметное художественное фото.
Предметное фото. Съемка натюрморта. Практическое занятие.
Разбор и обработка отснятого материала. Практическое занятие.
Практическая работа «Мастерство фотографа».
Практическое использование всех возможностей камеры.
Практическая работа «Мастерство фотографа».
Съёмка тематического материала.
Подведение итогов.
1
1
1
1
1
1
1
1
36
Приложение 2
План совместной выставочной и конкурсной деятельности
МБОУДО «Дворец творчества» и МБОУ «СОШ № 10»
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного
процесса наряду с обучением. Оно позволит обеспечить духовно-нравственное
становление подрастающего поколения, подготовку обучающихся к жизненному
определению, самостоятельному выбору.
При осуществлении воспитательной работы мы ставим перед собой следующую
Цель: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации
личности обучающегося: личности психически и физически здоровой, гуманной, духовнонравственной и свободной, социально – мобильной и востребованной.
Задачи воспитательной работы:
- воспитание коммуникабельности, чувства собственного достоинства, внутренней
гармонии, этикета.
- воспитание черт характера: целеустремленность, ответственность за свои действия,
быстрота реакции на возникающие сложности, терпение, творчество.
- воспитание сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к
жизни и здоровью окружающих людей, к выбору будущей профессии.
№
п/п
1
2
Сроки
проведения
сентябрь
октябрь
3
4
5
6
7
8
9
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Назначенное мероприятие
Выставка фото и видео работ «Золотые краски осени»
Профессиональные пробы по профессии пожарный, спасатель, экскурсовод,
модельер-конструктор.
Выставка фото и видео работ День матери.
Новогоднее представление.
Смотр-конкурс юных экскурсоводов музеев.
Открытый фестиваль кадетского движения «Виват, кадет!»
Районный конкурс – шоу «Модница»
Отчетный концерт творческих коллективов МБОУДО «Дворец творчества»
День Победы.
Приложение 3
Оценочные материалы
Результатом образовательной деятельности, рассматривая с точки зрения решения
образовательных задач, сформулированных в дополнительной общеразвивающей
программе «Основы фото и видео дела», становится формирование следующих ключевых
компетенций:
критическое мышление, творческая, проектная деятельность;
кооперативная;
коммуникативная: презентация результатов, устная и письменная коммуникация и
т.д.;
информационная: создание цифрового продукта, информационная безопасность;
самоорганизационная.
Контроль за формированием компетенций ‒ одно из важных средств повышения
качества и эффективности образовательного процесса. С его помощью устанавливается
обратная связь, позволяющая педагогу вести наблюдение за уровнем усвоения
обучающимися программного материала, диагностировать пробелы в обучении.
1. Входной контроль проводится в сентябре в форме опроса и практического задания для
определения уровня владением знаниями в фото и видео деле.
Опрос «Чему я хочу научиться»:
Дорогой друг!
Просим тебя ответить на несколько вопросов:
1. Фамилия, имя _____________________________________________________________
2. Укажи, свой возраст ________________________________________________________
2. Чем занимаешься в свободное время? _________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Посещаешь ли ты другие кружки? Если да, то какие _____________________________
____________________________________________________________________________
4. Посещал ли ты раннее подобный кружок? ______________________________________
5. Откуда ты узнал про кружок «Основы фото и видео» ____________________________
6. У тебя есть фотоаппарат и если есть, то какой? _________________________________
7. Когда ты начал фотографировать и как часто ты снимаешь видео? _________________
8. Чем тебя привлекает этот кружок? ____________________________________________
9. Знакомы ли тебе такие программы, как Adobe Photoshop, Movavi ?__________________
10. Как ты думаешь, чему ты научишься к концу обучения? _________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо!
Практическое задание на определение уровня развития навыков
работы с фото и видеоматериалом.
1. В графическом редакторе Paint создай лист со следующими параметрами: ширина – 500
пикселей, высота – 500 пикселей, разрешение – 72 пикс/дюйм
2. В графическом редакторе Adobe Photoshop создай 3 файла, в каждом из которых
необходимо нарисовать мяч, пирамиду и конус.
3. На каком изображение
4. В отсканированном изображении отредактируй с помощью инструментов графического
редактора и раскрась, используя палитру.
5. Укажите родной формат программы AdobePhotoshop:
а) *.jpg
в) *.gif
б) *.psd
г) *.bmp
6. Отметь, что из этого относится к видеоредактору:
а) Movavi
в) Paint
б) Adobe Photoshop
г) Windows Media
7. На рабочем столе несколько файлов в формате jpg, загрузи в графический
видеоредактор, расположи их в правильной последовательности и создай из них видеоряд.
2. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме защиты проектов.
Диагностический материал состоит из компетентностных заданий, требующих от
обучающегося выполнения познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
Критерии оценивания защиты творческих проектов
Ф.И. выступающих
Показатели критерия
Оценка пояснительной записки проекта (0-10 баллов)
1
Общее оформление (единый стиль, шрифт).
2
Обоснование проблемы и выбора темы проекта
3
Формулировка цели и задач проекта
4
Описание изготовления изделия. Технологическая
карта
5
Социальной значимости произведения,
интерпретация);
ВСЕГО
Оценка проектного изделия (0-8 баллов)
1
Оригинальность
2
Качество фото, видео
3
Эстетическое оформление
4
Соответствие работы тематике
ВСЕГО
Оценка мультимедийной презентации (0-10 баллов)
1
Единый стиль оформления (цвет, фон)
2
Правильность подбора параметров шрифта (текст
хорошо читается)
3
Наличие наглядного материала (фото, рисунки,
картинки, таблицы и др.)
4
Грамотность оформления (отсутствие логических,
грамматических ошибок)
5
Использование дополнительных эффектов
ВСЕГО
Оценка речи при защите проекта (0-10 баллов)
1
Интонация (эмоциональная окрашенность речи)
2
Культура речи
3
Логика изложения материала)
4
Самообладание (уверенность, владение собой)
5
Ответы на вопросы
ВСЕГО
ИТОГО
Max
баллов
0-2
0-2
0-2
0-2
0-2
10 б
0-2
0-2
0-2
0-2
8 б.
0-2
0-2
0-2
0-2
0-2
10 б.
0-2
0-2
0-2
0-2
0-2
10 б.
0-50 б.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся
по дополнительной общеразвивающей программе «Основы фото и видео дела»
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы ______________
№ группы ______________________________________________________________
Год обучения ___________________________________________________________
Форма проведения промежуточной аттестации ______________________________
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
6. Личностные
результаты
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Всего
баллов
1. Предметные
знания и умения
Образовательные результаты
2. Метапредметные
умения и навыки
Всего
баллов
Фамил
ия,
имя,
обучаю
щегося
Всего
баллов
№
п/п
Всего
баллов
Дата проведения аттестации _______________________________________________________
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
Предметные знания и умения: высокий уровень __ чел., __%; средний уровень __
чел.,___ %; низкий уровень чел., __%;
Метапредметные умения и навыки: высокий уровень ___чел.____,%; средний уровень
___чел., ____%;
низкий _____ уровень ___чел.,___%;
Личностные результаты: высокий уровень
чел.,____%; средний уровень
чел.,
%; низкий уровень чел., __%.
Критерии оценивания промежуточно диагностики:
1. Предметные знания и умения оцениваются по следующим критериям:
1.1. соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям;
1.2. осмысленность и правильность использования специальной терминологии;
1.3. соответствие практических умений и навыков программным требованиям;
1.4. креативность.
1.5. оригинальность замысла выполнения задания;
1.6. специальные умения и навыки: умение осуществлять проектную или учебноисследовательскую работу, оформлять результаты и др.
2.
Метапредметные умения и навыки оцениваются по следующим критериям:
2.1. инициативность, социальная активность, самостоятельность;
2.2. уровень владения культурой речи, умение вести дискуссию, выступать перед
аудиторией; самопрезентативность;
2.3. умение управлять, планировать, осуществлять и оценивать свою деятельность;
2.4. умение подбирать и работать с источниками информации;
2.5. выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Личностные результаты оцениваются по следующим критериям:
ориентация на выполнение морально-нравственных норм;
прилежание и трудолюбие;
оценка своих поступков;
культура поведения, дисциплинированность;
мотивация на учёбу и социальную деятельность.
Высокий уровень - от 8 до 10 баллов;
средний уровень - от 5 до 7 баллов;
низкий уровень - от 1 до 4 баллов.
3. Итоговая диагностика
Карта оценки педагогом по освоенным компетентностям обучающимися
№
1
2
3
4
Наименование критерия
Знает правила техники безопасности по работе с фото и
видеоаппаратурой.
Освоил теоретический материал по разделам и темам программы
(может ответить на вопросы педагога)
Знает специальные термины, используемые на занятиях
Разбирается в процессе фото и видеосъёмки, связанных с ними
профессиях, видах и жанрах кино и фотографии.
5
Научился использовать полученные на занятиях знания в
практической деятельности
6
Умеет выполнить практические задания (упражнения, задачи,
опыты и т.д.)
7
Научился самостоятельно выполнять творческие задания
8
Умеет воплощать свои творческие замыслы
9
10
Может быть наставником для обучающихся, проводить мастерклассы, фрагменты занятий
Умеет работать в команде
11
Умеет получать информацию из различных источников
12
Имеет достижения в творческих конкурсах, исследовательской
деятельности
1
2
3
4
5
Степень выраженности оцениваемого качества:
Высокий уровень (от 54 до 60): обучающийся освоил практически весь объем знаний,
предусмотренной программой, употребляет специальные термины, разбирается в процессе
фото и видеосъёмки, связанных с ними профессиях, видах и жанрах кино и фотографии.
Средник уровень (от 34 до 53): сочетает специальную терминологию с бытовой.
Низкий уровень (меньше 33): как правило, избегает употреблять специальные термины.
Методики изучения умений и навыков, приобретённых обучающимися
Теоретические навыки
1. История возникновения фото и видео
2. Классификация фототехникики
3. Строение фотоаппарата, видеокамеры
4. Оборудование фото-студии
5. Создание сценария фотосъемки
6. Основы фотопроцесса
7. Законы композиции в фотографии
8. Основные понятия и значения ракурса, перспективы и
фрагмента при съемке пейзажа
9. Точка съемки, схемы освещения, импульсное освещение,
использование отражателей, зонтов.
10. Законы построения натюрморта
11. Особенности видео форматов AVI, MPEG, WMV, 3gp,
FLV и других.
12. Основные особенности и различия жанров
кинематографа.
13. Структура фильма: завязка экспозиция, кульминация,
развязка. Правила развития сюжета
14. Правила съемки интерьера, пейзажа, портрета,
натюрморта
15. Функции профессий в кино фото индустрии
16. Назначение, функции и приемы работы с Adobe Photoshop
и Movavi
17. Правила видеосъёмки мероприятий.
18. Техника съёмки мероприятий вне помещения: на
открытом воздухе, при искусственном освещении
19. Технические тонкости репортажной съемки.
20. Виды цифровых образовательных пространств
Практические навыки
1.Отрабатываать информацию с использованием
2. Упражнения на применение наезда, отъезда камеры.
3. Написанию сценария к видео
4. Съемка движущейся камерой.
5. Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта
6. Разбор популярных съемочных сценариев.
7. Съемки на зелёном / голубом фоне / циклораме
8. Съемка объекта в различных световых условиях.
9. Работа над созданием образа модели
10. Работа с видеофайлами
11. Фоторепортаж со встречи, интервью, мероприятия.
12. Профессиональные пробы по фото и видео творчеству.
13. Съемки на производстве
14. Трансляция фотоматериала и видеосюжетов.
15. Ведение Online-трансляции мероприятия.
16. Создание серий видеокадров.
17. Отбор и сортировка отснятого материала.
18. Монтаж и подготовка к трансляции видеоматериала.
19. Создание мультипликационного видеоролика по
информационной безопасности.
20. Создание видеоролика о профессии, востребованной и
забытой на рынке услуг.
с помощью
педагога
частично
сам
самостояте
льно
Я могу
уверенно
немного
Я знаю
Не знаю
Программа
Приложение 4
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Удовлетворенность родителей (законных представителей)
качеством образовательных услуг и степень
удовлетворенности образовательным процессом в
объединении»
Уважаемые Родители!
Ваше мнение очень важно для совершенствования работы объединения.
Просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. ФИО родителя ___________________________________________________
(указывается по желанию)
2. Сколько лет Вашему ребенку? ______________________________________
3. Год обучения _____________________________________________________
4. Оцените степень стремления Вашего ребенка к получению
дополнительного образования вобъединении
□ высокая
□ средняя
□ низкая
5. Что привело Вашего ребенка в объединение?
□ желание развиваться
□ поиск новых друзей
□ желание выступать на сцене
□ желание проводить свободное
время с пользой
□ желание подготовиться к выбору
профессии
□ другое
6. Что поспособствовало Вашему выбору?
□ желание ребенка
□ реклама
□ близость от дома
□ другое
□ рекомендации друзей и знакомых
□ решение взрослых членов семьи
□ качество услуг
____
7. Оцените
степень удовлетворенности качеством
предоставляемых
дополнительныхобразовательных услуг
Вашему ребенку?
□ высокая
□ средняя
□ низкая
□ затрудняюсь ответить
8. Что, на Ваш взгляд, в большей степени характеризует педагога,
который работает с Вашимребенком?
□ профессионализм
□ интеллигентность
□ знание предмета
□ умение общаться с детьми
□ опыт работы
□ другое
9. Удовлетворены ли Вы предоставляемой педагогом информацией о Вашем
ребенке?
□ да □ частично □ нет
10. Отмечаете ли Вы личностный рост ребенка за время обучения в объединении?
□ да □ в какой-то степени □ нет
11. Какие, на Ваш взгляд, знания, умения, качества, возможности
приобретает Ваш ребенок,занимаясь в объединении?
□ самостоятельность
□ уверенность в себе
□ коммуникабельность
□ возможность раскрыть свои способности
□ возможность лучше понять самого себя
□ возможность выступать на сцене
□ другое
12. Оправдываются ли Ваши ожидания от занятий ребенка дополнительным
□
образованием?
да □ частично □ нет
Спасибо!
Приложение 5
АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Социально-психологический климат в коллективе»
Дорогой друг!
Нам важно знать твое отношение к Дворцу творчества и атмосфере в коллективе!
Ответь, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты, выбрав один вариант из столбца справа.
Название коллектива
Который год занимаешься в коллективе:
Положительные
особенности
Варианты ответа
Отрицательные
особенности
Варианты ответа
Когда ты идешь на занятие во
Дворец у тебя хорошее,
веселое настроение
1. да
2. чаще всего
Когда ты идешь на занятие во
Дворец у тебя плохое, грустное
настроение
1.
2.
В твоем коллективе ребята
доброжелательно
относятся друг к другу
1. да, это так
2. в большинстве
В твоем коллективе ребята
плохо относятся друг к другу
1.
да, эго так
2. в большинстве
Ребятам из твоего коллектива
нравится
быть
вместе,
участвовать в совместных
делах
1.да, нравится
2.в большинстве
случаев нравится
Ребята из твоего коллектива
безразличны друг к другу, не
любят что-либо делать вместе.
1.
2.
Достижение
или
неудачи
коллектива
переживаются
всеми как свои собственные
1. да, это так
2. как правило
Достижение
или
неудачи
коллектива безразличны для
ребят в коллективе
1.
2.
Ребята с уважением относятся
к мнению друг друга
1. да, всегда
2. в большинстве
В коллективе каждый считает
свое мнение главным и не
уважает мнение другого
1.
2.
Педагог уважительно
относится к ребятам в
коллективе
1. да всегда
2. чаще относится с
уважением
Педагог не внимателен к
ребятам, у него всегда «нет
времени»
1.
2.
Педагог помогает советом если
что-то не получается у детей
1. да всегда помогает
2. в большинстве
Педагог только критикует, но
непомогает советом детям
1.
да
2. чаще ругает, чем
1 да
2. в большинстве
случаев
Педагог редко хвалит тебя и
других ребят в коллективе, а
чаще недоволен
1.
да
2. в большинстве
Ребята быстро откликаются,
если нужно делать полезное
дело
1. да всегда готовы
2. в большинстве
1.
да очень сложно
2. такое бывает, но
В коллективе существует
справедливое отношение ко
всем членам, здесь
поддерживают слабых;
выступают в их защиту
1. да это так
2. как правило
Ребят невозможно поднять на
совместное
дело,
каждый
думает только о собственных
интересах
Коллектив разделен на
«привилегированных» и
«неудачников», здесь
презрительно относятся к
слабым, высмеивая их.
случаев
случаев
случаев
случаев советует
Педагог часто хвалит тебя и
других ребят в коллективе
случаев
всегда
бывает поразному
да
бывает по
разному
да, это так
как правило
да, всегда
в большинстве
случаев
да
не внимателен
хвалит
случаев
редко
1.
2.
да это так
как правило
Приложение 6
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Мотивация обучающегося к учебной деятельности»
1. Как ребенок относится к необходимости регулярного посещения занятий?
- Любит посещать занятия, старается не пропускать.
- Может пропустить занятия только по обоснованной причине (плохое самочувствие,
мероприятия в школе и др.).
- Любит заниматься танцами, но нуждается в контроле посещаемости занятий.
- Другое
2. Как ребёнок относится к необходимости выполнения домашних заданий?
- Регулярно и старательно выполняет задания.
- Выполняет задания регулярно, но при возникновении трудностей не пытается их
преодолеть.
- Стремится быстрее закончить задание, не прикладывает усилий.
- Другое
3. Связан ли досуг ребенка с приобщением к танцам?
- Любит посещать концертные программы, спектакли, соревнования по спортивнымбальным танцам.
- Время от времени ходит на мероприятия (спектакли, концерты и др.).
- В свободное время любит заниматься другими видами деятельности (не связанными с
танцевальной деятельностью).
- Другое
4. Каков интерес вашего ребенка к танцам?
- Проявляет устойчивый интерес к занятиям спортивными бальными танцами.
- Проявляет самостоятельность в изучении некоторых теоретических вопросов, любит
разговаривать о танцах.
- Наиболее привлекательным считает просмотр танцевальных соревнований, без изучения
теоретических вопросов.
- Другое
5. Связывает ли ребенок своё будущее с танцами?
- Желает в будущем продолжить заниматься танцами
- Любит заниматься, но не выражает желание овладеть профессией хореографа или
педагога по танцам.
- Относится к занятиям танцами как к необходимости продолжения обучения в
творческом объединении Дворца
- Другое
Спасибо!