РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON (для 7—9 классов образовательных организаций) МОСКВА 2022 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» . . . . . . . . . Цели курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» . . . . . . . . . Место курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» в учебном плане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Содержание курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» . . 7 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 4 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 15 16 16 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 18 23 26 Форма проведения занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» (далее — курс) для 7—9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23.06.2022) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18.03.2022). Примерная рабочая программа курса даёт представления о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Примерная рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. Программа служит основой для составления поурочного тематического планирования курса внеурочной деятельности учителем. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» Программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» отражает: 66 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; 4 Примерная рабочая программа 66 основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; 66 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Информатика характеризуется всё возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырёх тематических разделов информатики на уровне основного общего образования: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии. ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» Целями изучения курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» являются: 66 формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 5 66 обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.; 66 формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; 66 формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося; 66 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Основные задачи курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» — сформировать у обучающихся: 66 понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; 66 владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; 6 Примерная рабочая программа 66 знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; 66 базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; 66 знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; 66 умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Python; 66 умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; 66 умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности за счёт направления «Дополнительное изучение учебных предметов». Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 102 учебных часа, по 1 ч в неделю в 7, 8 и 9 классах (34 ч в каждом классе). Срок реализации программы внеурочной деятельности — три года. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: 66 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; 66 понимание значения информатики как науки в жизни современного общества. Духовно-нравственное воспитание: 66 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 66 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 66 активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете. Гражданское воспитание: 66 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; 66 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; 66 ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов; 66 стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценность научного познания: 66 наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; 8 Примерная рабочая программа 66 интерес к обучению и познанию; 66 любознательность; 66 стремление к самообразованию; начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 66 наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 66 овладение Формирование культуры здоровья: 66 установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ. Трудовое воспитание: 66 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. Экологическое воспитание: 66 наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: 66 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 9 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 66 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 66 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: 66 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; 66 оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; 66 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: 66 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; 66 применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; 66 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; 66 выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; 66 оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; 66 запоминать и систематизировать информацию. 66 умение 10 Примерная рабочая программа Универсальные коммуникативные действия Общение: 66 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 66 публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта); 66 выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): 66 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; 66 принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 66 выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; 66 оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; 66 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; 66 составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; 66 выявлять ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 11 66 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): 66 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; 66 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; 66 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; 66 оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: 66 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: 66 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации; 66 осознанно относиться к другому человеку, его мнению. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: требования безопасности при работе на компьютере; 66 объяснять, что такое информация, информационный процесс; 66 перечислять виды информации; 66 кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам; 66 переводить данные из одной единицы измерения информации в другую; 66 характеризовать устройство компьютера; 66 приводить примеры устройств для хранения и передачи информации; 66 разбираться в структуре файловой системы; 66 строить путь к файлу; 66 объяснять, что такое алгоритм, язык программирования, программа; 66 соблюдать 12 Примерная рабочая программа 66 использовать переменные различных типов при написании программ на Python; 66 использовать оператор присваивания при написании программ на Python; 66 искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их; 66 дописывать программный код на Python; 66 писать программный код на Python; 66 использовать ветвления и циклы при написании программ на Python; 66 анализировать блок-схемы и программы на Python; 66 объяснять, что такое логическое выражение; 66 вычислять значение логического выражения; 66 записывать логическое выражение на Python; 66 понимать структуру адресов веб-ресурсов; 66 форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах; 66 создавать презентации в Google Презентациях. 8 класс К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: требования безопасности при работе на компьютере; 66 выделять основные этапы в истории развития информационных технологий и персонального компьютера; 66 понимать принцип работы архитектуры Неймана; 66 искать информацию в Интернете; 66 форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах; 66 открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы; 66 писать программы на Python для рисования различных геометрических фигур, используя модуль Turtle; 66 понимать различия локальных и глобальных переменных; 66 решать задачи с использованием глобальных переменных на Python; 66 строить таблицы истинности для логических выражений; 66 строить логические схемы; 66 понимать, что такое событие; 66 использовать события при написании программ на Python; 66 соблюдать ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 13 66 искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их; 66 дописывать программный код на Python; 66 писать программный код на Python; 66 писать свои функции на Python; 66 разбивать задачи на подзадачи; 66 анализировать блок-схемы и программы на Python. 9 класс К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: требования безопасности при работе на компьютере; 66 объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных; 66 перечислять виды баз данных; 66 писать программы на Python по обработке числовых последовательностей; 66 использовать списки и словари при написании программ на Python; 66 искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их; 66 дописывать программный код на Python; 66 писать программный код на Python; 66 разбивать задачи на подзадачи; 66 анализировать блок-схемы и программы на Python; 66 разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки; 66 защищать персональную информацию от несанкционированного доступа; 66 предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности, такие как кибербуллинг. 66 соблюдать 14 Примерная рабочая программа СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» 7 КЛАСС 1. Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики») Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации. Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами. 2. Основы языка программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда разработки IDE. Интерфейс Sculpt. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся. Переменные. Правила образования имён переменных. Типы данных: целое число, строка. Функция. Виды функций. Функция: print(), input(), int(). Ветвление в Python. Оператор if-else. Вложенное ветвление. Множественное ветвление. Оператор if‑elif-else. Проект «Чат-бот». 3. Циклы в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие. Операции сравнения в Python. Логические операторы в Python: and, or и not. Операторы целочисленного деления и деления с остатком на Python. Цикл с предусловием. Цикл с параметром. Проект «Максимум и минимум». 4. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW). Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в Интернете. Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций. Проект «Презентация Elevator Pitch». ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 15 8 КЛАСС 1. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») История развития информационных технологий и персонального компьютера. Виды информационных процессов. Устройства для работы с информацией. Архитектура Неймана. Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами. Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и работы в облачном сервисе Google. Изучение новых функций Google Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Google. 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Подключение модуля Turtle. Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой. Заливка замкнутых многоуголь ни ков. Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при помощи команды Shape. Управление несколькими черепашками. 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Повторение: функция, виды функций. Функции модуля Turtle. Самостоятельное создание функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха. 4. Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики») Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции и выражения. Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем. Алгоритм построения логической схемы. 9 КЛАСС 1. Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии») Повторение: информационные технологии. Документооборот. Электронный документооборот. Механизмы работы с документами. Система электронного документооборота. Достоинства и недостатки бумажного и электронного документооборота. 16 Примерная рабочая программа Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись. Компьютерная графика. Способы хранения графической информации на компьютере. Отличия растровой графики от векторной. Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трёхмерная графика. Программы для создания компьютерной графики. UX/UI-дизайн. Трёхмерная система координат. Интерфейс Tinkercad. 2. Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и «Алгоритмы и программирование») Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Запросы. Структурированные и неструктурированные данные. Работа с большими данными. Причины структурирования данных. Реляционная база данных. Виды баз данных по способу организации данных. Виды баз данных по способу хранения. Функции str() и int(). Методы для работы со строками. Создание списка в Python. Действия над элементами списка. Функции append(), remove(). Объединение списков. Циклический просмотр списка. Сортировка списков. Сумма элементов списка. Обработка списков. Сравнение списков и словарей. 3. Списки и словари в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование») Словарь. Создание словаря в Python. Добавление новой записи в словарь. Вывод значения по ключу. Замена элемента словаря. Удаление элемента из словаря. Работа с элементами словаря. Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items()). 4. Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование») Структура и разработка сайтов. Знакомство со специалистами по разработке сайтов. Конструкторы сайтов. Создание сайта в конструкторе Google. Язык HTML. Основы веб-дизайна. 5. Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность») Информационная безопасность. Приватность и защита персональных данных. Основные типы угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита приватных данных. Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и криптография. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 17 18 Примерная рабочая программа Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами Файлы и папки 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Определяет тип файла по расширению. 66 Выполняет основные операции с файлами. 66 Описывает полный путь к файлу и соблюдает правила техники безопасности и правила работы на компьютере. 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Получает информацию о видах информации и об основных информационных процессах. 66 Переводит данные из одной единицы измерения информации в другую (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт). 66 Кодирует и декодирует информацию согласно заданному правилу. 66 Получает сведения о том, как информация хранится в памяти компьютера 66 Повторяет Раздел 1. Информация и информационные процессы (6 ч) Содержание программы Информация и информационные процессы Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время. 7 КЛАСС ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 19 Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда разработки IDE. Интерфейс Sculpt. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся Переменные. Правила образования имён переменных. Типы данных: целое число, строка Функция. Виды функций. Функция: print(), input(), int() Ветвление в Python. Оператор if-else. Вложенное ветвление. Множественное ветвление. Оператор if-elif-else Знакомство с языком программирования Python Типы данных. Переменные Ввод и вывод данных Ветвление коде. понятий. вложенное ветвление можно упростить, используя множественное ветвление. 66 Раскрывает смысл изучаемых 66 Получает объяснение, почему 66 Анализирует print(), input(), int(). программный код, чтобы определить, что выведет программа при конкретных исходных данных. 66 Исправляет ошибки в программном коде. 66 Дописывает программный код. 66 Пишет программный код 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Получает информацию о синтаксисе функций 66 Исправляет ошибки в программном 66 Дописывает программный код. 66 Пишет программный код щими условиям. 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Создаёт переменные с именами, удовлетворяю- понятий. для изучения программирования выбран Python. 66 Определяет вид алгоритма по его блок-схеме. 66 Знает интерфейс Sculpt. 66 Работает в Sculpt 66 Раскрывает смысл изучаемых 66 Получает объяснение, почему Раздел 2. Основы языка программирования Python (12 ч) 20 Примерная рабочая программа Логические выражения и операторы Проект «Чат-бот» Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение зуя функции print(), input() и операторы ветвления. 66 Выступает со своим проектом. 66 Оценивает чужой проект 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Определяет цель и задачи проекта. 66 Планирует свою работу при помощи таблицы. 66 Пишет программный код на Python, исполь- программный код, чтобы определить, что выведет программа при конкретных исходных данных. 66 Исправляет ошибки в программном коде. 66 Дописывает программный код. 66 Пишет программный код 66 Анализирует Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие. Операции сравнения в Python. Логические операторы 66 Исправляет ошибки в программном 66 Дописывает программный код. 66 Пишет программный код чётности и нечётности чисел. коде. 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Анализирует логическую структуру выражений. 66 Пишет программы на Python на определение Раздел 3. Циклы в языке программирования Python (9 ч) Цель проекта. Задачи проекта. Чат-бот. Планирование Содержание программы Продолжение ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 21 Статистика. Примеры статистических моделей. Формула вычисления среднего. Функции для вычисления максимального и минимального значения Проект «Максимум и минимум» дования температуры воздуха 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Определяет цель и задачи проекта. 66 Планирует свою работу. 66 Пишет программный код на Python для Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW). Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в Интернете Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. Работа в Интернете Обработка различных видов информации применяемого программного средства. 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Анализирует пользовательский интерфейс 66 Создаёт применяемого программного средства. электронную почту и работает с облачным хранилищем данных Google. 66 Имеет представление об общении в Интернете 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Анализирует пользовательский интерфейс иссле- отличие цикла с условием от цикла с параметром в Blockly. 66 Понимает 66 Программирует циклические алгоритмы. 66 Определяет вид алгоритма по его блок-схеме. 66 Решает задачи с использованием циклов Раздел 4. Информационные технологии (7 ч) Цикл с предусловием. Цикл с параметром Циклы в Python: and, or и not. Операторы целочисленного деления и деления с остатком на Python 22 Примерная рабочая программа Проект «Презентация Elevator Pitch» Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Свойства и правила хорошей презентации. Особенности презентации типа «Elevator Pitch» Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций Содержание программы процес- информацию об особенностях презентации типа «Elevator Pitch». 66 Создаёт презентацию типа «Elevator Pitch» по заданной теме. 66 Выступает со своим проектом. 66 Оценивает чужой проект 66 Получает соре. 66 Создаёт презентации по заданной теме 66 Создаёт текстовые документы. 66 Форматирует текстовые документы. 66 Создаёт векторный рисунок в текстовом Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Окончание ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 23 Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы История развития информационных технологий и персонального компьютера. Виды информационных процессов. Устройства для работы с информацией. Архитектура Неймана. Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами Повторение: виды информации, форматирование, редактирование текста, работа в облачном сервисе Google. Изучение новых функций Google Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Google Обработка различной информации и Google Презентаций на практике 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Применяет новые функции Google Документов смысл изучаемых понятий. программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач. 66 Оперирует компьютерными информационными объектами в наглядно-графическом интерфейсе 66 Раскрывает 66 Определяет Раздел 1. Информационные технологии (9 ч) Содержание программы Информационные технологии Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время. 8 КЛАСС 24 Примерная рабочая программа Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Подключение модуля Turtle. Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой. Заливка замкнутых многоугольников. Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при помощи команды Shape. Управление несколькими черепашками пашки и единицами измерения (пиксели, градусы). 66 Определяет координаты как адрес расположения точки в пространстве. 66 Определяет на экране начало движения черепашки (начало отсчёта). 66 Решает задачи на рисование различных геометрических фигур черепашкой. 66 Настраивает цвет исполнителя, толщину пера, выполняет заливку цветом. 66 Пишет программный код на Python с использованием нескольких объектов-черепашек 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Объясняет, что такое исполнитель. 66 Описывает черепашку как пример исполнителя. 66 Устанавливает связь между движением чере- Функции и события в Python Повторение: функция, виды функций. Функции модуля Turtle. Самостоятельное создание ванием функций и событий. 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Создаёт свои функции. 66 Пишет программный код на Python с использо- Раздел 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (12 ч) Знакомство с модулем Turtle в Python Раздел 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (8 ч) Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Окончание ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 25 Элементы алгебры логики информацию о различиях между областью видимости функции и областью видимости программы. 66 Решает задачи с использованием глобальных переменных 66 Получает Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции и выражения. Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем. Алгоритм построения логической схемы таблицу истинности для логического выражения. 66 Строит логические схемы 66 Составляет ний. 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Анализирует логическую структуру высказыва- Раздел 4. Элементы алгебры логики (5 ч) функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха 26 Примерная рабочая программа Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Повторение: информационные технологии. Документооборот. Электронный документооборот. Механизмы работы с документами. Система электронного документооборота. Достоинства и недостатки бумажного и электронного документооборота. Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись Компьютерная графика. Способы хранения графической информации на компьютере. Отличия растровой графики от векторной. Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трёхмерная графика. Программы для создания компьютерной графики. UX/ UI-дизайн. Трёхмерная система координат. Интерфейс Tinkercad Компьютерная графика фейс применяемого программного средства. 66 Создаёт трёхмерное изображение 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Анализирует пользовательский интер- использования электронного документооборота вместо бумажного. 66 Форматирует и редактирует текстовую информацию в облачном сервисе Google Документы 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Получает информацию о причинах Раздел 1. Современные цифровые технологии (6 ч) Содержание программы Работа с программами Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 5 ч — резервное время. 9 КЛАСС ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 27 Функции str() и int(). Методы для работы со строками. Создание списка в Python. Действия над элементами списка. Функции append(), remove(). Объединение списков. Циклический просмотр списка. Сортировка списков. Сумма элементов списка. Обработка списков. Сравнение списков и словарей Список в языке Python 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Создаёт списки на Python. 66 Исправляет ошибки в программном коде. 66 Дописывает программный код. 66 Пишет программный код 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Имеет представление о базах данных Словарь в языке Python Словарь. Создание словаря в Python. Добавление новой записи в словарь. Вывод значения по ключу. Замена элемента словаря. Удаление элемента из словаря. Работа с элементами словаря. Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items()) 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Создаёт словари на Python. 66 Исправляет ошибки в программном коде. 66 Дописывает программный код. 66 Пишет программный код Раздел 3. Списки и словари в языке программирования Python (5 ч) Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Запросы. Структурированные и неструктурированные данные. Работа с большими данными. Причины структурирования данных. Реляционная база данных. Виды баз данных по способу организации данных. Виды баз данных по способу хранения База данных Раздел 2. Структуры данных (11 ч) 28 Примерная рабочая программа Информационная безопасность Создание сайтов Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы 66 Создаёт готового конструктора. одностраничный сайт с помощью языка HTML 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Имеет представление о создании сайтов. 66 Выполняет оформление сайта с помощью Информационная безопасность. Приватность и защита персональных данных. Основные типы угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита приватных данных. Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и криптография безопасности 66 Раскрывает смысл изучаемых понятий. 66 Имеет представление об информационной Раздел 5. Информационная безопасность (6 ч) Структура и разработка сайтов. Знакомство со специалистами по разработке сайтов. Конструкторы сайтов. Создание сайта в конструкторе Google. Язык HTML. Основы веб-дизайна Раздел 4. Разработка веб-сайтов (6 ч) Содержание программы Окончание ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Курс внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» для 7—9 классов рассчитан на 1 академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса состоит из 4—5 модулей, в каждом из которых 5—14 занятий. Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины. ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON. 7—9 классы 29 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 66 Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т. д.). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 66 Методические материалы. материалы по теме занятия. 66 Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии. 66 Демонстрационные ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА 66 Образовательная платформа. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 66 Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет). мыши. 66 Клавиатуры. 66 Компьютерные УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ 66 Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель. 30 Примерная рабочая программа