Рабочая программа курса внеурочной деятельности Компьютерное проектирование. Черчение среднее общее образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМПЬЮТЕРНОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
ЧЕРЧЕНИЕ
(СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

МОСКВА
2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ............................................................................................... 3
Содержание курса внеурочной деятельности «Компьютерное проектирование.
Черчение» ..................................................................................................................... 8
Первый год обучения ............................................................................................... 8
Второй год обучения................................................................................................ 9
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Компьютерное проектирование. Черчение» ........................................................ 11
Личностные результаты ........................................................................................ 11
Метапредметные результаты ................................................................................ 13
Предметные результаты ........................................................................................ 17
Тематическое планирование .................................................................................... 20
Первый год обучения ............................................................................................. 20
Второй год обучения.............................................................................................. 28
Учебно-методическое обеспечение курса .............................................................. 35

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Черчение является основой инженерной и конструкторской деятельности.
Его изучение служит фундаментом для дальнейшего профессионального
образования,
мышления

обеспечивает
и

технической

базу

для

формирования

грамотности

при

пространственного

современном

ускоренном

технологическом развитии.
Новизна и актуальность курса
Курс

внеурочной

деятельности

«Компьютерное

проектирование.

Черчение» направлен на:
– овладение приемами 3D-моделирования деталей и сборочных единиц;
создания, чтения и оформления сборочных чертежей;
– развитие навыков создания творческих и учебных инженерных проектов
с применением ручных и автоматизированных способов подготовки чертежей,
эскизов и технических рисунков деталей;
– развитие

навыков

работы

с

чертежами

и

другими

видами

конструкторской документации и графическими моделями;
– развитие навыков проведения расчетов по чертежам.
Новизна курса состоит в том, что она основывается на применении
современного

программного

обеспечения,

позволяет

изменить

подход

к проектной деятельности обучающихся в области инженерного проектирования
при использовании конструкторской документации.
Системы

автоматизированного

проектирования

(САПР)

обладают

возможностями, недоступными в ручном черчении:
– наглядного представления 3D-моделей объектов, в том числе сборок;
– автоматического создания ассоциативных чертежей по их 3D-моделям;
– имитации технологических процессов при создании деталей, изделий
и сборочных единиц.

3

При

этом

возможно

применение

аналоговых,

параметрических

и координатных методов создания 3D-моделей объектов и чертежей.
Для

формирования

необходимых

компетенций

проектирования

инженерных объектов, черчения и моделирования предлагается использовать
программное обеспечение КОМПАС-3D (версия КОМПАС-3D v.21 российской
группы компаний АСКОН, разработанная специально для учебных целей).
Актуальность курса состоит в том, что он позволяет раскрыть таланты
обучающихся в проектной деятельности, развить их интеллектуальные
возможности,

научить

молодых

людей

творчески

мыслить,

не отрываясь при этом от реальности, ограниченной применяемыми
технологиями, инструментами и материалами.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Компьютерное
проектирование. Черчение»
Цели курса:
– формирование

конструкторского

мышления

как

фундамента

технического, инженерного образования с целью обеспечения технологического
суверенитета страны;
– воспитание творческой личности, способной самостоятельно ставить
перед собой задачи и решать их.
Задачи курса:
– знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их
классификации и инженерными качествами объектов;
– освоение приемов проектирования, создания и редактирования моделей
объектов и чертежей в САПР на примере КОМПАС-3D;
– подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием,
производством, эксплуатацией и реконструкцией инженерных объектов
и оборудования;

4

– изучение норм государственных стандартов на оформление и создание
конструкторских документов;
– овладение практикой работы с конструкторскими документами чтения
чертежей;
– развитие пространственного воображения при работе с 3D-моделями;
– расширение технического кругозора для обеспечения безопасности
жизнедеятельности в современном мире со сложной развитой инженерной
инфраструктурой.
Общая

характеристика

курса

внеурочной

деятельности

«Компьютерное проектирование. Черчение»
Курс знакомит обучающихся с увлекательным миром инженерного
проектирования с использованием САПР на примере российского программного
продукта КОМПАС-3D, который применяется в вузах, на производстве,
при этом:
– осваиваются

метод

проектов и

информационно-технологические

средства поиска в Интернете для знакомства с инженерными объектами
по заданным темам и параметрам;
– развиваются инженерные компетенции обучающихся;
– накапливается

опыт постановки

инженерных

задач и

заданий

по компьютерному черчению и моделированию, а также опыт выбора средств
для решения этих задач;
– введено изучение тем: определение и классификация инженерных
объектов,

функциональные,

инженерные

и

технологические

качества

инженерных объектов;
– изучается технологическая практика освоения последовательности
сборочных операций и моделирования в программе КОМПАС-3D;
– форма организации уроков способствует повышению мотивации
и активизации внимания обучающихся на основе здоровьесберегающих

5

технологий организации учебного процесса; предусмотрены коллективные
формы работы;
– курс позволяет подготовить обучающихся к состязаниям школьников
в конкурсах по различным номинациям, включая компьютерное черчение
в

КОМПАС-3D,

конструирование,

прототипирование,

промышленный

и инженерный дизайн.
Формы подведения итогов реализации программы курса
Текущий контроль качества обучения включает контролирующую,
обучающую, воспитывающую и развивающую функции и осуществляется
фронтально по качеству и количеству выполненной графической работы
на

компьютере.

Для

оценивания

компетенций

обучающихся

работать

с графической системой КОМПАС-3D проводятся тестирование, устные опросы,
даются самостоятельные работы.
По итогам освоения программы курса обучающиеся представляют
проекты, содержащие компьютерные рисунки, модели в КОМПАС-3D, чертежи
и другие конструкторские документы, выполненные в соответствии с правилами
оформления конструкторской документации.
Выполненные

творческие

проектные

работы

обучающиеся

демонстрируют перед классом и рассказывают, как они достигли такого
результата. Творческие работы в программном обеспечении КОМПАС-3D
сохраняются в специальной электронной папке.
Проверка теоретических знаний и практических навыков в ходе
выполнения графических работ производится индивидуально.
Итоги освоения программы курса подводятся по результатам участия
обучающихся

в

различных

конкурсах

и

олимпиадах

по

черчению,

конструированию и моделированию. Навыки, приобретенные обучающимися
при изучении курса «Компьютерное проектирование. Черчение», могут быть
применены для реализации индивидуального проекта соответствующей
6

тематики. По результатам выполненных проектов проводится ученическая
конференция, на которой происходит обсуждение и оценка проделанной работы.
Особенность методики проведения занятий
Форма проведения занятий может быть как индивидуальная, так
и

групповая

в

зависимости

от

уровня

подготовки

обучающихся.

Разноуровневость предварительной подготовки обучающихся, сложность
и большой объем материала преодолеваются приемами дифференциального
подхода к обучению в сочетании с коллективной работой в малых группах.
Например, в группе из трех обучающихся по одной учебной теме каждый
участник может выполнять на уроке отдельное упражнение или задачу, а в конце
урока обучающиеся обмениваются опытом.
В проектах модели отдельных деталей выполняют разные обучающиеся,
для сборок ученики используют общий банк комплектующих, что позволяет
существенно активизировать работу над сборками и проектами.
Место

курса

внеурочной

деятельности

«Компьютерное

проектирование. Черчение» в учебном плане
Учебный план не предусматривает обязательное изучение курса черчения
и компьютерной графики в 10–11 классах. Время на данный курс
образовательная организация может выделить за счет части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений.
Программа составлена из расчета общей учебной нагрузки 68 часов
за 2 года обучения по 1 часу в неделю.
Итоговый контроль рекомендуется проводить в форме индивидуального
собеседования, направленного на решение практических заданий в программе
КОМПАС-3D.

7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ЧЕРЧЕНИЕ»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Выполнение чертежей в САПР на примере КОМПАС-3D
Государственные

стандарты

Единой

системы

конструкторской

документации. Знакомство с САПР на примере КОМПАС-3D. Основные
понятия компьютерной графики и ее роль в профессиях, связанных
с выполнением чертежных и графических работ.
Интерфейс программы КОМПАС-3D. Основные элементы рабочего окна
и

возможности

инструментальной

панели

программы

КОМПАС-3D.

Графические примитивы. Создание графических примитивов с определенными
параметрами. Изучение и применение параметров инструментов. Создание
изображений. Использование привязок. Нанесение размеров. Проекционное
черчение. Создание чертежей деталей в пакете КОМПАС-График. Выполнение
заданий творческого характера.
Создание 3D-моделей и ассоциативных чертежей в КОМПАС-3D
Изделия и моделирование. Интерфейс окна «Деталь». Знакомство с окном
документа «Деталь». Геометрические примитивы. Операции и инструменты
формообразования. Операция выдавливания, требования к эскизу. Элемент
«Вырезать выдавливанием». Размеры в эскизах. Определение параметров
модели. Создание деталей сложных форм выдавливанием. Сложные элементы
формообразования: вращения, кинематического и по сечениям.
Ассоциативные чертежи. Инструменты создания ассоциативного чертежа
средствами КОМПАС-3D. Редактирование чертежа с помощью «Дерева
чертежа». Разрезы и сечения на чертеже. Построение разрезов на ассоциативном
чертеже. Задания для самостоятельной работы по моделированию.
8

Сборочные операции и чертежи
Соединения деталей. Создание сборных конструкций по координатам.
Задачи на применение инструментов сопряжения. Применение инструментов
перемещения. Моделирование сборок с крепежными соединениями. Документы
конструкторские. Применение стандартных крепежных элементов. Соединение
валов с сопряженными деталями. Штифтовые соединения. Проектирование
сборочной единицы. Создание проекта по заданной теме. Подготовка к защите
проекта и конференция обучающихся.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Листовые детали
Инструменты для создания листовых деталей. Создание листовых деталей.
Создание штамповочных конструктивных элементов. Создание сгибов, разгибов
и отображение в развернутом виде. Применение инструмента «Преобразование
в листовое тело». Создание ребра усиления и скругления на сгибе листовой
детали. Создание обечаек. Творческие задания на создание листовых деталей.
Конструкции и чертежи
Применение
в

машиностроении.

стандартных
Применение

элементов

при

приложения

«Валы

конструировании
и

механические

передачи 2D» для создания чертежей деталей вращения. Применение
приложения «Валы и механические передачи 3D» для создания деталей
вращения. Решение задач средствами приложения «Валы и механические
передачи 3D». Моделирование металлоконструкций. Создание каркасных
конструкций

из

металлопроката.

Проектирование

конструкций

из металлопроката. Технологии сварки и сварные конструкции. Моделирование
сварных соединений. Моделирование сварных швов в документе «Деталь».
Моделирование сварных швов в документе «Сборка». Обозначение сварных
швов в документе «Чертеж». Решение заданий по созданию конструкций.
9

Создание объектов конструкторской документации
Комплектация конструкторской документации. Чтение чертежа общего
вида и создание модели сборочной единицы по чертежу. Создание
спецификации сборочной единицы. Проектная документация. Разработка
проекта инженерного объекта. Создание модели изделия по основному
комплекту конструкторских документов. Создание модели сборочной единицы
по полному комплекту документов. Создание чертежей по документу «Сборка».

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
ЧЕРЧЕНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
обучающихся и опыта деятельности в процессе реализации средствами курса
следующих основных направлений воспитательной деятельности:
гражданское воспитание:
– осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного
права и информационной безопасности;
– готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,

дискриминации

по

социальным,

религиозным,

расовым,

национальным признакам в виртуальном пространстве;
патриотическое воспитание:
– ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях;
духовно-нравственное воспитание:
– сформированность нравственного сознания, этического поведения;
– способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети
Интернет;
эстетическое воспитание:
– эстетическое

отношение

к

миру,

включая

эстетику

научного,

технического и инженерного творчества;
11

– способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанные на использовании информационных технологий;
физическое воспитание:
– сформированность

здорового

и

безопасного

образа

жизни,

ответственного отношения к своему здоровью, том числе за счет соблюдения
требований

безопасной

эксплуатации

средств

информационных

и коммуникационных технологий;
трудовое воспитание:
– готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
– интерес

к

сферам

профессиональной

деятельности,

связанным

с инженерными специальностями;
– умение

совершать

осознанный

выбор

будущей

профессии

и реализовывать собственные жизненные планы;
– готовность

и

способность

к

образованию

и

самообразованию

на протяжении всей жизни;
экологическое воспитание:
– осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учетом возможностей ИКТ;
ценности научного познания:
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития технологий черчения, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счет понимания роли информационных
ресурсов,

информационных

процессов

и

информационных

технологий

в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
– осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
12

В процессе достижения личностных результатов освоения программы
курса

внеурочной

деятельности

«Компьютерная

графика.

Черчение»

у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
– саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность

за

свое

поведение,

способность

адаптироваться

к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
– эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
– социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные
проектированию
универсальными

и

результаты
черчению

учебными

освоения
отражают
действиями

курса

по

компьютерному

овладение

обучающимися

—

познавательными,

коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
– самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать ее всесторонне;
– устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
– определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
13

– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
– разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
– вносить

коррективы

в

деятельность,

оценивать

соответствие

результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
– координировать

и

выполнять

работу

в

условиях

реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
– владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками

разрешения

проблем,

способностью

и

готовностью

к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
– владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
– формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
– анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
– давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
– осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
14

– уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
– уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
– выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
выявлять проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
– владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
– создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;
– оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
– использовать

средства

информационных

и

коммуникационных

технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
– владеть

навыками

распознавания

и

защиты

информации,

информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
– осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
– распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь смягчать
конфликты;
15

– владеть

различными

способами

общения

и

взаимодействия;

аргументированно вести диалог;
– развернуто и логично излагать свою точку зрения.
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
– выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
– принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
– оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
– предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
– осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– самостоятельно

составлять

план

решения

проблемы

с

учетом

имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
– давать оценку новым ситуациям;
– расширять рамки учебного курса на основе личных предпочтений;
– делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
16

– оценивать приобретенный опыт;
– способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции
в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
– уметь выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать
собственные намерения, мысли и поступки;
– уметь строить образовательные траектории и планы в области
профессионального самоопределения.
Самоконтроль:
– вносить

коррективы

в

деятельность,

оценивать

соответствие

результатов целям;
– владеть

навыками

познавательной

рефлексии

как

осознания

совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
– уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению.
Принятие себя и других:
– принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
– принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
– признавать свое право и право других на ошибки;
– развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в графической
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
программы курса:
– формирование основ графической культуры обучающихся как части их
общей

технической

культуры;

развитие

технологического

видения
17

окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления,
пространственного и творческого воображения;
– развитие

визуально-пространственного

мышления

как

формы

эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
– приобретение

опыта

создания

опыта

работы

образцов

техники,

архитектуры

и дизайна;
– приобретение

с

различными

изобразительными

материалами, в том числе базирующимися на ИКТ (цифровая фотография,
компьютерная графика и др.);
– развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
– развитие

компетенций

работы

с

чертежными

инструментами

и приборами;
– приобретение опыта анализа и исследования технических конструкций;
– освоение

основных

приемов

черчения,

моделирования,

конструирования и элементов компьютерной графики.
Первый год обучения:
– следовать правилам построения чертежа и нормам Государственных
стандартов Единой системы конструкторской документации, в том числе
в

процессе

создания

субъективно

нового

графического

продукта

при моделировании в КОМПАС-3D;
– читать чертежи и оценивать условия применимости графических
технологий с позиции практической целесообразности;
– освоить способы формообразования в САПР на примере КОМПАС-3D;
– описывать конкретные технологические решения с помощью чертежей,
текста, рисунков, графических изображений;
– проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных
проектов, модификацию графического продукта по технической документации;
18

– читать

чертежи

и

анализировать

конструирование механизмов,

позволяющих решать конкретные задачи.
Второй год обучения:
– читать чертежи с целью выявления и формулирования проблемы,
требующей технологического решения;
– модифицировать имеющиеся конструкции способом преобразования
чертежа

в

соответствии

с

ситуацией/заказом/потребностью/задачей

деятельности и в соответствии с требуемыми характеристиками.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения
№

Наименование

Количество

п/п

разделов и тем курса

часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

внеурочной
деятельности
Раздел 1. Основы черчения. Знакомство с системой проектирования изделий КОМПАС-3D
1.1

Правила

Правила гигиены и безопасности при работе

Приводить примеры правильного

безопасности.

с чертежным инструментом

и неправильного обращения с чертежным

Понятие о чертежах

и на компьютере. Стандарты ЕСКД.

инструментом, соблюдения и несоблюдения

и стандартах

Основные требования к чертежам

гигиенических требований при работе

1

с компьютером.
Приводить примеры требований, которые
регламентируются ЕСКД.
Называть основные элементы оформления
чертежа
1.2

Графические

Знакомство с системой проектирования

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

примитивы.

изделий КОМПАС-3D. Освоение начальных

Осуществлять построение примитивов

Создание графических

приемов работы и команд в документе

по числовым и нечисловым параметрам

примитивов

«Чертеж».

2

20

с определенными

Практическая работа

параметрами

«Изучение и применение параметров
инструментов»

1.3

Построение чертежа

Создание графических примитивов

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

по координатам.

с определенными параметрами. Построение

Осуществлять построение чертежа

Аналоговые способы

чертежа по координатам

по координатам

Локальные и глобальные привязки

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

2

и инструменты
построения
изображений
1.4

Использование

1

привязок

Применять глобальную и локальную
привязки.
Осуществлять анализ и синтез изображения

1.5

Нанесение размеров

1

на чертежах

Итого по разделу

Габаритные и сопрягающиеся размеры.

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Правила нанесения размеров.

Различать габаритные и сопрягающиеся

Практическая работа

размеры.

«Нанесение размеров в программе

Применять правила нанесения размеров

КОМПАС-3D»

на чертежах в программе КОМПАС-3D

Изделия и моделирование. Создание

Различать виды изделий: деталь, сборочная

и сохранение документа «Деталь»

единица, комплект, комплекс.

7

Раздел 2. Создание 3D-моделей
2.1

Изделие и модель.
Создание 3D-моделей.

2

21

Интерфейс окна

Описывать жизненный цикл инженерных

«Деталь»

объектов.
Понимать значение моделей
в проектировании.
Применять алгоритм работы с интерфейсом
окна «Деталь»

2.2

Геометрические

1

примитивы

Геометрические примитивы. Порядок

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

моделирования

Применять алгоритм работы
при моделировании

2.3

Операции

Технологии формообразования. Средства

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

и инструменты

моделирования КОМПАС-3D. Инструменты

Применять технологии формообразования

формообразования.

группы «Элемент выдавливания». Алгоритм

и алгоритм создания элемента

Элемент

создания элемента выдавливанием.

выдавливанием.

выдавливания.

Требования к эскизу

Создавать элемент выдавливания

Правила построения и требования,

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Применение

предъявляемые к эскизам.

Применять правила построения

фиксированного

Два вида размеров в эскизах:

и требования, предъявляемые к эскизам.

размера

фиксированные и информационные.

Применять фиксированный размер

для изменения

Практическая работа

для изменения контура эскиза

контура эскиза

«Применение фиксированного размера

2

Инструмент «Вырезать
выдавливанием»
2.4

Размеры в эскизах.

1

для изменения контура эскиза»
22

2.5

Определение

1

параметров модели

Геометрические и расчетные параметры

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

модели.

Различать геометрические и расчетные

Практическая работа

параметры модели.

«Геометрические и расчетные параметры

Применять алгоритм определения

модели»

параметров.
Определять геометрические и расчетные
параметры модели

2.6

Создание деталей

1

сложных форм

Сложные элементы формообразования,

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

операции формообразования

Применять алгоритм проектирования

«Выдавливанием»

детали: анализ формы и синтез модели.
Создавать детали сложных форм
«Выдавливанием»

2.7

Сложные элементы

1

формообразования

Операции формообразования:

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

«Выдавливание», «Вращение»,

Соблюдать требования к эскизу.

«По траектории» и «По сечениям»

Проводить операции со сложными
элементами формообразования

Итого по разделу

9

Раздел 3. Проекционное черчение и создание объектов по чертежам
3.1

Проекционное
черчение

1

Образование проекционного чертежа.

Раскрывать смысл изучаемых понятий.

Прямоугольное проецирование. Чтение

Применять правила изображения предметов

чертежа

на чертежах согласно ГОСТ 2.305-2008
«Единая система конструкторской
23

документации. Изображения – виды,
разрезы, сечения».
Осуществлять чтение чертежа
3.2

Создание

Алгоритм создания ассоциативного чертежа

Раскрывать смысл изучаемых понятий

ассоциативного

объекта. Перемещение чертежа в формате.

и операций.

чертежа средствами

Проверка соответствия.

Применять алгоритм создания

программы

Практическая работа

ассоциативного чертежа объекта.

КОМПАС-3D

«Параметры вставки ассоциативного

Создавать ассоциативный чертеж

2

чертежа»
3.3

3.4

Редактирование

Настройка параметров видов.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

чертежа с помощью

Практическая работа

и операций.

«Дерева чертежа»

«Вставка чертежа, нанесение размеров,

Применять настройки параметров видов

осевых и центровых линий»

и изменять их

Простые и сложные разрезы. Изображение

Раскрывать смысл изучаемых понятий

и обозначение сечений

и операций.

Применение разрезов

1

1

и сечений на чертеже

Различать фронтальные, горизонтальные,
профильные и сложные разрезы.
Объяснять изображение и обозначение
сечений
3.5

Построение разрезов
на ассоциативном
чертеже

1

Построение разреза модели. Алгоритм

Раскрывать смысл изучаемых понятий

вставки разреза

и операций.
Применять инструменты для построения
24

разреза модели и алгоритм вставки
разреза
Итого по разделу

6

Раздел 4. Сборочные операции и чертежи
4.1

Соединения деталей

1

Соединения деталей: подвижные

Раскрывать смысл изучаемых понятий

и неподвижные. Виды неподвижных

и операций.

соединений. Комплект документации

Различать подвижные и неподвижные

на изготовление сборочной конструкции

соединения деталей.
Объяснять спецификацию сборочного
чертежа

4.2

Создание сборных

Инструменты позиционирования.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

конструкций

Интерфейс документа «Сборка».

и операций.

по координатам

Создание сборки по координатам

Работать с интерфейсом документа

в программе КОМПАС-3D

«Сборка».

1

Выполнять сборку по координатам
в программе КОМПАС-3D по плану
4.3

Применение

Виды сопряжений: совпадение граней,

Раскрывать смысл изучаемых понятий

инструментов

соосность, взаимная параллельность

и операций.

сопряжения

или перпендикулярность, касание и др.

Применять инструменты сопряжения

и перемещения

Команды для изменения положения

и перемещения

компонентов

компонента

1

25

4.4

Моделирование

Понятие о стандартных изделиях.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

сборок с крепежными

Размеры элементов крепежа в зависимости

и операций.

соединениями

от проектных нагрузок

Применять инструменты группы

1

«Совпадение»: «Параллельность»,
«Перпендикулярность»
4.5

Документы

1

конструкторские

4.6

Применение

1

стандартных

Основные конструкторские документы:

Раскрывать смысл изучаемых понятий

для сборочных единиц – спецификация

и операций.

и сборочный чертеж; для деталей – чертежи

Объяснять содержание основных

деталей и электронные модели. Создание

конструкторских документов.

конструкторских документов в программе

Применять основные приемы

КОМПАС-3D

создания конструкторских документов

Библиотека стандартных изделий. Основные

Раскрывать смысл изучаемых понятий

приемы работы со стандартными изделиями

и операций.

крепежных элементов

Применять основные приемы работы
с Библиотекой стандартных изделий

4.7

Соединения валов

Вал и ось, их назначение. Элементы

Раскрывать смысл изучаемых понятий

с сопряженными

конструкции вала. Крепление деталей

и операций.

деталями. Штифтовые

на валах

Определять разницу между валом и осью.

соединения

1

Объяснять назначение элементов
конструкции вала.
Применять алгоритм построения чертежа
соединения деталей
26

4.8

Проектирование

1

сборочной единицы

Этапы создания проекта сборочной

Реализовать проект по созданию сборочной

единицы. Реализация проекта

единицы.
Создать спецификацию чертежа

Итого по разделу

8

Резерв времени. Обобщение

4

по темам, контрольные
работы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

27

Второй год обучения
№

Наименование

Количество

п/п

разделов и тем курса

часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

внеурочной
деятельности
Раздел 1. Листовые детали. Конструкции и чертежи
1.1

Листовые детали.

Технологии изготовления листовых деталей.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

Создание листовых

Конструкции из листовых деталей. Набор

и операций.

деталей.

инструментов для создания листовых

Применять при построении чертежа набор

Применение

деталей «Листовое моделирование»

инструментов «Листовое моделирование».

инструмента

в программе КОМПАС-3D.

Анализировать форму детали и выполнять

«Листовое тело»

Практическая работа

построение в необходимой

«Знакомство с параметрами инструментов

последовательности

2

создания листовой детали»
1.2

Создание
штамповочных

1

Создание эскиза элемента. Инструменты

Раскрывать смысл изучаемых понятий

группы «Открытая штамповка»

и операций.

конструктивных

Применять алгоритм создания

элементов

штамповочных конструктивных
элементов.
Применять инструменты группы
«Открытая штамповка»
28

1.3

Создание сгибов,

2

разгибов

Применение параметров инструментов

Раскрывать смысл изучаемых понятий

«Сгиб» и «Преобразование в листовое тело»

и операций.

и отображение

Использовать алгоритм применения

листового тела

инструмента «Сгиб».

в развернутом виде.

Применять инструмент «Преобразование

Создание листового

в листовое тело».

тела на основе

Создавать листовое тело на основе

имеющейся

имеющейся модели

твердотельной
модели
1.4

Создание ребра

Инструменты для создания ребра усиления

Раскрывать смысл изучаемых понятий

усиления

различных форм сечения (V-образная,

и операций.

и скругления

U-образная) на сгибе листовой детали

Применять необходимые инструменты

1

на сгибе листовой

для создания ребра усиления

детали
1.5

Создание обечаек.

Виды обечаек. Эскизы для построения

Раскрывать смысл изучаемых понятий

Самостоятельная

обечаек. Требования к эскизам.

и операций.

работа

Последовательность создания линейчатой

Применять требования к эскизам

и проектирование

обечайки

обечаек.

2

Применять алгоритм создания линейчатой
обечайки
Итого по разделу

8
29

Раздел 2. Конструкции и чертежи
2.1

Стандартные

Применение стандартных элементов

Раскрывать смысл изучаемых понятий

элементы

при конструировании в машиностроении.

и операций.

при конструировании

Приложения для создания элементов

Определять необходимые приложения

в машиностроении

конструкций специального назначения

для создания элементов конструкций

1

специального назначения
2.2

Применение

Приложение «Валы и механические

Раскрывать смысл изучаемых понятий

приложения

передачи 2D». Анализ формы и создание

и операций.

«Валы

технического рисунка. Алгоритм создания

Применять инструменты создания чертежа

и механические

чертежа средствами приложения «Валы

средствами приложения «Валы

передачи 2D»

и механические передачи 2D»

и механические передачи 2D»

Приложение «Валы и механические

Раскрывать смысл изучаемых понятий

приложения «Валы

передачи 3D». Алгоритм создания деталей

и операций.

и механические

средствами приложения «Валы

Применять инструменты создания деталей

передачи 3D»

и механические передачи 3D».

средствами приложения «Валы

для создания деталей

Решение задач средствами приложения

и механические передачи 3D».

вращения

«Валы и механические передачи 3D»

Решать инженерные задачи средствами

2

для создания
чертежей деталей
вращения
2.3

Применение

1

приложения «Валы и механические
передачи 3D»
30

2.4

Моделирование

2

металлоконструкций

Металлоконструкции. Области применения

Раскрывать смысл изучаемых понятий

металлоконструкций.

и операций.

Практические работы

Применять инструменты создания,

1. «Позиционирование объекта».

позиционирования, изменения формы

2. «Сортамент металлопроката»

и позиции объекта.
Применять инструмент «Профиль»

2.5

Создание каркасных

Монтаж металлических конструкций.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

конструкций

Последовательность действий

и операций.

из металлопроката

при моделировании каркасных конструкций

Объяснять последовательность

1

действий при моделировании каркасных
конструкций.
Выполнять моделирование каркасных
изделий
2.6

Проектирование

Типовые конструктивные системы. Этапы

Раскрывать смысл изучаемых понятий

конструкций

проектирования. Построение наглядных

и операций.

из металлопроката

пространственных моделей в проекте

Применять необходимые инструменты

и разработка чертежа объекта

для построения пространственных

2

объектов.
Выполнять разработку чертежа объекта
Итого по разделу

9

31

Раздел 3. Сварные соединения и создание объектов по документации
3.1

Технологии сварки

Типы сварки и применение сварных

Раскрывать смысл изучаемых понятий

и сварные

конструкций. Сварные швы:

и операций.

конструкции

преимущества и недостатки.

Различать изображения узлов сварных швов

Изображения узлов сварных швов и их

и их обозначения

1

обозначения
3.2

3.3

Создание моделей

Моделирование сварных соединений.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

сварных соединений.

Приложение «Сварные соединения».

и операций.

Моделирование

Основные обозначения и моделирование

Создавать модели сварных деталей

сварных швов

сварных швов. Создание модели сварной

в документе «Деталь»

детали

Моделирование

1

Создание модели сборки в соответствии

Раскрывать смысл изучаемых понятий

сварных швов

со спецификацией. Создание разных типов

и операций.

в документе

обозначений сварных швов в документе

Создавать модель сборки в соответствии

«Сборка».

«Чертеж»

со спецификацией и обозначением сварных

2

Обозначение сварных

швов

соединений
в документе «Чертеж»
3.4

Конструкторская

Графические конструкторские документы

Раскрывать смысл изучаемых понятий

документация.

по ГОСТ 2.102–2013 «Единый стандарт

и операций.

Создание объектов

конструкторской документации. Стадии

Объяснять назначение конструкторской

по документации

разработки». Стадии разработки

документации.

1

32

конструкторской документации изделий.

Знать стадии разработки конструкторской

Комплектность конструкторских

документации и состав документов

документов
3.5

Создание проектной

1

документации

Конструкторский проект.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

Последовательность осуществления проекта

и операций.
Определять задачи конструкторского
проекта.
Объяснять последовательность
осуществления проекта

3.6

Разработка проекта

3

инженерного объекта

Инженерное проектирование.

Раскрывать смысл изучаемых понятий

Этапы разработки проекта инженерного

и операций.

объекта.

Осуществлять разработку проекта

Практическая работа

инженерного объекта

«Проект детской площадки»
3.7

Создание модели

Моделирование по спецификации

Раскрывать смысл изучаемых понятий

изделия по основному

и сборочному чертежу. Этапы создания

и операций.

комплекту

сборочной единицы.

Объяснять этапы создания сборочной

конструкторских

Практическая работа

единицы.

документов

«Применение операции "Разнесение

Представлять сборку в «разобранном»

компонентов"»

виде.

2

Создавать модели изделия по основному
комплекту конструкторских документов
33

3.8

3.9

Создание модели

Моделирование сборочной единицы

Раскрывать смысл изучаемых понятий

сборочной единицы

по полному комплекту документов.

и операций.

по полному

План моделирования

Осуществлять моделирование сборочной

1

комплекту

единицы по полному комплекту документов.

документов

Читать сборочный чертеж по спецификации

Создание чертежа

Создание сборочного чертежа

Раскрывать смысл изучаемых понятий

по документу

с использованием электронного документа

и операций.

«Сборка»

«Сборка» на сборочную единицу

Создавать сборочный чертеж

1

с использованием программы КОМПАС-3D
Итого по разделу

13

Резерв времени. Обобщение

4

по темам, контрольные
работы
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. «Азбука КОМПАС» – обучающая система, встроенная в программу
КОМПАС-3D.
2. Технология. Компьютерная графика, черчение. 8 класс : учебник /
В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – Москва : Просвещение, 2022. – 128 с.: ил.
3. Технология. Компьютерная графика, черчение. 9 класс : учебник /
В.А. Уханёва, Е.Б. Животова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. –
160 с.: ил.
2.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».