Программа профилактики учебной неуспешности на 2023-2024 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»

РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
на
педагогическом
протокол
№
1
от

и
совете
31.08.2023

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ
«СОШ
№ 231 от 31.08.2023

Программа
профилактики учебной неуспешности
на 2023 – 2024 учебный год.

Выборг
2023

директора
№
10»

Раздел I. Паспорт программы.
Наименование
Программы

Программа профилактики учебной неуспешности

Основные
разработчики
Исполнители

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
•
Профилактика и предотвращение появления низких
образовательных результатов
•
Повышение качества образовательных результатов
учащихся за счет выстраивания внутришкольной системы
профилактики учебной неуспешности
•
создать условия для организации внутришкольной системы
эффективной работы с учащимися по профилактике и
предотвращению низких образовательных результатов;
•
обеспечить учет индивидуальных результатов каждого учащегося
выявить причины затруднений учащихся по результатам мониторинга
предметных и метапредметных результатов в рамках внутренней
системы оценки качества образования;
•
обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов по
ликвидации учебных дефицитов для всех учащихся, имеющих риски
учебной неуспешности;
обеспечить психолого – педагогическое сопровождение учащихся с
рисками учебной неуспешности и их родителей (законных
представителей) обеспечить охват учащихся, имеющих риски
учебной неуспешности, программами дополнительного образования в
соответствии с их потребностями, организация их участия в
конкурсах, олимпиадах.
2023-2024 учебный год

Цели Программы

Основные задачи
Программы

Сроки реализации
Основные
показатели
Программы
(ожидаемые
результаты)

доля учащихся, у которых выявлены риски учебной
неуспешности – 0%;
•
доля учащихся с трудностями в обучении у которых определены
причины учебной неуспешности – 100% (от количества учащихся, у
которых выявлены риски учебной неуспешности);
•
доля учащихся, имеющих риски учебной неуспешности, для
которых разработаны и реализуются индивидуальные планы по
ликвидации учебных дефицитов - 100% (от количества учащихся, у
которых выявлены риски учебной неуспешности);
•
доля учащихся, имеющих риски учебной неуспешности,
посещающих индивидуальные занятия - 100% (от количества
учащихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности);
•
доля учащихся, демонстрирующих индивидуальный прогресс по
достижению учебных результатов- 100% (от количества учащихся, у
которых выявлены риски учебной неуспешности);
•
доля
учащихся, которым
оказана психологопедагогическая помощь - 100% (от количества учащихся, у которых
выявлены риски учебной неуспешности);
•

доля родителей (законных представителей) учащихся,
вовлеченных в мероприятия по профилактике учебной неуспешности
- 100% (от количества учащихся, у которых выявлены риски учебной
неуспешности);
•
доля учащихся, имеющих риски учебной неуспешности,
охваченных программами дополнительного образования в
соответствии с их
потребностями - 100% (от количества учащихся, у которых выявлены
риски учебной неуспешности);
•
доля учащихся, имеющих риски учебной неуспешности,
принявших участие в конкурсах - 100% (от количества учащихся, у
которых выявлены риски учебной неуспешности);
•
доля педагогических
работников, прошедших повышение
квалификации
по
вопросам профилактикии
преодоления учебной неуспешности - 100%;
•
доля педагогических работников, вовлеченных в мероприятия по
внедрению и распространению успешного педагогического опыта по
профилактике учебной неуспешности – 60%.
Раздел I. Паспорт Программы
Раздел II. Пояснительная записка. Обоснование проблемы
Раздел III. Основные направления Программы и механизмы их
реализации.
Раздел IV. Основные риски Программы и пути их минимизации
Раздел V. Заключительные положения
Приложение («дорожная карта»)
•
сформирована и функционирует внутришкольная система
эффективной работы с учащимися и их родителями (законными
представителями) по профилактике и предотвращению низких
образовательных результатов;
•
повышение качества образовательных результатов;
•
снижение уровня учебной неуспешности;
•
совершенствование профессиональной компетентности и
профессионального роста педагогов школы по вопросам
профилактики учебной неуспешности.
•

Перечень
разделов
Программы

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы.

Раздел II. Пояснительная записка. Обоснование проблемы
В настоящее время одна из первоочередных задач работы школы - повышение качества
обучения через создание системы глубокого индивидуального учёта знаний учащихся с разным
уровнем учебных возможностей в условиях внедрения ФГОС третьего поколения.
В течение двух последних лет показатель качества обучения по школе остается стабильным
– 43 – 48%% По итогам 2022-2023 учебного года 43 учащихся 2-10 классов имеют
академическую задолженность по учебным предметам (от одного до семи), кроме этого 12
учащихся остаются с академической задолженностью уже не первый год. За два последних
учебных года по 6 учебным предметам наблюдается снижение показателя качества. По
результатам ОГЭ 2023 года, отмечается снижение качества обучения по математике,
обществознанию, информатике, биологии. Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за два
последних года показывает снижение качества подготовки выпускников по химии, биологии,
истории.

Посещение уроков администрацией школы в течение 2022-2023 учебного года показывает,
что учителя-предметники испытывают трудности в осуществлении дифференцированного
подхода в обучении, развитии функциональной грамотности у школьников в соответствии с
требованиями ФГОС в условиях современной цифровой образовательной среды.
Таким образом, анализируя работу педколлектива по повышению качества обучения в
2022-2023 году можно отметить, что по итогам учебного года не удалось добиться больших
положительных изменений в данном направлении. На начало 2023-2024 учебного года доля
учащихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности составляет 5%.
Раздел III. Основные направления Программы и механизмы их реализации
1. Координация и управление
1.1. Определение ответственного координатора Программы на школьном уровне.
1.2. Разработка и реализация Программы
2. Повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих
кадров
2.1. Разработка и реализация перспективного плана повышения квалификации по
вопросам профилактики и преодоления школьной неуспешности
3. Методическое обеспечение
3.1. Планирование и организация методической работы школы, организация
работы проблемных групп и школьных методических объединений учителей
по вопросам профилактики и преодоления школьной неуспешности
3.2. Анализ результатов образовательной деятельности школы. Выявление учащихся с
трудностями в обучении, определение причин учебной неуспешности.
4. Мониторинг
4.1. Проведение мониторинга реализации Программы. Внесение необходимых
изменений.
5. Методы сбора информации
5.1. Анализ результатов мониторинга образовательной деятельности, динамики
показателей качества образования в рамках школьной системы оценки качества
образования
5.2. Анализ уровня профессиональной компетентности и профессионального роста
педагогов школы.
5.3. Анализ результатов диагностических исследований учащихся и родителей
(законных представителей)
Раздел IV. Основные риски Программы и пути их минимизации
Основные риски

Пути их минимизации

Неготовность коллектива школы к
преобразованиям, направленным на
устранение существующих проблем

Разработка реалистичной Программы

Организация повышения квалификации,
вовлечение в различные формы методической
работы на разных уровнях.
Организация эффективной работы с молодыми
Недостаточная квалификация педагогов
школы, низкая мотивация на повышение
специалистами, системы наставничества.
профессионального уровня
Применение методов материального и
морального стимулирования педагогов.
Высокий
уровень
педагогической Оптимизация педагогической нагрузки
учителей-предметников при составлении
нагрузки учителей-предметников
расписания уроков
Недостаточная оперативность при
Оперативный мониторинг выполнения
корректировке плана реализации Программы мероприятий Программы
Информирование родителей о деятельности
школы по профилактике и преодолению учебной
неуспешности. Привлечение родителей к
Отсутствие заинтересованности у родителей планированию и проведению совместных
мероприятий.
(законных представителей) учащихся
Выявление уровня удовлетворенности родителей
(законных представителей) организацией
образовательной деятельности школы

Раздел V. Заключительные положения
Срок реализации программы – 1 учебный год. При необходимости в программу могут быть
внесены изменения.

Дорожная карта
по реализации мероприятий программы профилактики учебной неуспешности МБОУ «СОШ № 10»
на 2023-2024 учебный год

№

Мероприятие

Сроки выполнения

Ответственный

Показатели

1. Организационные мероприятия
1.1.

Определение координатора Программы на
школьном уровне

Сентябрь

Романова С.В., Калишина Приказ по школе
И.А.

1.2

Разработка Программы

Сентябрь

Администрация школы

1.3

Проведение мониторинга реализации
Программы.
Внесение необходимых изменений

В течении года

Администрация школы

1.4

Анализ результатов реализации Программы по Июнь
итогам учебного года

Администрация школы

Приказ об утверждении
Программы
профилактики учебной
неуспешности
Наличие объективной
информации о качестве и
результативности,
принимаемых мер
Наличие объективной
информации о результатах
реализации мероприятий
программы, их
эффективности

2. Организационно-методическое сопровождение.
Мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.

2.1

Анализ работы школы
по
вопросам
профилактики и предупреждения учебной
неуспешности

Сентябрь

Администрация школы,
руководители ШМО

2.2

Анализ образовательной деятельности
школы. Анализ результатов мониторинга
предметных и метапредметных результатов в
рамках внутренней системы оценки качества
образования

В конце учебной четверти, Администрация школы
года

2.3

Разработка перспективного
плана
повышения квалификации.
Организация повышения квалификации
педагогов школы.

В течение года

Администрация школы

2.4

Разработка плана методической работы с
учетом результатов анализа уровня
организации работы школы по вопросам
профилактики и предупреждения учебной
неуспешности

Август

Администрация школы

Наличие объективной
информации об уровне
профилактики
учебной
неуспешности
Выявлены проблемы
(затруднения)
в
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности, определены
направления
для
устранения
выявленных
пробелов.
Выявлены
учащиеся, имеющие риски
учебной неуспешности
В школе разработан и
реализуется перспективный
план повышения
квалификации.
Обеспечены условия для
обучения руководителя и
педагогов на курсах
повышения квалификации
В школе разработан и
реализуется план
методической работы.
Обеспечено методическое
сопровождение
деятельности по
предупреждению и
профилактике учебной
неуспешности

2.5

Проведение методических мероприятий для
педагогов с целью распространения
эффективного педагогического опыта:
Мастер классы «Поиск эффективных путей
Октябрь
повышение качества обучения в условиях
реализации обновленных ФГОС»
Семинар
«Организация
дифференцированного обучения с помощью
Декабрь
цифровых инструментов» Мастер класс
«Формирование цифровой грамотности с
Октябрь, апрель
учетом требований ФГОС»
Ноябрь
Декада открытых уроков по теме
Семинар «Современный урок в свете внедрения
Март
обновленных ФГОС»
Семинар
«Формирование метапредметных
навыков у учащихся во внеурочной
деятельности:
В течение года (1
учебно- исследовательская и проектная
раз в месяц)
деятельность».
«Формирование функциональной грамотности В течение года

Администрация школы,
учителя предметники

Повышение квалификации
педагогов по вопросам
профилактики
и
предупреждения учебной
неуспешности.
Повышение
качества
преподавания и качества
обучения
за
счет
использования
эффективных
современных методов и
технологий обучения.

Участие педагогов в конкурсах педагогического
мастерства

2.6

Изучение на заседаниях ШМО (план ШМО)
Сентябрь - октябрь
Руководители ШМО
Повышение уровня
«Методических рекомендаций по
компетентности педагогов
преподаванию учебных предметов в
по вопросам профилактики
образовательных организациях с высокой долей
и предупреждения учебной
учащихся с рисками учебной неуспешности»,
неуспешности.
размещенные на сайте ФГБНУ «Федеральный
институт педагогических измерений» (ФИПИ)
3. Мероприятия, направленные на повышение качества образования, снижение уровня учебной неуспешности

3.1

3.2

3.3

3.4

Организация психологического мониторинга
(проведение психологической диагностики
учащихся, создание банка психологических
данных учащихся с
рисками учебной
неуспешности,
проектирование

В течение года

индивидуальной психологической и
педагогической траектории учащегося).
Проведение классификации учащихся с
рисками учебной неуспешности в
соответствии с причинами затруднений
Организация обучения с учетом
В течение года
индивидуализации, учета индивидуальных
результатов учащихся в целях
поддержки (формирования) учебной
и познавательной
мотивации, предупреждения учебной
неуспешности.
Разработка и реализация индивидуальных
планов по ликвидации учебных дефицитов
для всех
учащихся, имеющих
риски учебной неуспешности
Организация и осуществление
В течение года
психологической поддержки учащихся,
имеющих риски учебной неуспешности.
Оказание адресной специализированной
поддержки учащимся, проживающим в
сложных социально-экономических
условиях (при наличии)
Внедрение эффективных
В течение года
современных образовательных технологий
и приемов в урочной и внеурочной
деятельности

Ренева О.В., Калинина Е.В., Наличие
объективной
Дегтярева Т.В.
информации об учащихся,
имеющих риски учебной
неуспешности

Романова С.В., Калишина Уменьшение количества учащихся,
И.А.
испытывающих трудности в
обучении. Увеличение количества
учащихся, демонстрирующих
индивидуальный прогресс по
достижению учебных результатов

Классные руководители, Уменьшение количества учащихся,
Дегтярева Т.В.
имеющих риски Учебной
неуспешности, имеющих низкую
учебную мотивацию

Администрация школы

Повышение образования количества
имеющих риски учебной
неуспешности

3.5

Административные контрольные срезы во
2-11 классах

В течение года

Администрация школы

3.6

Классно-обобщающий контроль в 1, 5, 9, 10, В течение года
11
Проверка электронных журналов
1-11 В течение года
классов

Администрация школы
Администрация школы

Своевременность заполнения
журналов

Организация обучения учащихся, умеющих В течение года
риски учебной неуспешности, по
программам дополнительного образования
в соответствии с их потребностям.
Организация их участия в конкурсном
движении школы
Анализ результатов оценочных процедур. Март - июнь
Проведение анализа динамики показателей
качества образования в рамках внутренней
системы оценки качества образования.

Администрация школы

Уменьшение количества учащихся,
имеющих риски
учебной неуспешности, имеющих
низкую
школьную мотивацию

Администрация школы

Повышение качества
образования за счет повышения
результативности деятельности
школы
(результатов по итогам ГИА, ВПР), а
также по итогам учебного года.

3.7

3.8

3.9

4.1

4. Мероприятия, направленные на психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей)
учащихся.
Мероприятия, направленные повышение уровня заинтересованности родителей (законных представителей) учащихся
Проведение диагностики с целью
В течение года
Администрация школы Наличие объективной информации об
выявления запроса родителей (законных
уровне ожидания родителей по
представителей) на получение
поводу школьной успеваемости
психологопедагогических знаний с целью
ребенка
оказания помощи детям с трудностями в
обучении

4.2

4.3

4.4

Разработка плана индивидуального
В течение года
психологического консультирования
родителей.
Оказанием индивидуальной
психологической помощи по вопросам
предупреждения и профилактики
учебной неуспешности
Проведение мероприятий родительского
В течение года
всеобуча
(родительские собрания, консультации,
индивидуальные беседы) по вопросам
предупреждения и профилактики учебной
неуспешности
Организация совместной работы управляющего В течение года
совета и педагогов школы по вопросам
предупреждения и профилактики учебной
неуспешности

Администрация школы

Повышение уровня компетентности
родителей (законных представителей)
по вопросам профилактики и
предупреждения учебной
неуспешности у детей

Администрация школы

Повышение уровня
информированности родителей.
Уменьшение
количества конфликтных ситуаций

Администрация школы,
классные руководители

Повышение уровня
информированности
родителей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».