Положение о наставничестве

РАССМОТРЕНО
И ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол № 1 от 30.08.2016

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «СОШ № 10»
№ 249 от 31.08.2016 , новая редакция
утв.приказом от 04.10.2021 № 347

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
1. Общие положения.
1.1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с
учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных
учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта
работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ
педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под
непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального
становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения
педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать
имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики
преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее
Положение, другие нормативные акты, регламентирующие вопросы профессиональной
подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание
помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе
кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
 привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление
учителей в образовательном учреждении;

ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой
должности;


 адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к
выполнению обязанностей учителя.

3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по
учебной работе и руководители методических объединений, в которых организуется
наставничество.

3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее
подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и
методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и
готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической
деятельности и работе школы, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти
лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь
одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения,
согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются на заседании
Методического объединения.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого
наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора школы с
указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту
на срок не менее одного года.
3.6. Наставничество устанавливается
образовательного учреждения:

над

следующими

категориями

сотрудников

 впервые принятыми учителями (специалистами), не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в
образовательное учреждение;


 выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений,
завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа
педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
 учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми
практическими навыками;

учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в
определенном классе (по определенной тематике).


3.7. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:


увольнения наставника;



перевода на другую работу подшефного или наставника;



привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;



психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и
задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и
итоговом контроле.
3.9. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного самоуправления Совет наставников.
4. Обязанности наставника:
 знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления
последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и
профессиональной подготовки по предмету;


изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг
досугового общения;


знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов,
служебных и бытовых помещений;


 вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны
труда и техники безопасности);

проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать
совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные
задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую
помощь;


оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять
и совместно устранять допущенные ошибки;


 личным
примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
 участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении
мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести журнал работы наставника и
периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации
молодого специалиста, результатах его труда;
 подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по
итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по
дальнейшей работе молодого специалиста.

5. Права наставника:
с согласия заместителя директора по УР (руководителя методического объединения)
подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;



требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.

6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на
заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается
приказом директора школы.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру,
штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой
должности;




выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

постоянно работать над повышением профессионального
практическими навыками по занимаемой должности;


мастерства,

овладевать

 учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;


совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.


7. Права молодого специалиста.

Молодой специалист имеет право:
вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;



защищать профессиональную честь и достоинство;

 знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения;


повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.
8.2. Заместитель директора по УР обязан:
представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;


 создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
 посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;

организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;


изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
образовательном учреждении;



определить меры поощрения наставников.

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами
несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
 рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы
наставника;


провести инструктаж наставников и молодых специалистов;

обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с
настоящим Положением;



осуществлять систематический контроль работы наставника;

 заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УВР.

9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:


настоящее Положение;



приказ директора школы об организации наставничества;



планы работы педагогического совета и методических объединений;

 протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых
рассматривались вопросы наставничества;

методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.


10. О деятельности наставника молодого специалиста

10.1
Наставник назначается для оказания помощи молодому специалисту в
приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой
должности, выработке умения применять теоретические знания, полученные в педагогическом
институте в конкретной практической работе, а также приобретения практического опыта и
дальнейшее освоение разнообразных современных технологий обучения, развития познавательномыслительной деятельности учащихся.
10.2

Задачи и содержание работы наставника молодого специалиста

Наставник молодого специалиста, начинающего работать в школе:
 знакомит молодого специалиста с деятельностью педагогического коллектива школы;
 оказывает помощь в изучении учебных программ и пояснительных записок к ним;
 помогает составить тематический план, подобрать материал для систематического
повторения, практических и лабораторных работ, тематических экскурсий;
 оказывает методическую помощь в подготовке
материалов, наглядных пособий, контрольных работ и т.п.;

уроков,

подборе

дидактических

 посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом;
 организует посещение уроков коллег по методическому объединению и уроков лучших
учителей школы с последующим совместным обсуждением и анализом;
 оказывает помощь в подборе методической литературы для самообразования;
 контролирует и направляет работу молодого специалиста по самообразованию.
10.4.

Порядок назначения наставника.

 Кандидатура наставника рекомендуется методическим советом школы.
 Директор школы издает приказ о назначении наставника.
10.4.

Контроль наставника:

 Деятельность наставника контролирует методический совет школы.
 Методический совет один раз в четверть заслушивает отчет наставника.
 Представители методического совета посещают уроки молодого специалиста и внеклассные
мероприятия, организованные им, с последующим обсуждением и анализом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».