ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-7 классы

СОГЛАСОВАНА
с педагогически советом
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №10»
протокол №1 от 31.08.2020

УТВЕРЖДЕНА
приказом №178 от 31.08.2020
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ».
5-7 классы.

Составитель

программы:

грамотность»

составители

Учебная
программы

программа
-

«Финансовая

Е.Вигдорчик,

И.Липсиц,

Ю.Корлюгова, А. Половникова, 5 – 7 классы, М., 2018 год.
Учитель – Романова Светлана Владимировна, учитель географии и
экономики,

Лобанкова

Ольга

Станиславовна,

директор,

учитель

математики
Год составления – 2020 год

1

1. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса
«Финансовая грамотность»:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и
государства;
 проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, овладение начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт про- центов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
 умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести
диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать
обоюдного взаимопонимания;
 предложение вариантов собственного заработка;
 понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
 использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
 умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
 выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ ин- формации о средней заработной плате в регионе проживания, об
основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
 установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
 построение рассуждений-обоснований (от
исходных
посылок
к
суждению
и
умозаключению);
 умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными
курсами;
 владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность,
финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный
проект
 в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и
обществе).
2

Регулятивные
 анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой
грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики
семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
 самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;
 проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
 контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
 применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления
и активизации.
Коммуникативные
 умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным
вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье
и обществе;
 работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в
совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
 умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты
учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
 умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
 владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное
пособие, банк,
 виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный
курс;
 понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи,
о роли государства в экономике семьи;
 использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
 применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов
на простых примерах;
 умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых
примерах;
 определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
 расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
3

Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их
достижения;
 осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем,
членами своей семьи)
 и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
 выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и
общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
 обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
 приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты
поведения в аналогичных ситуациях;
 актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
 понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе
от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых
знаний и навыков;
 обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
 описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой
грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности
в конкретных жизненных ситуациях;
 оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
 самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
 оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в
решении повседневных финансовых задач;

2. Содержание учебного предмета «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной
финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в
своей семье.
Темы занятий
1.Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2.От чего зависит благосостояние семьи.
3.Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4.Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и
безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет,
доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие,
проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары
4

текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный
доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния
семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых
решений
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 называть основные источники доходов семьи;
 составлять задачи, требующие денежных расчётов;
 считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
 описывать свойства предмета, играющего роль денег;
 объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
  называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны
 подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
 подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
 объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного
бюджета
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых
финансовых решений о расходах;
 понимать, при каких условиях можно одалживать деньги
Темы занятий
5. Деньги: что это такое.
6. Учебные мини-проекты «Деньги».
7. Из чего складываются доходы семьи.
8. Учимся считать семейные доходы.
9. Исследуем доходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
11. Как появляются расходы семьи.
12. Учимся считать семейные расходы.
13. Исследуем расходы семьи.
14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
15. Как сформировать семейный бюджет.
16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
18. Обобщение результатов изучения модуля 1.
5

19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой
полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
 осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка,
потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут
привести к снижению личного благосостояния;
 понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в
особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): •
анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
соотносить вид страхования и его цель;
рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью
калькулятора на сайте страховой компании;
находить актуальную информацию о страховых компаний
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению
благосостояния семьи;
 объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных
ситуаций;
 объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
 описывать виды страхования;
 приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
 высчитывать
долю
годовых
страховочных
выплат
в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными
ситуациями и изменением благосостояния семьи;
 оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения
финансовых потерь.
Темы занятий
20.Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
21.Что такое страхование и для чего оно необходимо.
22.Что и как можно страховать.
23.Ролевая игра «Страхование».
24.Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25.Как определить надёжность страховых компаний.
26.Как работает страховая компания.
27.Учебные мини-проекты «Страхование».
28.Обобщение результатов изучения модуля 2.
29.Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься».
Резервные часы – 5 ч.
7 КЛАСС
6

МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют.
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на
прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
 понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
 осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния
общества и государства;
 оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных
жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
различать прямые и косвенные налоги;
считать сумму налога;
проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов
семьи;
высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
находить нужную информацию на социальных порталах;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
 называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль,
косвенные налоги)
 приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их
примерную величину;
 перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской
Федерации;
 называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину
 приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
 высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой
налогов и созданием общественных благ;
 рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
 оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых
жизненных ситуациях.
Темы занятий
1.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2.Что такое налоги и почему их надо платить.
3.Какие бывают налоги.
4.Учимся считать налоги.
5.Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6.Сравниваем налоги граждан разных стран.
7.Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8.Как работает налоговая служба.
9.Учебные мини-проекты «Налоги».
7

10.Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11.Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12.Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13.Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14.Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15.Обобщение результатов изучения модуля 3.
16.Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
МОДУЛЬ 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная став20ка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый
бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный
вклад.
Личностные характеристики и установки:
 понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и
смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
 осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель
этих услуг;
 осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
 понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
 понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса
может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
 отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
 знать свои основные права и обязанности как потребителя;
 находить актуальную информацию об услугах банков;
 пользоваться пластиковой картой в банкомате;
 считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
 планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
 сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
 находить и анализировать информацию о курсе валют;
 проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
 перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
 объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения
(сохранения) доходов семьи;
 объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
 называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
 объяснять причины существования различных валют;
 называть основные мировые валюты и страны их использования;
 объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса
валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
 сравнивать различные финансовые предложения;
 оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или
сохранения семейных доходов;
8

 брать на себя ответственность;
оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного
бизнеса.
 оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения
и/или сохранения семейных доходов
Темы занятий
17.
Для чего нужны банки.
18.
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19.
Какие бывают вклады.
20.
Что такое кредиты и надо ли их брать.
21.
Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22.
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23.
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24.
Как работает банк.
25.
Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26.
Что мы знаем о бизнесе.
27.
Как открыть фирму.
28.
Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29.
Ролевая игра «Открываем фирму».
30.
Что такое валюта и для чего она нужна.
31.
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32.
Обобщение результатов изучения модуля 4.
33.
Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций
и собственный бизнес».
34.
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность».
Итоговая проверочная работа по курсу.
При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие
формы занятий.
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т.
е. самопрезентация образовательных достижений.
Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих
образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами,
определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио
по финансовой грамотности.
На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел «Моя финансовая
грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы портфолио, в которые будут
размещены творческие, исследовательские работы, награды и отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио.
1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу представления
своих достижений. Работа с мате риалом по темам (с таблицами по возможным доходам и
расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т. д.) и
оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы, решения, проекта и т. д.
2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерской с целью сравнения своей работы
с работами других учеников, а также улучшения и дополнения её (при необходимости).
3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой
9

грамотности (текстов, рисунков, схем и т. д.) в формате выставки.23 4. Рефлексия, самоанализ.
Анализ способа достижения результата, испытанных чувств.
5. Итоговый анализ (в 7 классе) динамики своих достижений
В области финансовой грамотности с помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику
наглядно и образно осмыслить свои достижения, понять свой способ изучения курса, провести
самооценку и определить задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое
усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и
компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного характера, в
освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач
во владении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении
умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать
теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в
зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут быть
организованы следующие ситуации:
индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском информации
(статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах финансовых организаций,
пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных «ошибок
мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности выполнения
процедуры решения частных финансовых задач.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной
жизни с разработанными к ней вопросами. Для детей 5—6 класса ситуация максимально
приближена к реальной, но является упрощённой.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе
технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой
учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса,
выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных
результатов. Естественно, что учащиеся 5—7 классов находятся на разных этапах освоения этой
деятельности. Для проведения мини-исследования используется один-два источника, результаты
представляются
В простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов.
Подобные работы доступны и для учащихся 5 класса.
В 6—7 классах возможна организация более полного исследования, которое предполагает работу с
разными источниками информации, анализ статистических данных, проведение опросов,
интервью, оформление списка источников и представление результатов в виде развёрнутого
текста, устного сообщения с презентацией или в виде доклада
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение
школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в
имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и
образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В рамках игры
учащиеся выполняют следующие действия:
выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь),
продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
1) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи:
10

а) доходы «семьи» в ситуации, когда
2) кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной основе и т. д.,
возможности получения новых источников доходов;
б) расходы «семьи» в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость
совершения крупной покупки и т. д.;
в) налоги «семьи»: подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей, способы контроля за
уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт выплачиваемых налогов и т.
д.)участвуют в групповой работе по игровому заданию
3) пример:
а) изучают источники информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и
нормам их потребления, по различным видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат
коммунальных услуг и т. д.;
б) проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги могут быть в условной семье,
уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют в межгрупповой дискуссии: выступления
от имени «семей» с представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы, оценка
работы «экспертами»);
4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли: «родители»
ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои решения; «дети»
руководствуются своими желаниями, эмоциями; воспроизводят область семейных и личных
отношений по вопросам бюджета.
5) Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в роли
детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие ситуации
предстоит проиграть.
В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? что стало личным образовательным
достижением участия в игре? как можно представить результаты игры в своём портфолио?
Производится самооценка и взаимооценка участия в игре.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного
ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и
банками.
Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова.
1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет задания: выяснить
ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчёт по своему вопросу.
2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой результат должен
быть получен в ходе экскурсии — например, понаблюдать, как работает финансовая организация,
узнать отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему), проанализировать
результаты экскурсии и оформить отчёт.
3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по своему вопросу
или заданию.
4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована выставка,
проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно включить в
портфолио или представить их в формате отчёта, сочинения, схем, таблиц и т. д.
5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во время экскурсии,
чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на экскурсии сведения
включаются в общую систему знаний школьников.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в
себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые
методы*.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в
процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании
активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе — это
11

совместная учебно-познавательная, творческая
или
игровая
деятельность учащихсяпартнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности, которая
направлена на достижение общего результата по решению какой-либо практической
проблемы, значимой для участников проекта. Учебный мини-проект обязательно должен
иметь ясную, реально достижимую цель и чёткий план действий. Реализация плана работы
над проектом обычно включает: выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую
значимость и интересна участникам проектной группы; обсуждение, каким будет проектный
продукт (например, газета, справочник, полезные советы, инфографика и др.), как его
подготовить; подготовка проектного продукта в группе; публичное представление (защита)
подготовленного проектного продукта. В ходе презентации школьники не только
раскрывают ход работы и показывают её результаты, но и демонстрируют собственные
знания и опыт в решении проблемы, приобретённую компетентность. Элемент
самопрезентации — важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает
рефлексивную оценку школьниками всей проделанной работы и приобретённого опыта.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется
на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися.
Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным
критериям.

3. Тематическое планирование.
Номер

Вид

Кол-во

занятия

часов*

Тема занятия
темы
5–6 классы

1

2

3

4

Введение в курс «Финансовая грамотность»

4

Почему важно развивать свою

Мастерская

1

финансовую грамотность

портфолио

От чего зависит благосостояние

Постановка

семьи

учебной задачи

Учимся оценивать финансовое

Постановка

поведение людей

учебной задачи

Учимся оценивать своё финансо-

Постановка

вое поведение

учебной задачи

1

1

1

12

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

15

5

Деньги: что это такое

Практикум

1

6

Учебные мини-проекты «Деньги»

Защита проектов

1

7

Из чего складываются доходы

Практикум

1

семьи
8

Учимся считать семейные доходы

Практикум

1

9

Исследуем доходы семьи

Мини-исследова-

1

ние
10

Учебные мини-проекты «Доходы

Защита проектов

1

семьи»

11

Как появляются расходы семьи

Практикум

1

12

Учимся считать семейные расходы Практикум

1

13

Исследуем расходы семьи

1

Мини-исследование

14

Учебные мини-проекты «Расходы

Защита проектов

1

Практикум

1

Занятие-игра

1

Защита проектов

1

Контроль заний

1

семьи»
15

Как сформировать семейный
бюджет

16

Ролевая игра «Семейный совет
по составлению бюджета»

17

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

18

Обобщение результатов изучения модуля 1

13

19

Презентация портфолио «Дохо-

Выставка портфо-

ды и расходы семьи»

лио

1

10
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек

может от этого защититься
20

Почему возникают риски потери

Практикум

1

Практикум

1

денег и имущества и как от этого
защититься
21

Что такое страхование и для чего
оно необходимо

22

Что и как можно страховать

Практикум

1

23

Ролевая игра «Страхование»

Занятие-игра

1

24

Исследуем, что застраховано

Мини-исследова-

1

в семье и сколько это стоит

ние

Как определить надёжность

Практикум

1

Учебная экскурсия

1

25

страховых компаний

26

27

Как работает страховая компания

Учебные мини-проекты «Страхо-

Защита проектов

1

Контроль знаний

1

Презентация портфолио «Риски

Выставка порт­

1

потери денег и имущества и как

фолио

вание»
28

Обобщение результатов изучения модуля 2

29

14

человек может от этого защититься»
30–34 Резервные часы

5
7 класс

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
1

2

16

Могут ли люди быть финансово

Постановка

независимыми от государства

учебной задачи

Что такое налоги и почему их

Практикум

1

1

надо платить
3

Какие бывают налоги

Практикум

1

4

Учимся считать налоги

Практикум

1

5

Ролевая игра «Считаем налоги

Занятие-игра

1

Практикум

1

Исследуем, какие налоги платит

Мини-исследова-

1

семья и что получает от
государства

ние

8

Как работает налоговая служба

Учебная экскурсия

9

Учебные мини-проекты «Налоги» Защита проектов

1

10

Что такое социальные пособия

Практикум

1

Практикум

1

семьи»
6

Сравниваем налоги граждан
разных стран

7

1

и какие они бывают
11

Учимся находить информацию
на сайте Фонда социального

15

страхования РФ
12

Ролевая игра «Оформляем соци- Занятие-игра

1

альное пособие»
13

14

Исследуем, какие социальные

Мини-исследова-

пособия получают люди

ние

Учебные мини-проекты «Соци-

Защита проектов

1

Контроль знаний

1

Презентация портфолио «Чело-

Выставка

1

век и государство: как они взаи-

портфолио

1

альные пособия»
15

Обобщение результатов изучения модуля 3

16

модействуют»
Модуль 4. Услуги финансовых организаций

17

и собственный бизнес
17

Для чего нужны банки

Практикум

1

18

Почему хранить сбережения

Практикум

1

в банке выгоднее, чем дома
19

Какие бывают вклады

Практикум

1

20

Что такое кредиты и надо ли их

Практикум

1

Практикум

1

брать

21

Изучаем сайт Центрального
банка РФ

22

Исследуем, какими банковскими Мини-исследова-

1

16

23

услугами пользуется семья

ние

Как избежать финансовых по-

Практикум

1

Учебная экскурсия

1

терь и увеличить доходы
24

Как работает банк

25

Учебные мини-проекты «Банков- Защита проектов

1

ские услуги для семьи»
26

Что мы знаем о бизнесе

Практикум

1

27

Как открыть фирму

Практикум

1

28

Для чего нужны бизнесинкубаторы

Учебная экскурсия

1

29

Ролевая игра «Открываем фирму» Занятие-игра

1

30

Что такое валюта и для чего она

Практикум

1

Практикум

1

Контроль знаний

1

Презентация портфолио «Услуги

Выставка портфо-

1

финансовых организаций и соб-

лио

нужна
31

Учимся находить информацию
о курсах валют и их изменениях

32

Обобщение результатов изучения модуля 4

33

ственный бизнес»
Заключение
34

1

Обобщение результатов изуче-

Итоговый конт­

ния курса «Финансовая грамот-

роль

1

ность»
Всего

68

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».