СОГЛАСОВАНА с педагогически советом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» протокол №1 от 31.08.2020 УТВЕРЖДЕНА приказом №178 от 31.08.2020 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ». 5-7 классы. Составитель программы: грамотность» составители Учебная программы программа - «Финансовая Е.Вигдорчик, И.Липсиц, Ю.Корлюгова, А. Половникова, 5 – 7 классы, М., 2018 год. Учитель – Романова Светлана Владимировна, учитель географии и экономики, Лобанкова Ольга Станиславовна, директор, учитель математики Год составления – 2020 год 1 1. Планируемые результаты обучения Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»: осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт про- центов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; предложение вариантов собственного заработка; понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ ин- формации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). 2 Регулятивные анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. 3 Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях; оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности. оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; 2. Содержание учебного предмета «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. Темы занятий 1.Почему важно развивать свою финансовую грамотность. 2.От чего зависит благосостояние семьи. 3.Учимся оценивать финансовое поведение людей. 4.Учимся оценивать своё финансовое поведение. Модуль 1. Доходы и расходы семьи Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары 4 текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг. Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений Базовый уровень Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): называть основные источники доходов семьи; составлять задачи, требующие денежных расчётов; считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности; в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах; понимать, при каких условиях можно одалживать деньги Темы занятий 5. Деньги: что это такое. 6. Учебные мини-проекты «Деньги». 7. Из чего складываются доходы семьи. 8. Учимся считать семейные доходы. 9. Исследуем доходы семьи. 10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи». 11. Как появляются расходы семьи. 12. Учимся считать семейные расходы. 13. Исследуем расходы семьи. 14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи». 15. Как сформировать семейный бюджет. 16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета». 17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». 18. Обобщение результатов изучения модуля 1. 5 19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи». МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. Базовый уровень Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): • анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; соотносить вид страхования и его цель; рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; находить актуальную информацию о страховых компаний в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; описывать виды страхования; приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи; оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь. Темы занятий 20.Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. 21.Что такое страхование и для чего оно необходимо. 22.Что и как можно страховать. 23.Ролевая игра «Страхование». 24.Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. 25.Как определить надёжность страховых компаний. 26.Как работает страховая компания. 27.Учебные мини-проекты «Страхование». 28.Обобщение результатов изучения модуля 2. 29.Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься». Резервные часы – 5 ч. 7 КЛАСС 6 МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют. Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях. Базовый уровень Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах; в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги) приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ; рассчитывать величину подоходного налога и НДС; оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях. Темы занятий 1.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. 2.Что такое налоги и почему их надо платить. 3.Какие бывают налоги. 4.Учимся считать налоги. 5.Ролевая игра «Считаем налоги семьи». 6.Сравниваем налоги граждан разных стран. 7.Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. 8.Как работает налоговая служба. 9.Учебные мини-проекты «Налоги». 7 10.Что такое социальные пособия и какие они бывают. 11.Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. 12.Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». 13.Исследуем, какие социальные пособия получают люди. 14.Учебные мини-проекты «Социальные пособия». 15.Обобщение результатов изучения модуля 3. 16.Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». МОДУЛЬ 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная став20ка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. Базовый уровень Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; находить актуальную информацию об услугах банков; пользоваться пластиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; находить и анализировать информацию о курсе валют; проводить простые расчёты с использованием валютного курса. в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования; объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; сравнивать различные финансовые предложения; оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов; 8 брать на себя ответственность; оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса. оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов Темы занятий 17. Для чего нужны банки. 18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. 19. Какие бывают вклады. 20. Что такое кредиты и надо ли их брать. 21. Изучаем сайт Центрального банка РФ. 22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. 23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. 24. Как работает банк. 25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». 26. Что мы знаем о бизнесе. 27. Как открыть фирму. 28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. 29. Ролевая игра «Открываем фирму». 30. Что такое валюта и для чего она нужна. 31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. 32. Обобщение результатов изучения модуля 4. 33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». 34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий. Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности. На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел «Моя финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы портфолио, в которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и отзывы. Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио. 1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу представления своих достижений. Работа с мате риалом по темам (с таблицами по возможным доходам и расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т. д.) и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы, решения, проекта и т. д. 2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерской с целью сравнения своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения её (при необходимости). 3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой 9 грамотности (текстов, рисунков, схем и т. д.) в формате выставки.23 4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных чувств. 5. Итоговый анализ (в 7 классе) динамики своих достижений В области финансовой грамотности с помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику наглядно и образно осмыслить свои достижения, понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности. Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций. Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач во владении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами. Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут быть организованы следующие ситуации: индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском информации (статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.; коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных «ошибок мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок; взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности выполнения процедуры решения частных финансовых задач. Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для детей 5—6 класса ситуация максимально приближена к реальной, но является упрощённой. Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников. Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 5—7 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один-два источника, результаты представляются В простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. Подобные работы доступны и для учащихся 5 класса. В 6—7 классах возможна организация более полного исследования, которое предполагает работу с разными источниками информации, анализ статистических данных, проведение опросов, интервью, оформление списка источников и представление результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с презентацией или в виде доклада Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия: выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь), продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью; 1) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи: 10 а) доходы «семьи» в ситуации, когда 2) кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной основе и т. д., возможности получения новых источников доходов; б) расходы «семьи» в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки и т. д.; в) налоги «семьи»: подсчитать общую сумму, выплачиваемую семьей, способы контроля за уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт выплачиваемых налогов и т. д.)участвуют в групповой работе по игровому заданию 3) пример: а) изучают источники информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и нормам их потребления, по различным видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг и т. д.; б) проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют в межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»); 4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли: «родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои решения; «дети» руководствуются своими желаниями, эмоциями; воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета. 5) Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие ситуации предстоит проиграть. В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? что стало личным образовательным достижением участия в игре? как можно представить результаты игры в своём портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в игре. Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками. Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова. 1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет задания: выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчёт по своему вопросу. 2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой результат должен быть получен в ходе экскурсии — например, понаблюдать, как работает финансовая организация, узнать отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему), проанализировать результаты экскурсии и оформить отчёт. 3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по своему вопросу или заданию. 4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована выставка, проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно включить в портфолио или представить их в формате отчёта, сочинения, схем, таблиц и т. д. 5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во время экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему знаний школьников. Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы*. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе — это 11 совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихсяпартнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности, которая направлена на достижение общего результата по решению какой-либо практической проблемы, значимой для участников проекта. Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель и чёткий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна участникам проектной группы; обсуждение, каким будет проектный продукт (например, газета, справочник, полезные советы, инфографика и др.), как его подготовить; подготовка проектного продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного проектного продукта. В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной работы и приобретённого опыта. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям. 3. Тематическое планирование. Номер Вид Кол-во занятия часов* Тема занятия темы 5–6 классы 1 2 3 4 Введение в курс «Финансовая грамотность» 4 Почему важно развивать свою Мастерская 1 финансовую грамотность портфолио От чего зависит благосостояние Постановка семьи учебной задачи Учимся оценивать финансовое Постановка поведение людей учебной задачи Учимся оценивать своё финансо- Постановка вое поведение учебной задачи 1 1 1 12 Модуль 1. Доходы и расходы семьи 15 5 Деньги: что это такое Практикум 1 6 Учебные мини-проекты «Деньги» Защита проектов 1 7 Из чего складываются доходы Практикум 1 семьи 8 Учимся считать семейные доходы Практикум 1 9 Исследуем доходы семьи Мини-исследова- 1 ние 10 Учебные мини-проекты «Доходы Защита проектов 1 семьи» 11 Как появляются расходы семьи Практикум 1 12 Учимся считать семейные расходы Практикум 1 13 Исследуем расходы семьи 1 Мини-исследование 14 Учебные мини-проекты «Расходы Защита проектов 1 Практикум 1 Занятие-игра 1 Защита проектов 1 Контроль заний 1 семьи» 15 Как сформировать семейный бюджет 16 Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» 17 Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» 18 Обобщение результатов изучения модуля 1 13 19 Презентация портфолио «Дохо- Выставка портфо- ды и расходы семьи» лио 1 10 Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 20 Почему возникают риски потери Практикум 1 Практикум 1 денег и имущества и как от этого защититься 21 Что такое страхование и для чего оно необходимо 22 Что и как можно страховать Практикум 1 23 Ролевая игра «Страхование» Занятие-игра 1 24 Исследуем, что застраховано Мини-исследова- 1 в семье и сколько это стоит ние Как определить надёжность Практикум 1 Учебная экскурсия 1 25 страховых компаний 26 27 Как работает страховая компания Учебные мини-проекты «Страхо- Защита проектов 1 Контроль знаний 1 Презентация портфолио «Риски Выставка порт 1 потери денег и имущества и как фолио вание» 28 Обобщение результатов изучения модуля 2 29 14 человек может от этого защититься» 30–34 Резервные часы 5 7 класс Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют 1 2 16 Могут ли люди быть финансово Постановка независимыми от государства учебной задачи Что такое налоги и почему их Практикум 1 1 надо платить 3 Какие бывают налоги Практикум 1 4 Учимся считать налоги Практикум 1 5 Ролевая игра «Считаем налоги Занятие-игра 1 Практикум 1 Исследуем, какие налоги платит Мини-исследова- 1 семья и что получает от государства ние 8 Как работает налоговая служба Учебная экскурсия 9 Учебные мини-проекты «Налоги» Защита проектов 1 10 Что такое социальные пособия Практикум 1 Практикум 1 семьи» 6 Сравниваем налоги граждан разных стран 7 1 и какие они бывают 11 Учимся находить информацию на сайте Фонда социального 15 страхования РФ 12 Ролевая игра «Оформляем соци- Занятие-игра 1 альное пособие» 13 14 Исследуем, какие социальные Мини-исследова- пособия получают люди ние Учебные мини-проекты «Соци- Защита проектов 1 Контроль знаний 1 Презентация портфолио «Чело- Выставка 1 век и государство: как они взаи- портфолио 1 альные пособия» 15 Обобщение результатов изучения модуля 3 16 модействуют» Модуль 4. Услуги финансовых организаций 17 и собственный бизнес 17 Для чего нужны банки Практикум 1 18 Почему хранить сбережения Практикум 1 в банке выгоднее, чем дома 19 Какие бывают вклады Практикум 1 20 Что такое кредиты и надо ли их Практикум 1 Практикум 1 брать 21 Изучаем сайт Центрального банка РФ 22 Исследуем, какими банковскими Мини-исследова- 1 16 23 услугами пользуется семья ние Как избежать финансовых по- Практикум 1 Учебная экскурсия 1 терь и увеличить доходы 24 Как работает банк 25 Учебные мини-проекты «Банков- Защита проектов 1 ские услуги для семьи» 26 Что мы знаем о бизнесе Практикум 1 27 Как открыть фирму Практикум 1 28 Для чего нужны бизнесинкубаторы Учебная экскурсия 1 29 Ролевая игра «Открываем фирму» Занятие-игра 1 30 Что такое валюта и для чего она Практикум 1 Практикум 1 Контроль знаний 1 Презентация портфолио «Услуги Выставка портфо- 1 финансовых организаций и соб- лио нужна 31 Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях 32 Обобщение результатов изучения модуля 4 33 ственный бизнес» Заключение 34 1 Обобщение результатов изуче- Итоговый конт ния курса «Финансовая грамот- роль 1 ность» Всего 68 17 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)