Музыка 5-8 классы

СОГЛАСОВАНА
на педагогическом совете
протокол № 1 от 31.08.2020

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 162 от 31.08.2020
МБОУ
«Средняя
общеобразовательная
школа №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка».
Класс – 5 – 8 классы
Составлена на основе авторской программой «Музыка» – УМК Г.П.Сергеевой
и сборника рабочих программ «Музыка» 5–7 классы. Предметная линия
учебников
Г.П.Сергеевой,
Е.Д.Критской:
пособие
для
учителей
общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2014. –104 с.; а также
рабочей программы по музыке для 8 класса составленной на основе программы
под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9
классы», «Просвещение», 2009г. В данную рабочую программу включены
только разделы предмета «Музыка».
Учитель – Веснина М.П., учитель музыки
Год составления – 2020

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты.
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания
специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства,
театра, кино и др.);
• находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других
видов искусства;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной
деятельности;
• участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом
интонировании, импровизации, игре на инструментах);
• передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
•
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования:
формировать фонотеки, библиотеки, видеотеки;
•
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни
класса, школы;
• импровизировать в пении, игре, пластике;
• проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным
произведениям при их восприятии и исполнении.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Выпускник научится:
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных
жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных
сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить
примеры их произведений;
• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая,
народная, религиозная, современная;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического
репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых
музыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
Выпускник получит возможность научиться:
• различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической
музыки
• оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
• раскрывать
образный строй музыкальных произведений на основе
взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности
(выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• совершенствовать умения и навыки самообразования.

Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое
отношение к искусству;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов
разных искусств, различать их особенности;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования;
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм,
жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее
воплощения в музыке;
• понимать
специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах
музыкальной деятельности;
• осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической
направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с
музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов,
театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
• разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной
культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры
мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, разных эпох;
• применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта
творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном
пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
• совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности
(композитор — исполнитель — слушатель);
• знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной
музыки;
• понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в
произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии,
инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
• эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения
различных жанров и стилей;
• творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя
приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения,
импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации
музыкальной речи;
• осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
• выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на
основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного
музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских
проектах;
• совершенствовать умения и навыки самообразования.

2. Содержание учебного предмета «Музыка» с указанием форм
организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности
№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

Музыка и литература (16ч)
Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в
песенном жанре, либретто оперы и балета.
Музыка как главное действующее лицо (на
примересказки, басни, рассказа и т.д.),
программная музыка.Что роднит музыку с
литературой.
Сюжеты,
темы,
образы
искусства. Интонационные особенности языка
народной, профессиональной, религиозной
музыки
(музыка
русская,
зарубежная,
старинная, современная) Специфика средств
художественной выразительности каждого из
искусств. Вокальная музыка. Фольклор в
музыке
русских
композиторов.
Жанры
инструментальной и вокальной музыки.
Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о
музыке и музыкантах. Путешествия в
музыкальный театр: опера, балет, мюзикл.
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Основы
музыки:
интонационно-образная,
жанровая. Интонация в музыке как звуковое
воплощение
художественных
идей
и
средоточие смысла. Музыка вокальная,
симфоническая и театральная; вокальноинструментальная
и
камерноинструментальная.
Творческие работы учащихся.

2.

Музыка и изобразительное искусство (18ч)
Взаимодействие музыки с изобразительным
искусством. Исторические события, картины
природы, разнообразные характеры, портреты
людей в различных видах искусства. Образ

Основные виды учебной
деятельности, формы
проведения занятий
Виды деятельности:
-Выявлять общность и
взаимосвязь музыки и
литературы.
-Проявлять отзывчивость
-Исполнять
народные
песни,
понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Воплощать содержание
произведений
в
драматизации,
инсценировке, пластическом
движении
-Импровизировать
в
пении, игре на муз.
инструментах, пластике, в
театрализации.
-Находить связи, владеть
музыкальными
терминами,
Форма урока:
-Урок ознакомления с
новым материалом
-урок
экскурсия
в
прошлое
урок
закрепления
изученного
-урок применения знаний
и умений
-комбинированный урок
-интегрированный урок
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.
Виды деятельности:
-Размышлять,
высказывать
суждение,
импровизировать,

музыки разных эпох в изобразительном
искусстве. Небесное и земное в звуках и
красках. Исторические события в музыке:
через прошлое к настоящему. Музыкальная
живопись
и
живописная
музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном
искусстве.
Портрет
в
музыке
и
изобразительном искусстве. Роль дирижера в
прочтении музыкального сочинения. Образы
борьбы и победы в искусстве. Архитектура –
застывшая музыка. Полифония в музыке и
живописи.
Творческая
мастерская
композитора, художника. Импрессионизм в
музыке и живописи. Тема защиты Отечества в
музыке
и
изобразительном
искусстве.
Многообразие
связей
музыки
с
изобразительным искусством (живописью,
скульптурой,архитектурой).
«Музыкальные
портреты», картины природы («музыкальная
живопись»).
Композитор–поэт–художник;
родство музыкальных и художественных
образов; общность и различия выразительных
средств
разных
видов
искусства.
Музыкальные, литературные и зрительные
образы, их единая жизненная основа, общие и
специфические черты. Виды искусства
(временные,
пространственно-временные).
Основы
музыки:
интонационно-образная,
жанровая. Интонация в музыке как звуковое
воплощение
художественных
идей
и
средоточие смысла. Музыка вокальная,
симфоническая и театральная; вокальноинструментальная
и
камерноинструментальная.
Творческие работы учащихся. Урок -концерт

находить параллели между музыкой и другими
видами искусства.
-Творчески
интерпретировать.
-Рассуждать, определять
специфику деятельности
композитора, поэта и
писателя.
-Понимать особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Самостоятельно
подбирать, исследовать,
передавать
свои
музыкальные впечатления
в устной и письменной
форме.
-Делиться впечатлениями.
-Использовать
ресурсы
Интернета для поиска
произведений музыки и
литературы.
Собирать
коллекцию музыкальных
и
литературных
произведений.
Форма урока:
-комбинированный урок
-урок-путешествие
-урок
экскурсия
в
прошлое
- урок-диалог
-видео-урок
-урок
обобщения
и
систематизации знаний

Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.
Практическая часть ООП
Практическая работа. Творческие работы
2ч
учащихся. Урок-концерт
6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п
1.

Содержание учебного предмета
Мир

образов

вокальной

и

Основные виды учебной
деятельности, формы
проведения занятий

инструментальной музыки (17 ч.)
Лирические, эпические, драматические
образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки
(песня, романс, баллада, баркарола, хоровой
концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в
оперном спектакле. Единство поэтического
текста и музыки. Многообразие жанров
инструментальной
музыки:
сольная,
ансамблевая, оркестровая. Сочинения для
фортепиано, органа, арфы, симфонического
оркестра, синтезатора. Музыка Древней
Руси.
Образы
народного
искусства.
Фольклорные
образы
в
творчестве
композиторов. Образы русской духовной и
светской музыки (знаменный распев,
партесное пение, духовный концерт).
Образы западноевропейской духовной и
светской музыки (хорал, токката, фуга,
кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее.
Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз,
современные
джазовые
обработки).
Взаимодействие различных видов искусства
в раскрытии образного строя музыкальных
произведений. Использование различных
форм музицирования и творческих заданий
в освоении содержания музыкальных
образов.
Творческие работы учащихся.

2.

Мир образов камерной и симфонической
музыки (17 ч)
Жизнь - единая основа художественных
образов любого вида искусства. Отражение
нравственных исканий человека, времени и
пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных
образов камерной и симфонической музыки.
Сходство и различие как основной принцип
развития и построения музыки. Повтор

Виды деятельности:
-Выявлять
общность
и
взаимосвязь
музыки
и
литературы.
-Проявлять отзывчивость
-Исполнять народные песни,
понимать
особенности
музыкального воплощения
стихотворных текстов.
-Воплощать
содержание
произведений
в
драматизации,
инсценировке, пластическом
движении
-Импровизировать в пении,
игре на муз. инструментах,
пластике, в театрализации.
-Находить связи, владеть
музыкальными терминами,
размышлять,
высказывать
суждение, импровизировать,
находить параллели между
музыкой и другими видами
искусства.
-Творчески
интерпретировать
Форма урока:
-Урок ознакомления с новым
материалом,
урок
закрепления
изученного,
-урок применения знаний и
умений,
-урок
обобщения
и
систематизации знаний,
-комбинированный урок,
-интегрированный урок.
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.
Виды деятельности:
-Рассуждать,
определять
специфику
деятельности
композитора,
поэта
и
писателя.
-Понимать
особенности
музыкального воплощения
стихотворных текстов.

(вариативность, вариантность), контраст.
Взаимодействие нескольких музыкальных
образов на основе их сопоставления,
столкновения, конфликта. Программная
музыка и ее жанры (сюита, вступление к
опере, симфоническая поэма, увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и др.).
Музыкальное воплощение литературного
сюжета.
Выразительность
и
изобразительность музыки. Образ-портрет,
образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка
и ее жанры: инструментальная миниатюра
(прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн),
струнный квартет, фортепианный квинтет,
концерт, концертная симфония, симфониядейство и др.Современная трактовка
классических сюжетов и образов: мюзикл,
рок-опера, киномузыка. Использование
различных
форм
музицирования
и
творческих заданий в освоении учащимися
содержания музыкальных образов.
Творческие
концерт.

работы

учащихся.

-Самостоятельно подбирать,
исследовать,
передавать
свои
музыкальные
впечатления в устной и
письменной форме.
-Делиться впечатлениями.
-Использовать
ресурсы
Интернета
для
поиска
произведений музыки и
литературы
Форма урока:
-урок-путешествие,
-урок экскурсия в прошлое,
- урок-диалог,
-урок-репортаж
-урок-викторина
-видео-урок
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.

Урок-

Практическая часть ООП
Практическая работа. Творческие работы
учащихся. Урок-концерт.

2ч

7 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

Особенности
музыкальной
драматургии сценической музыки
(17 часов)
«Классика и современность». Вечные
темы классической музыки и их
претворение в произведениях разных
жанров. Художественные направления,
стили и жанры классической и
современной
музыки.
Особенности
музыкальной драматургии и развития
музыкальных образов в произведениях
крупных жанров —опере, балете,
мюзикле,
рок-опере,
симфонии,
инструментальном концерте, сюите и др.
Жанровые и стилистические особенности
музыкального
языка.
Единство
содержания и формы музыкальных

Основные виды учебной
деятельности, формы
проведения занятий

Виды деятельности:
-Выявлять
общность
и
взаимосвязь
музыки
и
литературы.
-Исполнять народные песни,
понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Воплощать
содержание
произведений в драматизации,
инсценировке,
пластическом
движении
-Импровизировать в пении,
игре на муз. инструментах,

произведений. Стиль как отражение
мироощущения композитора. Стили
музыкального творчества и исполнения,
присущие разным эпохам. Стиль как
отражение
эпохи,
национального
характера,
индивидуальности
композитора: Россия —Запад. Жанровое
разнообразие опер, балетов, мюзиклов
(историко-эпические,
драматические,
лирические,
комические
и
др.).
Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным
искусством
в
сценических
жанрах.
Особенности
построения музыкально-драматического
спектакля. Опера: увертюра, ария,
речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет:
дивертисмент, сольные и массовые танцы
(классический и характерный), па-де-де,
музыкально-хореографические сцены и
др. Приемы симфонического развития
образов. Сравнительные интерпретации
музыкальных сочинений. Мастерство
исполнителя
(«искусство
внутри
искусства»): выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы. Музыка в
драматическом спектакле. Роль музыки в
кино и на телевидении.
Творческие работы учащихся.
2.

Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки. (17ч)
Осмысление жизненных явлений и их
противоречий
в
сонатной
форме,
симфонической
сюите,
сонатносимфоническом цикле. Сопоставление
драматургии крупных музыкальных форм
с особенностями развития музыки в
вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация
как
вид
творческого
воплощения художественного замысла:
поэтизация
искусства
прошлого,
воспроизведение национального или
исторического колорита. Транскрипция
как
жанр
классической
музыки.
Переинтонирование
классической
музыки в современных обработках.
Сравнительные
интерпретации.
Мастерство исполнителя: выдающиеся
исполнители
и
исполнительские
коллективы. Использование различных
форм музицирования и творческих

пластике, в театрализации.
-Находить
связи,
владеть
музыкальными
терминами,
размышлять,
высказывать
суждение,
импровизировать,
находить параллели между
музыкой и другими видами
искусства.
Форма урока:
Урок ознакомления с новым
материалом,
-урок экскурсия в прошлое,
- урок закрепления изученного,
-урок применения знаний и
умений,
-урок проверки и коррекции
знаний и умений,
-комбинированный урок,
-интегрированный урок.
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.

Виды деятельности:
-Творчески интерпретировать.
-Рассуждать,
определять
специфику
деятельности
композитора, поэта и писателя.
-Понимать
особенности
музыкального
воплощения
стихотворных текстов.
-Самостоятельно
подбирать,
исследовать, передавать свои
музыкальные впечатления в
устной и письменной форме.
-Делиться впечатлениями.
-Использовать
ресурсы
Интернета
для
поиска
произведений
музыки
и
литературы.
Собирать
коллекцию музыкальных и
литературных произведений
Форма урока:

заданий для освоения учащимися -урок-путешествие,
содержания
музыкальных
образов. -урок экскурсия в прошлое,
Всеобщность
музыкального
языка. - урок-диалог,
Жизненное содержание музыкальных -урок-викторина,
образов, их характеристика, взаимосвязь -видео-урок,
обобщения
и
и развитие. Общие закономерности -урок
развития
музыки.
Интонационное систематизации знаний.
развитие музыкальных образов на Коллективная,
групповая
примере
произведений
русской
и работа,
работа
в
парах,
зарубежной
музыки
от
эпохи индивидуальная.
Средневековья до рубежа XIX-XX вв.:
духовная музыка, западноевропейская и
русская
музыка
XVII-XVIII
вв.,
зарубежная и русская музыкальная
культура XIX в.
Творческие работы учащихся. Урокконцерт.
Практическая часть ООП
Практическая работа. Творческие работы
2ч
учащихся. Урок-концерт.
8 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Содержание учебного предмета

1.

Классика и современность (17ч)
Музыка вокруг нас, ее роль в жизни
современного человека. Художественный
образ – стиль – язык. Наука и искусство.
Роль
музыки
в
формировании
художественного и научного мышления.
Музыка обогащает жизненный опыт
человека, его знания и представления о
мире. Искусство как духовный опыт
поколений, опыт передачи отношения к
миру в образной форме, познания мира и
самого себя. Общечеловеческие ценности и
формы их передачи в музыке. Искусство
рассказывает о красоте Земли: пейзаж в
живописи, музыке, литературе. Человек в
зеркале искусства: портрет в музыке,
литературе, живописи, кино.
Музыка как проводник духовной энергии.
Процесс художественной коммуникации и
его роль в сближении народов, стран, эпох
(музеи,
международные
выставки,
конкурсы, фестивали, проекты). Диалог
искусств.
Искусство
художественного
перевода – искусство общения. Обращение

Основные виды учебной
деятельности, формы
проведения занятий
Виды деятельности:
-Выявлять общность и
взаимосвязь музыки и
любой другой творческой
деятельности человека.
-Проявлять отзывчивость.
-Исполнять
песни,
понимать
особенности
музыкального воплощения
стихотворных текстов.
-Воплощать
содержание
произведений
в
драматизации,
инсценировке, пластическом
движении.
-Импровизировать в пении,
игре на муз. инструментах,
пластике, в театрализации.
-Находить связи, владеть
музыкальными терминами,
размышлять, высказывать
суждение,
импровизировать,

творца
произведения
искусства
к
современникам и потомкам.
Что такое красота. Способность музыки
дарить людям чувство эстетического
переживания. Законы красоты. Различие
реакций (эмоций, чувств, поступков)
человека на социальные и природные
явления в жизни и в искусстве. Творческий
характер эстетического отношения к
окружающему миру. Красота в понимании
различных социальных групп в различные
эпохи. Красота и польза.
Творческие работы учащихся.

2.

Традиции и новаторство в музыке (17 ч)
Преобразующая сила музыки. Ценностноориентационная,
нравственная,
воспитательная функции музыки. Арттерапевтическое
воздействие
музыки.
Синтез
искусств
в
создании
художественных образов. Идеал человека в
искусстве. Воспитание души. Выражение
общественных идей в музыкальных образах.
Музыка
как способ идеологического
воздействия на людей. Способность музыки
внушать определенный образ мыслей, стиль
жизни, изменять ценностные ориентации.
Композиция и средства эмоциональной
выразительности разных искусств. Синтез
искусств в усилении эмоционального
воздействия на человека.
Порождающая
энергия
музыки
–
пробуждение чувств и сознания, способного
к пророчеству. Предупреждение средствами
музыки о социальных опасностях. Научный
прогресс
и
искусство.
Предвидение
сложных коллизий 20-21 веков в творчестве
художников,
композиторов,
писателей
авангарда
Эстетическое
формирование
искусством окружающей среды. Функции
легкой и серьезной музыки в жизни
человека. Музыка в кино. Монтажность,
«клиповость»
современного
художественного мышления.
Творческие работы учащихся. Урокконцерт.

находить параллели между
музыкой и другими видами
искусства.
Форма урока:
-комбинированный урок,
-интегрированный урок,
-урок-спектакль,
-урок-путешествие,
-урок
экскурсия
в
прошлое,
- урок-диалог,
-урок
обобщения
и
систематизации знаний.
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.
Виды деятельности:
-Творчески
интерпретировать
-Рассуждать,
определять
специфику деятельности
композитора,
поэта
и
писателя.
-Понимать
особенности
музыкального воплощения
стихотворных текстов.
-Самостоятельно
подбирать,
исследовать,
передавать
свои
музыкальные впечатления
в устной и письменной
форме.
-Делиться впечатлениями.
-Использовать
ресурсы
Интернета для поиска
произведений музыки и
литературы.
Собирать
коллекцию музыкальных и
литературных
произведений.
Форма урока:
-комбинированный урок,
-интегрированный урок,
-урок-кроссворд,
-урок-викторина,
-видео-урок.
Коллективная, групповая
работа, работа в парах,
индивидуальная.

Практическая часть ООП
Практическая работа. Творческие работы
учащихся. Урок-концерт.

2ч

3. Тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»
5 класс
№

Тема учебного занятия

Кол-во
часов

Музыка и литература (16ч)
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16

Что роднит музыку с литературой
Вокальная музыка
Россия, Россия, нет слова красивей…
Вокальная музыка
Песня русская в березах, песня русская в хлебах…
Вокальная музыка
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…
Фольклор в музыке русских композиторов
«Стучит, гремит Кикимора…»
Фольклор в музыке русских композиторов
«Что за прелесть эти сказки…»
Жанры инструментальной и вокальной музыки
«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с
мольбою»
Вторая жизнь песни
Живительный родник творчества.
Всю жизнь мою несу родину в душе...
«Перезвоны» «Звучащие картины»
Всю жизнь мою несу родину в душе...
«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
«Гармонии задумчивый поэт»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.Оперная мозаика.М.
Глинка. Опера «Руслан и Людмила»
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1
1

Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный
театр. Мюзикл. Творческие работы
учашихся. Урок-концерт.

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Музыка и изобразительное искусство (18ч)

17
18

Мир композитора
Что роднит музыку с изобразительным искусством

1
1

1

27
28
29
30
31
32

Небесное и земное в звуках и красках
«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»
Звать через прошлое к настоящему
«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».
Звать через прошлое к настоящему
«Ледовое побоище». «После побоища».
Музыкальная живопись и живописная музыка
«Мои помыслы-краски , мои краски - напевы …»
Музыкальная живопись и живописная музыка
«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. «Весть святого
торжества».
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
«Звуки скрипки так дивно звучали…»
Волшебная палочка дирижера.
«Дирижеры мира»
Образы борьбы и победы в искусстве.
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
О подвигах, о доблести, о славе...

33

В каждой мимолетности вижу я миры...

1

34

Мир композитора. С веком наравне . Творческие работы учащихся.Урокконцерт.

1

19
20
21
22
23
24
25
26

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
1

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2

Образы романсов и песен русских композиторов

1

3

Два музыкальных посвящения

1

4

Портрет в музыке и живописи

1

5

«Уноси моё сердце в звенящую даль»

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

8

Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

9

Старинной песни мир

1

10

Народное искусство Древней Руси

1

11

Русская духовная музыка «Фрески Софии Киевской»

1

12

«Перезвоны». Молитва.

1

13

«Небесное и земное» в музыке Баха.

1

14

Образы скорби и печали

1

15

«Фортуна правит миром»

1

16

Авторская песня: прошлое
учащихся.Урок-концерт.
Джаз – искусство 20 века.

17

и

1

настоящее.

Творческие

работы

1
1

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч.)
18

Вечные темы искусства и жизни

1

19

Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины.

1

20

Ночной пейзаж. Ноктюрн.

1

21

Инструментальный концерт. А. Вивальди. Времена года.

1

22

Инструментальный концерт. И.С. Бах Итальянский концерт.

1

23

Космический пейзаж.
Быть может вся природа – мозаика цветов.
Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к
повести А.С.Пушкина. Вальс. Романс. Военный марш.
Образы симфонической музыки. «Метель».Музыкальные иллюстрации к

1

24
25

1
1

26

повести А.С.Пушкина. Образы русской природы.
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». В.А. Моцарт.

1

Симфония №40.
27

Симфоническое развитие музыкальных образов.
«Связь времен». П. Чайковский. Сюита «Моцартиана»

1

28

Программная увертюра. Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт»

1

29

1

31

Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Взаимосвязь
музыки и литературы
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Образы
любви и вражды.
Мир музыкального театра. Мюзикл.

32

Мир музыкального театра. Рок-опера.

1

33

Образы киномузыки.

1

34

Обобщение изученного за год. Творческие работы учащихся. Урок-

1

30

концерт.

1
1

7 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема урока
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Классика и современность.
В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в
русской музыке.
Патриотизм в музыке. Опера «Иван Сусанин».
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера
Опера «Князь Игорь. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач
Ярославны.
В музыкальном театре. Балет «Ярославна».
Героические образы в русской музыке.
В музыкальном театре. Мой народ - американцы.
Опера «Порги и Бесс».
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.
Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо
Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. Всенощное
бдение.
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы.
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Главные образы.
Творческие работы учащихся. Урок-концерт
Музыка к драматическому спектаклю. Гоголь-сюита. Из музыки к
спектаклю «Ревизская сказка».
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
(17 ч.)
Музыкальная драматургия - развитие музыки
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская
музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Транскрипция
Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
Циклические формы инструментальной музыки.
Соната. Соната. Сонатная форма.
Соната в творчестве великих композиторов: Бетховен. Моцарт.
Симфоническая музыка.Жанр симфонии. Симфония №103
Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.
Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная»)
Ф.Шуберта.
Симфония № 5 П.Чайковского.
Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для клавира с оркестром В.А
Моцарта

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.
Хачатуряна.
«Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.
Творческие работы учащихся. Урок-концерт

1
1
1

8 класс
№

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

Раздел №1

Тема урока
Классика и современность (17 ч)

Кол-во часов

Искусство в жизни современного человека (3 ч)
Искусство вокруг нас.
Панорама современной музыкальной жизни в
России и за рубежом.
Современные
выдающиеся,
композиторы,
вокальные
исполнители и инструментальные
коллективы.
Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
Искусство рассказывает о красоте земли.
Музыкальный фольклор.
Может
ли
современная
музыка
считаться
классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Музыкальный портрет. Александр Невский.
Портрет композитора в литературе и кино.
Портрет композитора в литературе и кино.
Музыка как универсальный способ общения (7 ч)
Мир в зеркале искусства.
Роль искусства в сближении народов.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной
красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе.
«Вечные»
проблемы
жизни
в
творчестве
композиторов. Творческие работы учащихся. Урокконцерт
Музыкально – поэтическая символика огня.
Раздел №2.Традиции и новаторство в музыке
(17 ч)
Красота в искусстве и жизни (11 ч)
Что есть красота.
Откровенье вечной красоты.
Застывшая музыка.
Есть ли у красоты свои законы.
Своеобразие видения картины мира в национальных
музыкальных культурах Востока и Запада.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.

1
1
1

Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального
фольклора разных стран.
Обращение композиторов к народным истокам

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

27
28

29
30
31
32
33
34

профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке.
Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов
Прекрасное пробуждает доброе (6 ч)
Преобразующая сила искусства.
«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка
«Снегурочка».
Оперы Н. Римского – Корсакова.
Произведения вокальной и инструментальной
музыки
Песенное творчество современных авторов.
Обобщающий урок. Творческие работы учащихся.
Урок-концерт

1
1

1
1
1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».