РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол № 1 от 31.08.2020 СОГЛАСОВАНО с Управляющим советом протокол №1 от 31.08.2020 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «СОШ №10» № 162 от 31.08.2020 ПОЛОЖЕНИЕ о формах обучения, количестве обучающихся в группах, их возрастных категориях, а также продолжительности учебных занятий по дополнительным общеразвивающим программам. 1.Общие положения 1.1. Положение о наполняемости групп и режиме занятий в детских объединениях МБОУ «СОШ №10» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (далее - Приказ Минспорта России № 1125 от 27.12.2013г.), санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14). 1.2. Настоящее Положение принято с целью регламентации порядка комплектования, наполняемости групп обучающихся и определения режима занятий для обеспечения качественной реализации в МБОУ «СОШ №10» (далее – Учреждение) дополнительных общеразвивающих программ, ориентированных на развитие у обучающихся мотивации к творчеству и познанию, разносторонних способностей, что является основой для их личностной самореализации и позитивной социализации. 2.Комплектование групп 2.1. Элементарной структурной единицей Учреждения является - группа обучающихся. 2.2. Из групп обучающихся формируются детские объединения, занятия в которых могут проводиться по дополнительным общеразвивающим программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам (при их наличии в Учреждении). В детском объединении могут быть как одна группа, так и несколько групп обучающихся. 2.3. Деятельность обучающихся в Учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по выбранным направлениям в разных формах: клуб, студия, ансамбль, группа, секция, лаборатория, мастерская, и другие (далее - объединения). 2.4. С учетом потребностей и возрастных возможностей обучающиеся дополнительные общеразвивающие программы могут осваиваться в различных формах занятий: лекции, семинары, практикумы, репетиции, конференции, организационно-деловые игры, тренинги, экскурсии, соревнования, походы, экспедиции и другое, что определяется дополнительной общеразвиваюшей программой. 2.5.Учреждение может проводить занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в группе, подгруппе или индивидуально, при наличии адаптированной дополнительной общеразвивающей программы и при устном согласовании расписания занятий с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. 2.6. Основное комплектование групп обучающихся проводится в период с 20 августа по 05 сентября текущего года. При наличии свободных мест в остальное время проводится доукомплектование объединений. 2.7. Общий режим работы детских объединений Учреждений представлен в календарном учебном графике Учреждения на текущий учебный год, опубликованном на официальном Сайте Учреждения. 2.8. В группы первого года обучения зачисляются обучающиеся, в соответствии с возрастными требованиями, обозначенными в дополнительной общеразвивающей программе. 2.9. Комплектование групп производится в соответствии с учебным планом на учебный год, в пределах утвержденных средств на текущий и плановый период и имеющимся муниципальным заданием. 2.10. Продолжительность обучения определяется дополнительной общеразвивающей программой. 2.11. По заявлению родителей (законных представителей) обучающегося или его самого в случае достижения 14-летнего возраста, освоение дополнительной общеразвивающей программы может осуществляться по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану рассматривается на Педагогическом совете Учреждения. 2.12. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях одновременно, менять их в течение года по личному заявлению или заявлению родителей (законных представителей). Порядок перевода из одного детского объединения в другое прописан в Положении о порядке перевода и отчисления обучающихся в Учреждении. 2.16. В летнее каникулярное время образовательная деятельность с обучающимися, в основном, организовывается на основе продолжения реализации дополнительных общеразвивающих программ и (или) на основе дополнительных общеразвивающих программ краткосрочного характера в зависимости от запросов родителей (законных представителей), самих обучающихся и возможностей Учреждения. 2. Наполняемость групп 3.1. Наполняемость групп обучающихся в объединениях и предельная недельная часовая нагрузка на одну группу определяются дополнительными общеразвивающими программами, исходя из психолого-педагогической целесообразности, с учетом действующих санитарноэпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей, возраста обучающихся, специфики и направленности деятельности объединения, а также комплектов и количества оборудования. 3.2. Наполняемость групп, финансируемых из муниципального задания, в зависимости от направленности дополнительных общеразвивающих программ, специфики деятельности и года обучения должна соответствовать следующим нормам: 3.2.1. художественная, социально - педагогическая, физкультурно-спортивная, туристскокраеведческая, естественнонаучная направленности: 1 год обучения - не менее 15 человек; 2 год обучения - не менее 12 человек; 3 и последующий года обучения - не менее 9 человек. Для физкультурно-спортивной направленности, согласно Приказа Минспорта России № 1125 от 27.12.2013 г., допускается количественный состав обучающихся от 15 до 20 человек. 3.2.2 техническая направленность: 1 год обучения - не менее 10 человек; 2 год обучения - не менее 8-10 человек; 3 и последующий года обучения - не менее 6 человек. 2 Численность в группах технической направленности связана с необходимостью обеспечения обучающихся специальным оборудованием и усилением контроля техники безопасности. 3.3. Наполняемость групп, работа по которым оплачивается в рамках персонифицированного финансирования, занимающиеся на базах дошкольных и общеобразовательных организаций, в направленностях дополнительных общеразвивающих программ, за исключением технической, должна составлять не менее 25 человек. При условиях, что занятия проходят в помещениях, которые соответствуют нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14. 3.4. Число обучающихся в группе любой направленности, в которой есть ребенок (дети) с ограниченными возможностями здоровья не может превышать 15 человек. 3.5. Допускается для первого года обучения в период до 01 октября текущего учебного года открытие группы и организация занятий в меньшем численном составе (но не менее 70% от нормы, указанной в п. 3.2 настоящего Положения) с параллельным проведением набора обучающихся до установленной нормы. Если в указанный срок группа не будет доукомплектована, она расформировывается в процессе объединения групп первого года обучения или, при возможности, присоединения к группе второго года обучения или группе первого года обучения сходного профиля обучения при наличии согласия обучающегося и его родителей (законных представителей). 3.6. При реализации сетевых форм обучения - в отдельных случаях (малокомплектные сельские классы, ограниченность необходимого технического оборудования, педагогической целесообразности или иное) допускается открытие группы (ее сохранение) при меньшем количестве учащихся. Открытие (сохранение) группы численностью, не соответствующей норме, указанной в п. 3.2. настоящего Положения, утверждается приказом директора Учреждения при наличии письменного обоснования функционирования конкретной группы, представленной заместителем директора по ВР. 3.7. Для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, занимающихся творческой и исследовательской деятельностью, имеющих достижения разного уровня, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для, обучающихся, играющих на индивидуальных музыкальных инструментах, в Учреждении организовываются индивидуальные занятия. 3.8.В группах естественнонаучной и технической направленностей для более эффективного обучения допускается деление групп на подгруппы, бригады, звенья меньшим составом, что должно быть отражено в дополнительной общеразвивающей программе. В соответствии с этим занятия могут проводиться по группам, подгруппам, звеньям или всем составом объединения. 3.9. В случаях, когда площадь или другие технические характеристики помещения, предназначенного для проведения занятий по конкретной дополнительной общеразвивающей программе, согласно требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 не соответствуют количественному составу группы, обозначенному в п. 3.2. данного Положения‚ по решению директора‚ утвержденному приказом, может быть допущено открытие группы в меньшем численном составе. 3.10. Для более широкого привлечения обучающихся к дополнительному образованию могут создаваться группы с переменным составом учащихся. Количественный состав таких групп должен соответствовать нормам, изложенным в п. 3.2. настоящего Положения для первого года обучения. 3.11. Группы сменного состава формируются совместно по согласованию с администрацией муниципальных образовательных учреждений и с согласованием с администрацией Учреждения графика, списка обучающихся, базы проведения занятий и порядка сопровождения обучающихся. Занятия могут проводиться на базе Учреждения, учреждений культуры, спорта, дошкольных и общеобразовательных организаций, а также могут организовываться выездные занятия или мероприятия. Содержание занятий должно соответствовать дополнительной 3 общеразвивающей программе, специально разработанной для групп сменного состава, или плану реализации (проекту) мероприятия конкурсного или образовательного характера. 3.12. При реализации дополнительных общеразвивающих программ закрытие группы обучающихся происходит в следующих случаях: - при невозможности исполнения трудовой деятельности педагогом, реализующим конкретную программу (увольнение, декретный отпуск, длительная нетрудоспособность по медицинским показаниям) и при отсутствии возможности замены его другим педагогом; - при сокращении численного состава группы в течение учебного года ниже нормы, установленной в данном Положении, за исключением случаев, описанных в п. 3.5. настоящего Положения; - в случае наступления непредвиденных и непреодолимых обстоятельств (форс-мажор), которые делают невозможной дальнейшую реализацию дополнительной общеразвивающей программы. 4. Режим занятий 4.1. Режим образовательного процесса (расписание занятий) в Учреждении учитывает тот факт, что сами занятия для обучающихся являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной деятельности в дошкольных или общеобразовательных организациях. 4.2. При составлении расписания необходимо обеспечить перерыв для отдыха обучающихся не менее 40 минут после завершения последнего урока в образовательной организации и началом занятий в Учреждении. Перерыв между занятиями – от 5 минут. 4.3. Начало занятий должно быть не ранее 15.00 час., их окончание - не позднее 19.00 час., для обучающихся от 16 лет и старше разрешается проводить занятия до 21.00 час. 4.4. Дополнительные занятия могут проводиться в любой день недели, включая субботу, воскресенье. Обязательные каникулы в Учреждении устанавливаются календарным учебным графиком. 4.6. Продолжительность занятий и их количество в неделю должно соответствовать конкретной дополнительной общеразвивающей программе, разработанной с учетом рекомендаций СанПиН 2.4.4.3172-14. 4.7. Расписание занятий должно быть стабильно. Отмена занятий допускается только лишь по уважительной причине (болезнь педагога, рабочая командировка, курсы повышения квалификации и т.д.). Перенос занятия допускается лишь при согласовании с директором и оформляется соответствующим приказом. 4.8. Режим занятий по различным направлениям деятельности представлен в Приложении 1 к данному Положению. 4 Приложение 1 к Положению № п/п 1 1.1 Направленность объединения Техническая Объединения с использованием компьютерной техники Число занятий в неделю 2-3 1-3 2-3 2-3 2.3 2.4. Художественная Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства Музыкальные и вокальные объединения Хоровые объединения Оркестровые объединения 2.5 Хореографические объединения 2-4 3 Туристско-краеведческая 2-4 4 Естественнонаучная 1-3 5 5.1 Физкультурно-спортивная Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта Культурологическая Тележурналистика Военно-патриотическая 2 2.1 2.2 5.2 5.3 5.4 6 6.1 7 8 8.1 8.2 Социально-педагогическая Предшкольное развитие Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР) 2-3 2-4 2-3 Число и продолжительность занятий в день 2 по 45 мин. 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет 2 по 45 мин. для остальных обучающихся 2-3 по 45 мин. 2-4 по 45 мин. 2-4 по 45 мин. (групповые занятия) 30-45 мин. (индивидуальные занятия) 2-4 по 45 мин. 30-45 мин. (индивидуальные занятия); Репетиция до 4-х часов со внутренним перерывом 20-25 мин. 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся 1-2 похода или занятия на местности в месяц 2-4 по 45 мин; занятия на местности или поход - до 8 часов 2-3 по 45 мин.; занятия на местности до 8 час 2-3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся 2 по 45 мин. 2-3 2 по 45 мин. 1-2 2 2-4 1-2 по 45 мин. 2-3 по 45 мин. 1-3 по 45 мин.; занятия на местности - до 8 часов 1-3 по 45 мин. 1-4 по 30 мин. 1-2 по 45 мин. 2-3 2-3 1-2 2-3 2-4 Продолжительность одного занятия для детей 6-го года жизни - не более 25 минут; для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. В период реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий – продолжительность каждого занятия составляет 30 минут. 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)