СОГЛАСОВАНА на педагогическом совете протокол № 1 от 31.08.2020 УТВЕРЖДЕНА приказом № 162 от 31.08.2020 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» Классы - 5-9 Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (с изменениями), на основе программы основного общего образования по русскому языку: Рабочие программы. Русский язык. 5 – 9 классы: учебно методическое пособие/ сост. Е.И.Харитонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013 г.,Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова. Учителя – Шурупова Н.С., Елисеева Н.А., Гудзь С.Н., Аристархова Т.В., Высоцкая З.А., Пасларь Г.А., учителя русского языка и литературы Год составления - 2020 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Личностные результаты. 5-6 классы Личностным результатом изучения предмета является: - осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей. 7-8 Классы Личностным результатом изучения предмета является: - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. 9 класс Личностным результатом изучения предмета является: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты. 5-6 классы Регулятивные УУД: - самостоятельно или совместно с учителем формулируют проблему и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; - самостоятельно или совместно с учителем анализируют условия и пути достижения цели; - самостоятельно составляют план решения учебной проблемы; - работают по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируют, корректируют свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: - учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; - самостоятельно формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - устанавливают и сравнивают разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществляют взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - осознают важность коммуникативных умений в жизни человека; - оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создают тексты различного типа, стиля, жанра; - оценивают и редактируют устное и письменное речевое высказывание; - адекватно используют речевые средства коммуникативных задач; владеют монологической и диалогической формами речи; различными видами монолога и диалога; - слушают и слышат других, пытаются принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями; - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; - задают вопросы. Познавательные УУД: - самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; адекватно понимают основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - пользуются разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - владеют различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); -извлекают информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую (план, таблицу, схему); - излагают содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; - пользуются словарями и справочниками; - осуществляют анализ и синтез; - устанавливают причинно-следственные связи; - строят рассуждения. 7-8 класс Регулятивные УУД: - самостоятельно формулируют проблему и цели урока; - самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели; - самостоятельно составляют план решения учебной проблемы; - работают по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируют, корректируют свою деятельность; - вырабатывают критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные УУД: - учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; - самостоятельно формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - устанавливают и сравнивают разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществляют взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - осознают важность коммуникативных умений в жизни человека; - оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - оценивают и редактируют устное и письменное речевое высказывание; - адекватно используют речевые средства коммуникативных задач; владеют монологической и диалогической формами речи; различными видами монолога и диалога; - слушают и слышат других, пытаются принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями; - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; - задают вопросы. Познавательные УУД: - самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; адекватно понимают основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - пользуются разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - владеют различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); - извлекают информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывают и преобразовывают информацию из одной формы в другую (план, таблицу, схему); - излагают содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; - пользуются словарями и справочниками; - осуществляют анализ и синтез; - устанавливают причинно-следственные связи; - строят рассуждения. 9 класс Регулятивные УУД: 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся: - идентифицирует собственные проблемы и определяет главную проблему; - выдвигает версии решения проблемы, формулирует гипотезы, определяет конечный результат; - ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - обосновывает целевые ориентиры, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся: - определяет необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывает и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - определяет условия для выполнения учебной и познавательной задачи; - выстраивает жизненные планы на краткосрочное будущее, обосновывая логическую последовательность шагов); - выбирает самостоятельно ресурсы для достижения цели; - составляет самостоятельно план решения проблемы; - определяет потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находит средства для их устранения; - планирует и корректирует свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся: - определят самостоятельно или совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - отбирает инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивает свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находит достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации; - работая по своему плану, вносит коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированного результата; - устанавливает связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагает изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; - сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся: - определяет критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализирует и обосновывает применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; - свободно пользуется выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывает достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; - фиксирует и анализирует динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: - анализирует собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; - соотносит реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делает выводы; - принимает решение в учебной ситуации и несет за него ответственность; - самостоятельно определяет причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - определяет, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: - выстраивает логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; - строит рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - излагает полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагает применять способ проверки достоверности информации; - объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; - выявляет и называет причины события, явления, в том числе возможные самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; - делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся: - строит доказательство: прямое, косвенное, от противного; - рефлексирует опыт разработки и реализации учебного проекта, на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки результата. 8.Смысловое чтение. Обучающийся: -находит в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - структурирует текст; - критически оценивает содержание и форму текста. 9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования источников информации и других поисковых систем. Обучающийся: - формирует множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; - соотносит полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучащийся: - организовывает учебное взаимодействие в группе; - определяет общие цели, распределяет роли, договариваются друг с другом; - определяет свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - строит позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии умеет выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; - критически относится к собственному мнению, признает ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректирует его; - предлагает альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделяет общую точку зрения в дискуссии; - договаривается о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывает учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); 11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся: - определяет задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирает речевые средства; - представляет в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдает нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывает и обосновывает мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимает решение в ходе диалога и согласовывает его с собеседником; - создает письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; -использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; - использует невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя; - делает оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся: - целенаправленно использует информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; - использует компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.; - соблюдает информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты освоения учебного предмета. 5-9 класс Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. В результате изучения курса русского языка в основной школе: Выпускник научится: - владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; - владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; - адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; - участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; - использовать знание алфавита при поиске информации; - различать значимые и незначимые единицы языка; - проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; - классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; - членить слова на слоги и правильно их переносить; - определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; - опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; - проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; - проводить лексический анализ слова; - опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); - опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; - проводить морфологический анализ слова; - применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; - опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); - анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурносмысловой организации и функциональных особенностей; - находить грамматическую основу предложения; - распознавать главные и второстепенные члены предложения; - опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; - проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; - соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; - опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ; - опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; - использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать различные выразительные средства языка; - писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; - участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; - характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; -использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Речь и речевое общение Выпускник научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в межличностного и межкультурного общения; ситуациях формального и неформального, • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность. Аудирование Выпускник научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Выпускник получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официальноделовых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Выпускник научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Выпускник научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Выпускник научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров, • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Выпускник получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Выпускник научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Выпускник научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Выпускник научится: • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Выпускник научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию использовать её в процессе письма. из орфографических словарей и справочников; Выпускник получит возможность научиться: • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Выпускник научится: • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. 2. Содержание учебного предмета «Русский язык» Содержание учебного предмета «Русский язык». 5 класс (162 ч.) О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ - 2 ч. Язык как система средств (языковых единиц). Значение языка в жизни человека. Лингвистика как наука о языке. Высказывания великих людей о русском языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов. Р е ч ь как использование языковых средств для общения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет. Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложениях текста. С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой речевой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства). Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство, оценочные суждения (типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента). Способы соединения фрагментов в целом тексте. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ – 37 ч. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова. Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ—ь; -тся и -ться в глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Не с глаголами. Орфографический словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот. Предмет изучения морфемики. Морфема как минимальная значимая единица слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии. Предмет изучения морфологии. Классификация частей речи русского языка. Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение. Служебные части речи. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ – 7 ч. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов. ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ. СТИЛИ РЕЧИ - 24 ч. Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике. Взаимосвязь лексического значения, морфемного строения и написания слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении и строении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з/ с. Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Толковый словарь и его использование в речевой практике. Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль. Культура речи. Точное и 11 уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской. Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором слов. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. Текстовая функция лексического повтора. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ – 24 ч. Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформление на письме. Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский. Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи. МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. ГЛАГОЛ. СТРОЕНИЕ ТЕКСТА – 24 ч. Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов. Культура речи. Правильное использование в речи видовременных форм. Верное произношение отдельных глагольных форм. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении. Текстовая функция видо-временных форм. МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. СТРОЕНИЕ ТЕКСТА – 23 ч. Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён существительных. Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек (-ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицательные. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных. Род имён существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования в речевой практике словарей разных типов. Культура речи. Правильное согласование в роде со словами типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе). Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др. Произношение согласных перед е в заимствованных словах (типа ателье, термин), правильное ударение в существительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.); терминов русского языка. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. Текстовая функция имён существительных со значением «целое и его части». МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – 10 ч. Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имён прилагательных: 12 положительная, сравнительная, превосходная. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Культура речи. Правильное произношение краткой формы употребительных прилагательных (сильна), прилагательных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бескрайный — бескрайний, искренно — искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превосходной степеней (красивее, длиннее). Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 8 ч. Содержание учебного предмета «Русский язык». 6 класс – 162 ч. О ЯЗЫКЕ - 1 ч. Слово как основная единица языка. РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ – 7 ч. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного). Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт. С т и л и р е ч и: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление. Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте. МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ) – 50 ч. Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ—ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков. Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы 13 образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н— нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба. Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи. МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ – 103 ч. ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных. МЕСТОИМЕНИЕ Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 1 ч. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков. Содержание учебного предмета «Русский язык». 7 класс – 128 ч. О ЯЗЫКЕ – 2 ч. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка. ЯЗЫК РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ – 45 ч. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи. Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же. С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение. Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления. Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ НАРЕЧИЕ. СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ – 33 ч. Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ – 37 ч. ПРЕДЛОГ Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов. СОЮЗ Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов. ЧАСТИЦА Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи. МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 11 ч. Содержание учебного предмета «Русский язык». 8 класс – 94 ч. О ЯЗЫКЕ - 1 ч. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Выдающиеся лингвисты: И. И. Срезневский. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛ. РЕЧЬ – 10 ч. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, посёлка, улицы, музея). Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке). Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?». СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ – 80 ч. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приёмы, повышающие выразительность речи. СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами. Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращёнными словами. Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика. Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика. Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Культура речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения. Культура речи. Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. Особенности интонации простого предложения с однородными членами. Выдающиеся лингвисты: Ф. Ф. Фортунатов. Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и...; как..., так и... . Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности интонации предложений с вводными словами и предложениями. Культура речи. Правильное произношение сочетаний русских имён и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами. Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога. Культура речи. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 3 ч. Содержание учебного предмета «Русский язык». 9 класс – 94 ч. О ЯЗЫКЕ – 1 ч. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5—8 КЛАССАХ – 14 ч. Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. С т и л и р е ч и. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения. Ж а н р ы п у б л и ц и с т и к и: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Д е л о в ы е б у м а г и: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология. Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ – 62 ч. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С.И. Абакумов, Л.Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 17 ч. 3. Тематическое планирование. Русский язык. 5-9 классы. Раздел Количество часов Русский язык . 5 класс. 162 ч. О языке и речи 2 ч. Язык. Правописание. Культура речи 37 ч. Закрепление и углубление изученного в начальных классах Фонетика. Орфоэпия. 7 ч. Лексика. Словообразование. Правописание. Стили речи. 27 ч. Систематический курс русского языка. Синтаксис и пунктуация 24 ч. Морфология. Правописание. Глагол. Строение текста. 24 ч. Характеристика основных видов учебной деятельности КУУД: слушать и слышать друг друга; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. РУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. КУУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. РУУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. КУУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. РУУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова. КУУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. РУУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения и структуры слова. КУУД: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. РУУД: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических единиц. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Морфология. Правописание. Имя существительное. Строение текста. 23 ч. Морфология. Правописание. Имя прилагательное. 10 ч. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) 8 ч. Русский язык 6 класс. 162 ч. О языке Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 кл.) РУУД: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен прилагаельных. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: применять методы информационного поиска. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе контроля. 1 ч. КУУД: слушать и слышать друг друга; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. РУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. 7 ч. КУУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. РУУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. Морфология. Речь (на основе изученного в 5 классе) 50 ч. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частей речи. Морфология. Речь. Причастие и деепричастие Имя числительное Местоимение 103 ч. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий, деепричастий, имен числительных и местоимений. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) 1 ч. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: применять методы информационного поиска. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе контроля. 2 ч. КУУД: слушать и слышать друг друга; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. РУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. Русский язык. 7 класс. 128 ч. О языке Язык и речь. Правописание. Культура 45 ч. речи Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах КУУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. РУУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий и служебных частей речи, а также омонимичных частей речи. Морфология. Орфография. Наречие. Слова категории состояния Служебные части речи Предлог Союз Частица Междометия и звукоподражательные слова 33 ч. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) 11 ч. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: применять методы информационного поиска. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе контроля. 1 ч. КУУД: слушать и слышать друг друга; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. РУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах 10 ч. КУУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. РУУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. Синтаксис и пунктуация Словосочетание и предложение Синтаксис простого предложения Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения Односоставные простые предложения Неполные предложения Предложения с однородными членами Предложения с обращениями, 80 ч. КУУД: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. РУУД: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических единиц. Русский язык. 8 класс. 94 ч. О языке 37 ч. вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями Предложения с обособленными членами Прямая и косвенная речь Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) 3 ч. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: применять методы информационного поиска. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе контроля. 1 ч. КУУД: слушать и слышать друг друга; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. РУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. Язык. Правописание. Культура речи. Обобщение изученного в 5 – 8 классах 14 ч. КУУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. РУУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. Синтаксис сложного предложения Сложное предложение Сложносочиненное предложение Сложноподчиненное предложение Бессоюзное сложное предложение Сложное предложение с различными видами связи 62 ч. Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) 17 ч. КУУД: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. РУУД: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования синтаксических единиц. КУУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). РУУД: применять методы информационного поиска. ПУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе контроля. Русский язык. 9 класс. 94 ч. О языке Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)