Психология общения

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
протокол № 1 от 31.08.2020

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 162 от 31.08.2020
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Психология общения»
Класс – 5 класс
Учителя – Шумейко Е.А., Хомета С.А., Ренева О.В., педагоги психологи
Год составления программы – 2020

1. Планируемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам
обучения учащихся:
на уровне личностных результатов
 «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире»;
 «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»;
 «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов
 «овладение навыками коммуникации в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации;
 «овладение рефлексией и саморегуляцией»;
 «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;
 «соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета»; и т.д.;
Курс «Психологическое здоровье» помогают решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении литературному чтению.
Безусловно, результаты курса достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти
результаты для 5класса.
Личностными результатами изучения курса «Психологическое здоровье» является формирование следующих умений:
осознавать себя пятиклассником, свое личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями;
оценивать усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей;
отделять оценку поступка от оценки человека;
признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями;
строит отношения с людьми других мировоззрений.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
делать выводы в результате работы класса;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
оценивать правильность выполнение действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

использовать адекватные речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
в инициативном сотрудничестве допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
находить аргументы, факты, отстаивая свое мнение;
уважать позицию другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга.
Средствами формирования УУД служат психо-гимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоциональносимволические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.
Критериями эффективности программы являются:
мотивация на саморазвитие;
повышение коммуникативной компетентности;
активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной
деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
I. ВВЕДЕНИЕ В МИР ПСИХОЛОГИИ (7 ЧАСОВ)
1. Введение в психологию общения (6 часов)
Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Познакомиться с правилами школьной жизни и социальной позицией
пятиклассника. Мотивировать учащихся на познание самих себя.
2. Стартовая диагностика (1 час).
II. ЭМОЦИИ (7 ЧАСОВ)
1. Я и мой внутренний мир (7 часов)
Изучение эмоционального мира, осознание своих эмоций. Обозначение эмоций и понимание их через жесты. Дифференцированность
различных эмоций и их выражение через рисунок.
III. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ: ТЫ – Я – ОН/ОНА =МЫ (20 ЧАСОВ)
1. Конфликты и их роль в усилении Я (10 часов)
Причины возникновения ссор. Качества необходимые для эффективного взаимодействия. Я в глазах других. Развитие коммуникативных
способностей. Особенности отношений с представителями противоположенного пола.
2. Я и ТЫ (4 часа)

Навыки совместной деятельности. Работа в команде. Правила доброжелательного и эффективного общения. Развитие понимания сходства
и различий между людьми. Каждый человек уникален и индивидуален.
3. Мы начинаем меняться(6 часов)
Уверенное поведение. Уважение к другим людям. Постановка целей.
IV. ДИАГНОСТИКА (1 ЧАС)
1. Заключение. Итоговая диагностика. (1 час)
Диагностические задания на выявление динамики развития личностных и метапредметных УУД.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 КЛАСС
№ п/п

Наименование блока,
раздела и тем

Часы
учебного
времени
I.
•

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

ВВЕДЕНИЕ В МИР ПСИХОЛОГИИ (7 ЧАСОВ):
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ (6 ЧАСОВ)
• СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА (1 ЧАС)

1

Создание
группы.
Сплочение коллектива.
Стартовая диагностика

1

2

Здравствуй 5 класс!
Стартовая диагностика

1

3

Находим друзей

1

Психологическая информация. Игры на приветствие, на активизацию словаря и
речевое взаимодействие в парах. Коммуникативные игры. Игры на групповое
взаимодействие, упражнения на развитие рефлексии, самопрезентация.
Интеллектуальные задания.
Диагностические задания на выявление уровня развития личностных УУД.
Уметь создавать игровую атмосферу
Игры на приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в парах.
Игры на групповое взаимодействие, упражнения на развитие рефлексии,
самопрезентация. Интеллектуальные задания.
Диагностические задания на выявление уровня развития метапреметных УУД.
Уметь поддерживать рабочую активную позицию
Психологическая информация. Коммуникативные игры. Игры на групповое
взаимодействие. Когнитивная игра. Задания на формирование «эмоциональной

4

Узнай свою школу

1

5

Что поможет мне учиться?

1

6

Легко ли быть учеником?

1

7

Трудно ли быть настоящим
учителем?

1

грамотности». Ролевая ситуация. Слушание и анализ сказки, упражнения на
общение.
Уметь видеть ситуацию с разных сторон
Игры на приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в парах.
Игры на групповое взаимодействие, на развитие рефлексии. Ролевая игра.
Интеллектуальные задания.
Использовать важные личностные качества для выстраивания отношений.
Психологические игры на сотрудничество. Задания на формирование
«эмоциональной грамотности». Групповая дискуссия. Интеллектуальные задания.
Уметь смотреть в будущее и ставить перед собой цели школьных достижений
Игры-задания на конструктивное взаимодействие. Задания с использованием
терапевтических метафор. Групповая дискуссия. Интеллектуальные задания.
Ролевая игра.
Делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса
Игры на приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в парах.
Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Групповая дискуссия.
Ролевая ситуация. Итоговый круг.
Делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
II. ЭМОЦИИ (7 ЧАСОВ)
1. Я МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР (7 ЧАСОВ)

8

Каждый видит мир
чувствует его по-своему

9

Чувства бывают разными

и

1

1

Игры на групповое взаимодействие, упражнения на развитие рефлексии.
Задания с использованием терапевтических метафор. Ролевая игра. Задания на
формирование «эмоциональной грамотности»
Уметь применять знания внутреннего мира для созданий отношений.
Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли
Психологическая информация. Коммуникативные игры. Игры на групповое
взаимодействие, упражнения на развитие рефлексии. Групповая дискуссия.
Слушание и анализ сказки, упражнения на невербальное общение. Задания на
формирование «эмоциональной грамотности»
Знать словарь чувств.
Уметь изображать чувства.
Развивать интерес для познания самих себя.

10

Стыдно ли бояться?

1

11

Чего я боюсь?

1

12

Любой внутренний
ценен и уникален

13

Работа
с
негативными
переживаниями

1

14

Сила внутри меня

1

мир

1

Контролировать эмоциональные состояния.
Развивать адекватное самовыражение
Игры на групповое взаимодействие. Ролевая ситуация. Слушание и анализ сказки,
упражнения на невербальное общение. Задания на формирование
«эмоциональной грамотности». Групповая дискуссия.
Понимать, что все люди в той или иной ситуации испытывают страх.
Составлять целостный образ «Я».
Контролировать эмоциональные состояния.
Развивать адекватное самовыражение
Коммуникативные игры. Игры на групповое взаимодействие. Задания с
использованием терапевтических метафор. Групповая дискуссия. Ролевая игра.
Применять самоанализ, рефлексию
Психологические примеры. Слушание и анализ сказки, упражнения на
невербальное общение. Групповая дискуссия.
Понимать собственный внутренний мир.
Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.
Понимать, что внутренний мир – это отражение индивидуальности.
Знать что такое «Я зеркальное».
Психологическая информация. Игры на приветствие, на невербальное общение.
Задания с использованием терапевтических метафор. Ролевая ситуация. Задания
на формирование «эмоциональной грамотности». Групповая дискуссия.
Уметь наблюдать за проявлением своих эмоций. Понимать собственные и чужие
эмоции
Психологическая информация. Игры на приветствие, на невербальное общение.
Ролевая ситуация. Групповая дискуссия.
Понимать собственные и чужие эмоции.
Дифференцировать разные эмоции

III. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ: ТЫ – Я – ОН/ОНА =МЫ (20 часов):
1. КОНФЛИКТЫ И ИХ РОЛЬ В УСИЛЕНИИ «Я» (10 ЧАСОВ)
15

Конфликты в школе, дома,
на улице

1

Психологическая информация. Работа со словарями, игры на групповое
взаимодействие, слушание и анализ сказки. Игры на приветствие, на активизацию
словаря и речевое взаимодействие в парах. Задания на формирование

16

Способы
конфликте

поведения

в

1

17

Трудные ситуации
научить меня

могут

1

18

Конфликт
взаимодействие - 1

или

1

19

Конфликт
взаимодействие - 2

или

1

20

Что такое одиночество?

1

21

Нужно
ли
меняться?

человеку

1

22

Конструктивное разрешение
конфликта

1

23

Конфликт как возможность

1

«эмоциональной грамотности». Когнитивная игра. Групповая дискуссия.
Осознавать причины ссор
Психологическая информация. Коммуникативные игры. Игры на групповое
взаимодействие, слушание и анализ сказки. Ролевая игра. Задания на
формирование «эмоциональной грамотности». Когнитивная игра.
Находить различие между само восприятием и межличностным восприятием
Слушание и анализ сказки, игры на развитие рефлексии, самопрезентация.
Задания с использованием терапевтических метафор. Ролевая ситуация.
Групповая
дискуссия. Когнитивная игра. Интеллектуальные задания.
Находить конструктивное разрешение в конфликте
Коммуникативные игры. Самопрезентация, ассоциации, изобразительная
деятельность, слушание и анализ сказки. Ролевая игра. Задания на формирование
«эмоциональной грамотности». Групповая дискуссия.
Выстраивать отношения через половое различие
Коммуникативные игры. Театр рук, этюды на выражение эмоций, слушание и
анализ сказки, ролевые игры. Когнитивная игра. Групповая дискуссия.
Выстраивать отношения через половое различие
Ролевая игра, игры на групповое взаимодействие. Задания с использованием
терапевтических метафор. Ролевая ситуация. Задания на формирование
«эмоциональной грамотности». Групповая дискуссия.
Уметь создавать дружеские отношения
Задания с использованием терапевтических метафор. Игры на групповое
взаимодействие, ролевые игры на разрешение конфликтов. Групповая дискуссия.
Ролевая игра.
Уметь создавать дружеские отношения
Психологическая информация. Игры на приветствие, на активизацию словаря и
речевое взаимодействие в парах. Коммуникативные игры. Задания с
использованием терапевтических метафор. Игры на групповое взаимодействие,
слушание и анализ сказки.
Интеллектуальные задания.
Ролевая игра. Групповая дискуссия. Когнитивная игра.
Находить конструктивное разрешение в конфликте
Коммуникативные игры. Психо-гимнастика, слушание и анализ сказки, ролевая

развития
24

Учимся договариваться

1

игра.
Групповая дискуссия. Когнитивная игра. Интеллектуальные задания.
Находить конструктивное разрешение в конфликте
Коммуникативные игры. Задания с использованием терапевтических метафор.
Когнитивная игра. Задания на формирование «эмоциональной грамотности»
Уметь создавать дружеские отношения
2. Я И ТЫ (4 ЧАСА)

25

Я и мои друзья

1

26

У меня есть друг

1

27

Я и мои колючки

1

28

Что такое одиночество?

1

Психологическая информация. Игры на приветствие, на активизацию словаря и
речевое взаимодействие в парах. Коммуникативные игры. Упражнения на
развитие рефлексии, игры на групповое взаимодействие. Ролевая ситуация.
Групповая дискуссия. Работа со сказкой.
Понимать ценность общения с друзьями, роль дружбы в жизни человека
Уметь работать в команде
Игры на групповое взаимодействие, слушание и анализ сказки. Ролевая игра.
Групповая дискуссия.
Обсудить проблемы подростковой дружбы.
Взаимодействовать друг с другом на основе сходств и различий
Находить сходные характеристики между людьми
Уметь замечать положительные черты характера у друга, формировать их у себя
Психологическая информация. Игра на групповое взаимодействие. Ролевая
ситуация. Когнитивная игра. Работа со сказкой, изобразительная деятельность.
Игры на развитие рефлексии. Задания на формирование «эмоциональной
грамотности»
Уметь оценивать собственные поступки.
Выявлять у себя качества дружелюбия и недружелюбия
Психологическая информация. Игра на групповое взаимодействие, ролевая игра,
изобразительная деятельность. Работа со сказкой. Задания с использованием
терапевтических метафор. Задания на формирование «эмоциональной
грамотности»
Понимать, что одиночество – это результат негативного восприятия себя и
окружающих.
Уметь давать поддержку другому человеку

3. МЫ НАЧИНАЕМ МЕНЯТЬСЯ (6 ЧАСОВ)
29

Зачем нужна уверенность в
себе?

1

30

Источники
себе

1

31

Неуверенный в себе человек

1

32

Уверенность и уважение к
другим

1

33

Уверенность
непокорность

1

34

Ставим цели

уверенности

в

себе

в

и

1

Психологическая информация. Игра на групповое взаимодействие, ролевая игра.
Групповая дискуссия. Работа со сказкой.
Уметь отличать уверенного человека от неуверенного.
Психологическая информация. Игры на приветствие, на активизацию словаря и
речевое взаимодействие в парах, слушание и анализ сказки, изобразительная
деятельность. Групповая дискуссия.
Осознавать свои качества, повышать самооценку.
Уметь отличать уверенного человека от неуверенного
Игры на активизацию словаря и речевое взаимодействие. Задания с
использованием терапевтических метафор. Задания на формирование
«эмоциональной грамотности»
Ролевая ситуация. Интеллектуальные задания.
Уметь отличать уверенного человека от неуверенного
Психологическая информация. Игры на активизацию словаря и речевое
взаимодействие. Когнитивная игра. Групповая дискуссия.
Уметь выстраивать отношения через уважение к другому человеку
Игры на приветствие, на активизацию словаря и речевое взаимодействие в парах,
слушание и анализ сказки, изобразительная деятельность. Групповая дискуссия.
Уметь выстраивать отношения через уважение к другому человеку
Психологическая информация. Игры на групповое взаимодействие, упражнения
на развитие рефлексии. Задания с использованием терапевтических метафор.
Задания на формирование «эмоциональной грамотности»
Уметь ставить перед собой цели в рамках школьного обучения
Знать что такое средства, способы достижения цели.
Уметь трансформировать мечту в цель

IV. ДИАГНОСТИКА (1 ЧАС)
1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (1 ЧАС)
35

Диагностика
развития УУД
Итого:

динамики

1
35

Интеллектуальные и когнитивные задания. Диагностические задания
выявление динамики развития личностных и метапредметных УУД

на

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».