СОГЛАСОВАНА на педагогическом совете протокол № 1 от 31.08.2020 УТВЕРЖДЕНА приказом № 162 от 31.08.2020 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Практикум по русскому языку» Класс – 9 класс Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Учителя – Аристархова Т.В., Гудзь С.Н., Высоцкая З.А., Елисеева Н.А., Пасларь Г.А., Шурупова Н.С., 1чителя русского языка и литературы Год составления - 2020 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения учебного предмета Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Механизмы формирования лингворечевой компетенции: • • • • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде; анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики; анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями; • • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности; тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка. В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе. Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций: -лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; -языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; -коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности. Личностные результаты. Личностным результатом изучения предмета является: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся: - идентифицирует собственные проблемы и определяет главную проблему; - выдвигает версии решения проблемы, формулирует гипотезы, определяет конечный результат; - ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - обосновывает целевые ориентиры, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся: - определяет необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывает и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - определяет условия для выполнения учебной и познавательной задачи; - выстраивает жизненные планы на краткосрочное будущее, обосновывая логическую последовательность шагов); - выбирает самостоятельно ресурсы для достижения цели; - составляет самостоятельно план решения проблемы; - определяет потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находит средства для их устранения; - планирует и корректирует свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся: - определят самостоятельно или совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - отбирает инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - оценивает свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; - находит достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации; - работая по своему плану, вносит коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированного результата; - устанавливает связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагает изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; - сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся: - определяет критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; - анализирует и обосновывает применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; - свободно пользуется выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности; - обосновывает достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; - фиксирует и анализирует динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: - анализирует собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; - соотносит реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делает выводы; - принимает решение в учебной ситуации и несет за него ответственность; - самостоятельно определяет причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - определяет, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; Познавательные УУД: 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: - выстраивает логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; - строит рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - излагает полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагает применять способ проверки достоверности информации; - объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; - выявляет и называет причины события, явления, в том числе возможные самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; - делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся: - строит доказательство: прямое, косвенное, от противного; - рефлексирует опыт разработки и реализации учебного проекта, на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки результата. 8.Смысловое чтение. Обучающийся: -находит в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - структурирует текст; - критически оценивает содержание и форму текста. 9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования источников информации и других поисковых систем. Обучающийся: - формирует множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; - соотносит полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД: 10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся: - организовывает учебное взаимодействие в группе; - определяет общие цели, распределяет роли, договариваются друг с другом; - определяет свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - строит позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии умеет выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; - критически относится к собственному мнению, признает ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректирует его; - предлагает альтернативное решение в конфликтной ситуации; - выделяет общую точку зрения в дискуссии; - договаривается о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывает учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); 11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся: - определяет задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирает речевые средства; - представляет в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; - соблюдает нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывает и обосновывает мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; - принимает решение в ходе диалога и согласовывает его с собеседником; - создает письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; -использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; - использует невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя; - делает оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся: - целенаправленно использует информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; - использует компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.; - соблюдает информационную гигиену и правила информационной безопасности. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности Тема, основная мысль. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Знать: основные правила работы с текстом. Уметь: различать характер заданий к тексту. Раздел 2. Средства выразительности в тексте Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Стилистические возможности языковых средств. Знать: основные средства выразительности. Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности. Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста. Знать: основные правила выразительного чтения. Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы. Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Знать: синтаксические и пунктуационные нормы. Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. Раздел 5. От анализа текста к изложению Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок. Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста. Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст. Раздел 6. Сочинение — это тоже текст Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Извлечение информации из различных источников Знать: структуру сочинения-рассуждения. Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел Текст как результат речевой деятельности Колво часов 6 Теория Практика 1 5 Характеристика основных видов учебной деятельности КУУД: слушать и слышать друг друга; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. РУУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. Средства выразительности в тексте 4 1 3 Выразительное чтение 2 текста как искусство звучащего слова - 2 Синтаксические и пунктуационные нормы текста 4 1 3 От анализа текста к изложению 9 1 8 Сочинение — это тоже текст 9 1 8 КУУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. РУУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения и структуры слова. КУУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. РУУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения и структуры слова. КУУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. РУУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. КУУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. РУУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова, словосочетания, предложения, текста. КУУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного Итого языка. РУУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. ПУУД: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения и структуры слова-текста. 34 5 29 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)