Практикум по русскому языку

СОГЛАСОВАНА
на педагогическом совете
протокол № 1 от 31.08.2020

УТВЕРЖДЕНА
приказом № 162 от 31.08.2020
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Практикум по русскому языку»
Класс – 9 класс
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего
образования по русскому языку.
Учителя – Аристархова Т.В., Гудзь С.Н., Высоцкая З.А., Елисеева Н.А.,
Пасларь Г.А., Шурупова Н.С., 1чителя русского языка и литературы
Год составления - 2020

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Механизмы формирования лингворечевой компетенции:
•
•
•
•

использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего,
ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе
представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

•
•

анализ особенностей использования лексических средств и средств
выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами
русского языка.

В основу программы положена идея личностно-ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким
образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к
изучению русского языка в 9 классе.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для
выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный
лингвистический анализ языковых явлений;
-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его
словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой
деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной
программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка
совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные,
интеллектуальные, информационные, организационные.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения,
составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи
– развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Личностные результаты.
Личностным результатом изучения предмета является:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся:
- идентифицирует собственные проблемы и определяет главную проблему;
- выдвигает версии решения проблемы, формулирует гипотезы, определяет конечный

результат;
- ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
- формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывает целевые ориентиры, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся:
- определяет необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывает и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения учебных
и познавательных задач;
- определяет условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивает жизненные планы на краткосрочное будущее, обосновывая логическую
последовательность шагов);
- выбирает самостоятельно ресурсы для достижения цели;
- составляет самостоятельно план решения проблемы;
- определяет потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находит средства для их устранения;
- планирует и корректирует свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся:
- определят самостоятельно или совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирает инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивает свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- находит достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации;
- работая по своему плану, вносит коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированного результата;
- устанавливает связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагает
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверяет свои действия с целью и, при необходимости, исправляет ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся:
- определяет критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализирует и обосновывает применение соответствующего инструментария для

выполнения учебной задачи;
- свободно пользуется выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью
деятельности;
- обосновывает достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксирует и анализирует динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- анализирует собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность
других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносит реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делает выводы;
- принимает решение в учебной ситуации и несет за него ответственность;
- самостоятельно определяет причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
- определяет, какие действия по решению учебной задачи привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД:
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
- выстраивает логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
- строит рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
- излагает полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагает
применять способ проверки достоверности информации;
- объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности;
- выявляет и называет причины события, явления, в том числе возможные самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
- делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждает вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся:
- строит доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- рефлексирует опыт разработки и реализации учебного проекта, на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки результата.
8.Смысловое чтение. Обучающийся:

-находит в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- структурирует текст;
- критически оценивает содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования источников
информации и других поисковых систем. Обучающийся:
- формирует множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
- соотносит полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся:
- организовывает учебное взаимодействие в группе;
- определяет общие цели, распределяет роли, договариваются друг с другом;
- определяет свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
- строит позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии умеет
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относится к собственному мнению, признает ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректирует его;
- предлагает альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделяет общую точку зрения в дискуссии;
- договаривается о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
- организовывает учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся:
- определяет задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирает речевые средства;
- представляет в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
- соблюдает нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
- высказывает и обосновывает мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
- принимает решение в ходе диалога и согласовывает его с собеседником;
- создает письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
-использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;

- использует невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под
руководством учителя;
- делает оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся:
- целенаправленно использует информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использует компьютерные технологии для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
- соблюдает информационную гигиену и правила информационной безопасности.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль.
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение
зачинов.
Ключевые слова.
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь).
Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста.
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические
(синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически
окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически
окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и
односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные
конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые,
лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства
выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего
слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения.
Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его
языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.

Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в
сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного
текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений.
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная
информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей,
обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок.
Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста,
воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать
текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания
сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом
речи.
Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Текст как результат
речевой деятельности

Колво
часов
6

Теория Практика
1

5

Характеристика основных
видов учебной деятельности
КУУД: слушать и слышать друг
друга; выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
РУУД: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию.
ПУУД: объяснять языковые явления,
выявляемые в ходе исследования
структуры слова, словосочетания,
предложения, текста.

Средства
выразительности в
тексте

4

1

3

Выразительное чтение 2
текста как искусство
звучащего
слова

-

2

Синтаксические и
пунктуационные
нормы текста

4

1

3

От анализа текста к
изложению

9

1

8

Сочинение — это
тоже текст

9

1

8

КУУД: владеть монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного
языка.
РУУД: определять новый уровень
отношения к самому себе как
субъекту деятельности.
ПУУД: объяснять языковые явления,
выявляемые в ходе исследования
значения и структуры слова.
КУУД: владеть монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного
языка.
РУУД: определять новый уровень
отношения к самому себе как
субъекту деятельности.
ПУУД: объяснять языковые явления,
выявляемые в ходе исследования
значения и структуры слова.
КУУД: формировать навыки
учебного сотрудничества в ходе
индивидуальной и групповой работы.
РУУД: проектировать маршрут
преодоления затруднений в обучении
через включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества.
ПУУД: объяснять языковые явления,
выявляемые в ходе исследования
структуры слова, словосочетания,
предложения, текста.
КУУД: формировать навыки
учебного сотрудничества в ходе
индивидуальной и групповой работы.
РУУД: проектировать маршрут
преодоления затруднений в обучении
через включение в новые виды
деятельности и формы
сотрудничества.
ПУУД: объяснять языковые явления,
выявляемые в ходе исследования
структуры слова, словосочетания,
предложения, текста.
КУУД: владеть монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного

Итого

языка.
РУУД: определять новый уровень
отношения к самому себе как
субъекту деятельности.
ПУУД: объяснять языковые явления,
выявляемые в ходе исследования
значения и структуры слова-текста.
34

5

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».