Практикум по истории

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
протокол № 1 от 31.08.2020

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 162 от 31.08.2020
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРАКТИКУМА ПО ИСТОРИИ
9 КЛАСС
Класс – 9 класс
Учитель – Иванова Л.И., учитель истории
Год составления - 2020

Рабочая программа практикума «История России в лицах. IX-XXвв.» для 9 класса
составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта
общего образования.
Целями курса являются:
- знакомство с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей;
- расширение и углубление понимания учащимися роли личности в истории;
- повышение интереса к историческим закономерностям;
- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений
для более глубокого осмысления исторической действительности, умения увидеть
альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы
государственных деятелей;
- умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные
в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической
жизни, для решения познавательных и практических задач;
- воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности.
Предлагаемый элективный курс для учащихся 9 класса решает основные задачи:
- развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
- формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с
тенденциями современного развития России и мира;
- воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного,
персонифицированного мышления;
- восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей
прошлого в их связи с настоящим;
- знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и
объясняющими развитие общества;
- формирование исторической грамотности на современном международном
уровне;
- развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса в 9 классе учащиеся должны
1) знать:
- основные направления деятельности исторических личностей;
- основные события, даты, понятия, связанные с их деятельностью;
2) уметь:
- объяснять значение понятий;
- соотносить факты и общие процессы и явления;
- объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и
политических деятелей;
- излагать приведенные в учебной литературе оценки известных исторических
личностей;
- высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(при работе с документами и другими историческими материалами);
- сравнивать данные разных источников - факты, цифры, оценки, выявлять общее и
различия;
- систематизировать исторический материал;
- составлять исторический портрет личности;
3) владеть образовательными ключевыми компетенциями:

2

- исследовательскими – умение находить и обрабатывать информацию,
использовать различные источники, представлять и обсуждать различные материалы в
разнообразных аудиториях, работать с документами;
- социально-личностными – умение критически рассматривать те или иные
аспекты деятельности исторических личностей, вступать в дискуссию и вырабатывать
своё собственное мнение;
- коммуникативными – умение выслушивать и принимать во внимание взгляды
других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично,
литературно выражать свои мысли.

Содержание обучения
Раздел 1:Великие Рюриковичи (24 час.)
Тема 1: Киевская Русь (5 час.)
Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с
Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их
противниками об основании Древнерусского государства.
Олег - победитель греков. Олег - основатель государства Киевская Русь, противник
проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией.
Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав. Летопись о князе
Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами.
Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав полководец и дипломат.
Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий.
Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар.
Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как
государственной религии.
Тема 2: Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не
только брата против брата, но и сына против отца...» (12 час.)
Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между
сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.
Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.
Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».
Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха.
«Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира
Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».
Юрий Долгорукий. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве.
Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея
Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во
Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из
Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но
целеустремленного в деле увеличения своих земель».
Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах. Правление
великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена
Меченосцев.
Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой
Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.
Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь
Московский.
3

Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович
Московского.
Иван Данилович Калита. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить
в нем общественную безопасность и тишину... дал почувствовать выгоды своей политики
и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство
Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.
Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р.
Воже. Куликовская битва.
Тема 3: Русь неделимая, единая, долговечная... (7 час.)
Самодержцы земли Русской. Самодержавная власть. Условия создания
Московского государства.
Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс объединения русских земель
вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог.
Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель.
Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана».
Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического и
территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий Рим».
Государь Иван Васильевич - Грозный, Удивительный. Борьба боярских
группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство.
Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана»,
военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет.
Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность.
Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову.
Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества.
Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского. Венчание Лжедмитрия на
царствие под именем Дмитрия I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский
заговор против Лжедмитрия I.
Раздел 2: Великие Романовы (10 ч.)
Тема 1: Путь к абсолютизму (4 час.)
Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович.
«Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление
страной с помощью отца - патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного
строя. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя.
Алексей Михайлович - «царь-Солнце». Правительство боярской знати во главе с
Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С. Полоцкий; экспедиция Семена
Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания.
Федор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на Запад. Принятие первого
государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг.
Регентство царевны Софьи.
Царь Петр Алексеевич - Великий. Потешные полки. Основание славяно-греколатинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета
«Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение
Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук.
Тема 2:Эпоха дворцовых переворотов (3 час.)
Екатерина I. Воцарение Петра П. Правление Анны Иоанновны. Учреждение
Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны - «это был грубый вызов русскому
чувству национальной чести».
4

Елизавета Петровна и Петр III. «Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по
себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключевский).
Петр III - «он не был злым, но его ограниченность - недостаток воспитания... Из
него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Дашкова).
«Манифест о вольности дворянской».
Екатерина II. Павел I и Александр I.
«Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с
запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным
блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных».
Правление Павла I - время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным
уважать права своих подданных.
Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась,
насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о
вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс - неразгаданный
до гроба» (А. С. Пушкин).
Тема 3: Эпоха самодержавных преобразований (3 ч.)
Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель.
Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина.
Указ об «обязанных крестьянах». Николай I - умный и расчетливый политик. Александр
П. Отмена крепостного права и либеральные реформы.
Александр III и Николай П. Контрреформы Александра III.

Тематическое планирование по
история».
Раздел программы

учебному

предмету «Всеобщая

Всего часов
по рабочей программе

1.

Тема 1: Киевская Русь

5

2

Тема
2:
Эпоха
феодальной
раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата,
но и сына против отца...»
Тема 3: Русь неделимая, единая,
долговечная...
Тема 4: Путь к абсолютизму

12

Тема
5.
Эпоха
дворцовых
переворотов
Тема 6: Эпоха самодержавных
преобразований
Итого

3

3
4
5
6

7
4

3
34

5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».