Практикум по географии

СОГЛАСОВАНА
на педагогическом совете
протокол №1 от 31.08.2020 года

УТВЕРЖДЕНА
приказом № 162___ от
31.08.2020 года
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Практикум по географии»
Класс – 9 класс
Учитель – Морозова Елена Валерьевна
Год составления – 2020

1

1.Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные:
овладение системой географических знаний и
умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Метапредметные: умение организовать свою деятельность,
определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение
взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.
Предметные:
• овладение основами картографической грамотности и
использования карты как одного из языков» международного
общения;
• формирование
умений
и
навыков
использования
разнообразных географических знаний в повседневной жизни
для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся должны научиться:
• свободно ориентироваться по физической, экономической и
политической картам;
• анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал,
делать выводы и заключения на основе анализа
географических карт и статистических данных;
• следить за изменениями, происходящими на политической
карте мира в последние годы;
• решать задачи среднего уровня сложности в сжатых
временных рамках;
• предлагать способы решения задач повышенной сложности и
выбирать из них рациональный;
• решать комбинированные контрольные работы;
• представлять результаты практических работ в виде таблиц,
диаграмм;
• подготовить устные сообщения с использованием различных
источников информации, в том числе исторических и
географических карт, литературных источников, материалов
периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
рассчитана на дополнительное обучение учеников 9-х классов на
принципах доступности и результативности.
2

Методы работы предусматривают активное включение учащихся в
процесс
познавательной
деятельности
–
исследовательский,
эвристический, проблемный, частично-поисковый, метод контроля и др.
Формы контроля: творческие работы, исследовательские работы,
тестовые задания, анализ и работа со схемами, таблицами.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде
защиты презентаций, по окончании курса проводится итоговый
контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия
первичных баллов по результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной
системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в
КИМах.
Отличительной особенностью данной программы является подход
в обучении, в котором география рассматривается как средство развития
логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и
отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
В структуру программы входят 2 образовательных блока:
✓ теоретический
✓ практический.
2. Содержание программы.
Введение (1 час)
Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний
учащихся и их интересов.
1. План и карта (5 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография.
Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб,
азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение
топографических и физических карт. Измерение направлений, азимутов,
расстояний, географических координат. Комплексный анализ
географических условий по топографической карте. Построение
профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по
параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и
параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и
меридианов на глобусе и географической карте.
Практическая работа: Составление плана местности. Изображение
холма
на
плане
местности.
3

Практическая работа: Решение задач на определение географических
координат.
Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по
топографической карте.
Практическая работа: Определение расстояний на карте.
2. Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли.
Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах
Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора,
1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В.
Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья.
Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX
веков. Русское географическое общество, мощные географические
школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский,
П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев,
К. И. Арсеньев).
Географические закрытия на карте.
Практическая работа: Обозначение на контурной карте маршрутов
путешествий.
3. Природа Земли (10 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм,
гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению.
Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по
отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы.
Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практическая работа. Определение средней температуры за сутки, при
подъеме и спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания
температур за сутки, неделю, месяц, год, составление графика «Роза
ветров».
Решение задач на определение атмосферного давления.
4. Материки, океаны, народы и страны (9 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли.
Объяснение закономерностей проявления особенностей природы.
Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии
народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в
мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов.
Практические задания по описанию страны по плану.
5. География России (7 часов)
4

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного
и животного мира на территории Земли. Уникальные природные
объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их
обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства
народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация
экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы
размещения предприятий. Определение факторов размещения
отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города
нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация
природных ресурсов. Страны-мировые лидеры по различным
показателям. Определение стран по краткому описанию.
Практические задания:
Решение географических задач на определение поясного времени.
Решение географических задач на определение плотности населения,
анализ таблиц, графиков.
Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона.
Решение задач по определению экономических районов по краткому
описанию.
Работа с картами атласа по отработке знаний географической
номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию.
3. Тематическое планирование
№

Раздел

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Вводное
занятие

1

1

0

2

План и карта

5

4

1

Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий).
Знакомство с курсом
внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
УУД:
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели,
распределять роли,
договариваться друг с другом)
Предметные: научиться
прослеживать по картам
маршруты путешествий
Регулятивные: составлять план
и последовательность действий,
оценивать результат
Познавательные: строить
логические рассуждения,
умозаключения и сообщения в
5

№

Раздел

Количество часов

Основные виды деятельности
обучающихся
(на уровне
устной
форме, делать
выводы
универсальных
учебных
Личностные: осознание себя
действий).
как члена общества
на
глобальном, региональном и
локальном уровнях

3

Путешествия и
географические
открытия

2

2

0

Планируемые результаты:
УУД:
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие в
группе (определять общие цели,
распределять роли,
договариваться друг с другом)
Предметные: научиться
прослеживать по картам
маршруты путешествий
Регулятивные: составлять план
и последовательность действий,
оценивать результат
Познавательные:
строить
логические
рассуждения,
умозаключения и сообщения в
устной форме, делать выводы
Личностные: осознание себя
как члена общества на
глобальном, региональном и
локальном уровня

4

Природа Земли

10

6

4

Планируемые результаты:
УУД:
Коммуникативные:
Участвовать в коллективном
поиске,
обмениваться
информацией, уметь отстаивать
свою точку зрения
Предметные: углубление
знаний по теме “Природа
Земли”, формирование
представлений об органическом
мире материков и океанов
Регулятивные:
понимать
учебную задачу, предлагать
помощь и сотрудничество
Познавательные: описывать и
сравнивать объекты, делать
выводы и умозаключения
Личностные: уметь выразить
свою точку зрения
6

№

Раздел

Количество часов

Основные виды деятельности
обучающихся
(на уровне
окружающим,
не входить
в
универсальных
учебных
конфликт с расхожими
мнениями действий).

5

Материки,
океаны, народы
и страны

9

7

2

Планируемые результаты:
УУД:
Коммуникативные: принимать
активность во взаимодействии
для решения коммуникативных
и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои
затруднения).
Предметные:
История
исследования
материков
и
океанов. Особенности природы,
виды деятельности человека на
материках.
Влияние
хозяйственной
деятельности
человека на природу материка.
Уметь описывать материки по
плану. Основные расы и народы
материков. Крупнейшие страны
и их значение в развитии
хозяйства.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу;
учитывать
выделенные
учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Понимать учебную задачу;
предлагать
помощь
и
сотрудничество.
Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную
цель, искать и выделять
необходимую информацию
Познавательные: описывать и
сравнивать
объекты;
самостоятельно
давать
определения понятиям, делать
выводы и умозаключения.
Личностные: умение выражать
свою позицию, уметь
отстаивать свое мнение

7

География
России

7

4

3

УУД:
Коммуникативные: принимать
активность во взаимодействии
для решения коммуникативных
7

№

Раздел

Итого:

Количество часов

34

24

Основные виды деятельности
обучающихся (на
уровне
и познавательных
задач
(задают
универсальных
учебных
вопросы, формулируют свои
действий).
затруднения).
Предметные:
История
исследования
России.
Особенности природы, виды
деятельности
человека.
Влияние
хозяйственной
деятельности
человека
на
природу России. Особенности
населения России. Хозяйство
России, отрасли специализации.
Регулятивные: принимать и
сохранять учебную задачу;
учитывать
выделенные
учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Понимать учебную задачу;
предлагать
помощь
и
сотрудничество.
Самостоятельно выделять и
формулировать познавательную
цель, искать и выделять
необходимую информацию
Познавательные: описывать и
сравнивать
объекты;
самостоятельно
давать
определения понятиям, делать
выводы и умозаключения.
Личностные: умение выражать
свою позицию, уметь
отстаивать свое мнение

10

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».