Практикум по биологии

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №10»
протокол №1 от 31.08.2020

приказом № 162 от 31.08.2020
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Практикум по биологии»
Класс - 9 класс
Учитель – Новикова Юлия Андреевна, учитель биологии
Год составления – 2020 г.

1. Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Практикум по
биологии»
Личностные результаты обучения курса:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно –
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения курса:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: научнопопулярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать
информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной
деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых
организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп);

роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее
распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в
экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье
человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,
пробирки, лупы, микроскопы и др. оборудование).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемые результаты освоения курса по биологии
Предметные результаты освоения программы курса «Практикум по биологии» включают в себя:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека, для развития современных естественно – научных представлений о картине
мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об организации жизни
в экосистеме, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыт, использования методов биологической науки проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
•
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
растений, животных и грибов;
•
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость,
регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в
жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей
среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы
органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы
органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних
животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,
последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и
справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую
информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

•

2.Содержание курса «Практикум по биологии».
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической
деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение,
описание, измерение биологических объектов.
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как
биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как
биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические
вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические
вещества. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин
заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные
и не мембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды
клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации,
функции в клетке. Вирусы – неклеточные формы жизни.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и
эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель
наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный принцип воспроизведения информации.
Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки.
Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса. Метаболизм. Анаболизм и
катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Транскрипция. Генетический
код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. Автотрофы и гетеротрофы.
Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ.
Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и

животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и
домашних животных, ухода за ними.
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии
– возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Лишайники. Организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для
человека. Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные,
голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные
семейства цветковых растений. Царство Животные. Систематический обзор царства Животные.
Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые
черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика
надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –
основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека. Нейро – гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в
общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав
центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система.
Строение спинного и головного мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и
функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь
систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы
иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система.
Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Структурно-функциональные единицы органов. Обмен веществ и превращение энергии в организме
человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурнофункциональные единицы органов. Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие
человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы
органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные
единицы органов. Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы
органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные
рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь,
мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое
мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение
интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы
риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков,
стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и
другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение
инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и
грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками
возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха. Приемы
оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми
грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-

двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным
экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество,
симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой
природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах
и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности
агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические
проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности
человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Тема 6 «Решение итоговой работы за курс» (2 ч)
Характеристика структуры и содержания работы. Распределение заданий работы по содержанию,
проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий работы по уровню сложности
Время выполнения работы. Выполнение итоговой работы. Разбор типичных ошибок. Рекомендации
по выполнению.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

№
п/
п
1
2

3

4

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Содержание
Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии»,
«Признаки живых организмов»
Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»
Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции
органического мира»
Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейрогуморальная регуляция организма»
Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»
Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека»,
«Транспорт веществ» и «Обмен веществ»
Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела»,
«Размножение и развитие человека»
Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы
чувств»
Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека»,
«Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»
Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей
среды»
«Решение итоговой работы за курс»
«Решение итоговой работы за курс»

3. Тематическое планирование курса «Практикум по биологии».
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)
2.1 Клеточное строение организмов
2.2 Признаки живых организмов.
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
3.1 Царство Бактерии.
3.2 Царство Грибы.
3.3 Царство Растения
3.4. Царство Животные.
3.5 Учение об эволюции органического мира.
Тема 4 Человек и его здоровье (15 ч)
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план

1
4
2
2
7
1
1
2
2
1
16
1

Кол. час
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Пр.
занятия

1

1
1

5.

6

строения и процессы жизнедеятельности человека.
4.2. Нейро – гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма.
4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
4.4. Дыхание. Система дыхания.
4.5. Внутренняя среда организма.
4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
4.7. Обмен веществ и превращение энергии.
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
4.9. Покровы тела и их функции.
4.10. Размножение и развитие организма человека.
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека.
4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
4.13. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
4.14. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных
ситуациях.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия
видов
Экосистемная организация живой природы.
Учение о биосфере.
Тема 6 «Решение итоговой работы за курс»
Итого

Содержание
программы
Тема 1 Биология как
наука. Методы биологии
(1 ч.)

Тема 2 Признаки живых
организмов (4 ч)

Тема 3 Система,
многообразие и
эволюция живой
природы (7 ч)

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

1

4
2
1
1
2
34

1
2
12

Характеристика основных видов учебной деятельности
Определять значение биологических знаний в современной жизни.
Оценивать роль биологической науки в жизни общества.
Устанавливать основные приёмы работы с учебником. Определять
методы биологических исследований. Соблюдать правила работы с
биологическими приборами и инструментами, правила работы в
кабинете биологии. Выделять существенные признаки отличия живого
от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых
организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и
приспособленностью организмов к ней. Соблюдать правила поведения
в окружающей среде.
Выявляют отличительные признаки представителей царств живой
природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на
основе сравнения. Приводят примеры основных представителей
царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и
жизни человека. Выделяют основные признаки живого, называют
основные отличия живого от неживого. Описывают основные
функции живых организмов.
Объяснять принципы классификации организмов. Устанавливать
систематическую принадлежность организмов. Распознавать и
описывать растения разных отделов и животных отдельных типов и
классов. Сравнивать представителей отдельных групп растений и
животных делать выводы на основе сравнения. Выделять
существенные признаки вида и представителей разных царств
природы. Освоить приемы работы с натуральными объектами и
гербарными материалами.
Выделять существенные и отличительные признаки бактерий.
распознавать на таблице бактерии. Объяснять роль бактерий в природе
и жизни человека. Выделять существенные признаки строения и

жизнедеятельности грибов. Освоить приемы оказания 1 помощи при
отравлении
ядовитыми
грибами.
Проводить
биологические
исследования и объяснять их результаты. Выделять существенные
признаки съедобных, ядовитых и плесневых грибов. Освоить приемы
работы с определителями. Освоить правила сбора грибов. Определять
паразитические виды грибов на основе знания особенностей их
строения и жизнедеятельности. Соблюдать меры предупреждения
распространения грибов-паразитов.
Дают общую характеристику одноклеточных животных, отмечая
структуры, обеспечивающие выполнение функций целостного
организма. Анализируют роль представителей разных видов
одноклеточных организмов в биоценозах, жизни человека и его
хозяйственной деятельности.
Дают общую характеристику типа Плоские черви. Анализируют
систематику типа. Характеризуют представителей класса Ресничные
черви, приводят примеры представителей и отмечают их роль в
биоценозах. Характеризуют представителей ленточных червей.
Распознают черты приспособленности к паразитизму в их
организации. Приобретают представления о паразитизме как о форме
взаимоотношений организмов и о жизненном цикле паразитов.
Зарисовывают в рабочие тетради жизненные циклы ленточных червей
— паразитов человека и животных, выделяя стадии развития, опасные
для заражения человека (инвазивные стадии). Характеризуют
представителей класса Сосальщики. Зарисовывают жизненный цикл
сосальщиков на примере печёночного сосальщика, выделяя стадии
развития, опасные для заражения человека.
Дают общую характеристику типа Круглые черви на примере
аскариды человеческой. Зарисовывают цикл развития аскариды и
характеризуют стадии развития, опасные для заражения человека.
Объясняют меры профилактики аскаридоза. Приводят примеры
свободноживущих круглых червей, оценивая их роль в биоценозах.
Дают общую характеристику типа Кольчатые черви. Отмечают
прогрессивные
черты
организации
кольчатых
червей,
сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ
организации плоских и кольчатых червей; результаты заносят в
таблицу. Оценивают значение возникновения вторичной полости тела
— целома. Характеризуют систематику кольчатых червей, распознают
характерные черты многощетинковых, малощетинковых червей и
пиявок. Объясняют значение кольчатых червей в биоценозах, а также
медицинское значение пиявок.
Дают общую характеристику типа Моллюски. Отмечают
прогрессивные черты организации моллюсков, сопровождавшие их
возникновение. Проводят сравнительный анализ организации
кольчатых червей и моллюсков; результаты заносят в таблицу.
Характеризуют систематику моллюсков, распознают характерные
черты брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
Объясняют значение моллюсков в биоценозах и значение для
человека.
Дают общую характеристику типа Членистоногие. Отмечают
прогрессивные черты организации членистоногих, сопровождавшие
их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации
кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в таблицу.
Характеризуют систематику моллюсков и их происхождение.
Дают общую характеристику класса ракообразных; анализируют
особенности организации речного рака. Характеризуют систематику
ракообразных, их разнообразие; распознают представителей высших и
низших ракообразных; приводят примеры. Оценивают роль

ракообразных в природе. Дают общую характеристику класса
Паукообразные; анализируют особенности организации паука –
крестовика. Характеризуют разнообразие паукообразных; распознают
представителей класса — пауков, клещей, скорпионов. Оценивают
экологическую роль и медицинское значение паукообразных.
Дают общую характеристику класса Насекомые; анализируют
особенности организации таракана. Различают типы развития
насекомых. Характеризуют систематику насекомых, их разнообразие;
сравнивают представителей различных отрядов. Распознают
представителей основных отрядов насекомых; приводят примеры.
Оценивают роль насекомых в природе и значение для человека.
Описывают представителей класса Многоножки и приводят примеры
представителей. Выполняют практические работы, предусмотренные
программой.
Обсуждают
демонстрации,
предусмотренные
программой (работа в малых группах). Дают общую характеристику
хордовых на примере ланцетника. Проводят сравнительный анализ
организации кольчатых червей и членистоногих; результаты заносят в
таблицу. Описывают систематику хордовых, давая оценку главных
направлений развития группы. Дают общую характеристику подтипа
Позвоночные на примере представителей надкласса рыб. Отмечают
прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их
возникновение. Проводят сравнительный анализ организации
ланцетников и рыб; результаты заносят в таблицу. Характеризуют
систематику и многообразие рыб, и их происхождение. Описывают
строение и особенности жизнедеятельности хрящевых рыб.
Характеризуют
многообразие
костных
рыб:
хрящекостные,
кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые рыбы; приспособительные
особенности к среде обитания. Оценивают экологическое и
хозяйственное значение рыб.
Дают общую характеристику класса Земноводные на примере
лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации рыб,
сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ
организации рыб и амфибий; результаты заносят в таблицу. Хар.– ют
систематику рыб и их происхождение. Описывают строение и
особенности
жизнедеятельности
амфибий.
Характеризуют
многообразие земноводных и приспособительные особенности к
околоводной среде обитания. Оценивают экологическое и
хозяйственное значение амфибий.
Дают общую характеристику класса Пресмыкающиеся на примере
ящерицы. Отмечают прогрессивные черты организации рептилий,
сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ
организации амфибий и рептилий; результаты заносят в таблицу.
Характеризуют систематику пресмыкающихся и их происхождение.
Описывают
строение
и
особенности
жизнедеятельности.
Характеризуют многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые (змеи,
ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи, а также
приспособительные особенности к разнообразным средам обитания.
Оценивают экологическое значение рептилий. Дают общую
характеристику класса Птицы. Отмечают прогрессивные черты
организации группы, сопровождавшие их возникновение. Проводят
сравнительный анализ организации рептилий и птиц; результаты
заносят в таблицу; отмечают приспособления птиц к полёту.
Характеризуют систематику птиц; их происхождение и связь с
первоптицами.
Описывают
строение
и
особенности
жизнедеятельности. Характеризуют многообразие представителей
класса, называют основные отряды и экологические группы птиц.
Оценивают экологическое и хозяйственное значение птиц.

Тема 4 Человек и его
здоровье (15 ч)

Дают общую характеристику класса Млекопитающие. Отмечают
прогрессивные черты организации млекопитающих, сопровождавшие
их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации
рептилий и млекопитающих; результаты заносят в таблицу.
Характеризуют систематику млекопитающих и их происхождение.
Описывают
строение
и
особенности
жизнедеятельности.
Характеризуют многообразие млекопитающих; описывают основные
отряды. приводят примеры представителей разных групп, а также
приспособительные особенности к разнообразным средам обитания.
Объясняют необходимость охраны ценных млекопитающих и
регуляции численности животных, наносящих вред человеку.
Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его
здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных
учёных в развитие знаний об организме человека. Объясняют
биологические
и социальные
факторы
антропосоциогенеза.
Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют
характерные черты рас человека. Объясняют место человека в системе
органического
мира.
Выделяют
существенные
признаки,
доказывающие родство человека и животных. Сравнивают
особенности строения человекообразных обезьян и человека. Делают
выводы. Выявляют основные признаки человека Объясняют
взаимосвязь строения и функций тканей, органов и систем органов в
организме человека. Характеризуют роль опорно – двигательной
системы в жизни человека. Распознают на наглядных пособиях части
скелета. Классифицируют и характеризуют типы соединения костей.
Описывают особенности химического состава и строения костей.
Характеризуют особенности строения скелетных мышц. Распознают

Тема 5 Взаимосвязи
организмов и окружающей
среды (4 ч)

Тема 6 «Решение итоговой
работы за курс»

на таблицах основные мышцы человека. Обосновывают условия
нормального развития опорно – двигательной системы. Осваивают
приёмы оказания первой доврачебной помощи при переломе.
Выделяют признаки внутренней среды организма. Сравнивают между
собой клетки крови. Выявляют взаимосвязь между строением клеток
крови и выполняемыми ими функциями. Объясняют механизм
свёртывания и переливания крови. Определяют признаки иммунитета.
Объясняют сущность прививок и их значение. Выделяют
существенные признаки транспорта веществ в организме. Распознают
на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем и
описывают их строение. Описывают движение крови по кругам
кровообращения. Называют и характеризуют этапы сердечного цикла.
Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам.
Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления, оказания
ПМП при кровотечениях.
Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов
дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхания,
описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лёгких и
тканях. Обосновывают необходимость соблюдения гигиенических мер
и мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы
оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающего и
отравлении угарным газом.
Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.
Распознают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах.
Характеризуют особенности процессов пищеварения в разных отделах
пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных
соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Доказательно
объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и
профилактических мер нарушения работы пищеварительной системы.
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения
энергии. Характеризуют особенности обмена органических веществ,
воды и минеральных солей в организме человека. Осваивают приёмы
рациональной организации труда и отдыха. Обобщают и
обосновывают правила и нормы личной гигиены, профилактики
заболеваний. Осваивают приёмы первой доврачебной помощи.
Аргументированно доказывают отрицательное влияние на здоровье
человека вредных привычек.
Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы.
Распознают органы мочевыделительной системы на таблицах,
муляжах. Описывают процесс мочеобразования. Перечисляют и
обосновывают меры профилактики заболеваний мочевыделительной
системы.
Характеризуют строение кожи. Объясняют суть процесса
терморегуляции, роль процессов закаливания. Осваивают приёмы
оказания первой помощи при повреждениях кожи, тепловых и
солнечных ударах. Обобщают и обосновывают гигиенические
требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности
организма. Характеризуют основные функции желёз внутренней
секреции. Объясняют механизм действия гормонов. Сравнивают
нервную и гуморальную регуляции.
Выделяют структурные
компоненты нервной системы. Определяют расположение частей
нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции
головного мозга, спинного мозга, нервов. Раскрывают причины
нарушения функционирования нервной системы.
Выявляют существенные признаки строения и функционирования
органов чувств. Распознают органы чувств на наглядных пособиях.

Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств.
Выделяют особенности высшей нервной деятельности человека.
Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности
человека. Выделяют существенные признаки психики человека.
Характеризуют типы нервной системы. Объясняют значение сна,
описывают его фазы.
Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и
развития организма человека. Описывают строение органов половой
системы человека, распознают их на таблицах. Описывают основные
этапы внутриутробного развития человека. Характеризуют возрастные
этапы развития человека.
Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей
среды, зависимость здоровья человека от состояния окружающей
среды, необходимости защиты среды, обитания человека. Объяснять
место и роль человека в природе, соблюдать правила поведения в
природе. Освоить приемы рациональной организации труда и отдыха
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Приводить
доказательства
необходимости
соблюдения
мер
профилактики стрессов, вредных привычек. Овладеть умением,
оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».