ОБЖ

СОГЛАСОВАНА
на педагогическом совете
протокол № 1 от 31.08.2020

УТВЕРЖДЕНА
приказом № 162
от 31.08.2020
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 10»

Рабочая программа
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Класс - 8-9 классы
Рабочая программа составлена на основе - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, примерной
программы по «Основам безопасности жизнедеятельности», с учётом рабочей программы к учебно-методическим
комплектам «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9 классы) под редакцией А.М.Смирнов, Б.О.Хренников : изд-во
«Просвещение».
Учителя - Покровский В.С., Клюжева М.В., Клюжева С.В., учителя ОБЖ
Год составления - 2020

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Личностные результаты
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
освоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа
жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности),
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе
оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по
формированию здорового образа жизни;
• Коммуникативные:
• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право
другого человека на иное мнение;
• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности
личности, общества, государства;
• Регулятивные:
• саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью;
• владение навыками познавательной рефлексии для определения познавательных задач и средств их достижения;
• владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения,
психогигиены.
Предметные результаты

• ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения,
обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять
их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы
экстренной помощи об опасной ситуации;
• умение сотрудничать с другими людьми, находить компромиссное решение в сложной ситуации;
• грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
• соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
• умение оказывать первую помощь, знание номеров телефонов экстренных служб;
• накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно – оздоровительной деятельности, здорового
образа жизни;
• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников.

2. Содержание учебного предмета.
№
1
2
3
4
5

Тема
Основы комплексной безопасности
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

ВСЕГО:

8 класс
(количество часов)
16
7
0
8
4
35

9 класс
(количество часов)
7
7
9
8
3
34

8класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)
Основы комплексной безопасности (15 ч)
Пожарная безопасность (3 ч)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Значение огня в жизнедеятельности человека. Пожары в жилом секторе и
их последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Значение профилактики пожаров. Основные направления
деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.Основные
права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за
нарушение требований пожарной безопасности.
Безопасность на дорогах (3 ч)
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия.
Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах.
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Организация дорожного движения. Обязанности пешехода.
Обязанности пассажира. Оценивание обстановки, складывающейся на улицах, дорогах.
Велосипедист – водитель транспортного средства. Роль водителя транспортного средства в обеспечении безопасности дорожного движения.
Велосипедист – водитель транспортного средства. Обязанности по безопасности велосипедиста.
Безопасность на водоемах (2 ч)
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Значение воды в жизнедеятельности человека,
безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Правила безопасного купания в
различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила
безопасного поведения при них.
Экология и безопасность (2 ч)
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение
атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды
на здоровье человека.
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Расширение возможностей организма человека противостоять
опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного
воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч).
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения
чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к
чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Радиационно опасные объекты. Возможные последствия аварии на
радиационно опасных объектах. Влияние ионизирующего излучения на организм человека.
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Опасные химические вещества и аварийно химически опасные вещества.
Химически опасные объекты. Химическая авария и ее возможные последствия.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и ихвозможные последствия. Взрыво- и пожароопасные объекты. Последствия
аварий на взрыво- и пожароопасных объектах. Основные причины аварий на взрыво- и пожароопасных объектах.
Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические сооружения и их предназначение. Гидродинамические аварии и причины их
возникновения. Возможные последствия гидродинамических аварий.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч)

Обеспечение радиационной безопасности населения. Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности. Нормы
радиационной безопасности, установленные на территории России. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения населения,
проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.
Обеспечение химической защиты населения. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий. Средства индивидуальной защиты и
их защитные свойства. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при химических авариях.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Общие меры по защите населения от последствий
аварий на взрывопожароопасных объектах. Мероприятия по повышению уровня безопасности функционирования взрыво- и пожароопасных
объектов. Рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению безопасности персонала объектов и населения, проживающего вблизи
взрыво- и пожароопасных объектов.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидродинамических сооружениях. Мероприятия по профилактике возникновения
гидродинамических аварий.
Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению
населения в случае возникновения гидродинамических аварий.
Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч)
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Федеральная автоматизированная система
централизованного оповещения. Региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения. Локальная
система оповещения.
Эвакуация населения.Эвакуация. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения.
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.Общие мероприятия по инженерной защите
населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение.
Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)
Основы здорового образа жизни (8 ч)
Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)
Здоровье как основная ценность человека. Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья.
Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.Основные составляющие индивидуального здоровья
человека. Элементы образа жизни человека, обеспечивающие его духовное, физическое и социальное благополучие. Ведущие факторы,
оказывающие влияние на здоровье человека.
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества. Понятие «репродуктивное здоровье». Семья в современном обществе и
ее функции. Влияние семьи на репродуктивное здоровье и демографическую ситуацию в стране.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.Здоровый образ жизни – индивидуальная
система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье
человека. Основные направления формирования индивидуальной системы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

Основные неинфекционные заболевания и их влияние на состояние здоровья человека. Основные причины возникновения неинфекционных
заболеваний. Основные меры профилактики неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании.
Последствия вредных привычек.
Профилактика вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики
наркомании. Четыре правила «Нет наркотикам!»
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие
понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня
здоровья и безопасности.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства,
используемые при оказании первой помощи.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Правила оказания первой помощи при отравлении наиболее
распространенными аварийно химически опасными веществами – аммиаком и хлором.
Первая помощь при травмах. Правила оказания первой помощи при переломах, вывихах, растяжениях и разрывов связок.
Первая помощь при утоплении. Правила оказания первой помощи при утоплении.
Определение основных понятий пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара
Умение определять способы тушения пожаров.
Умение работать с учебником, выделять главное
условия возникновения пожара
Овладение навыками действий при пожаре
Пользование правилами безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Знание причин ДТП, травматизм
Соблюдение правил поведения на дорогах.
Умение работать с учебником, выделять главное
Знание общих обязанностей водителя.
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах
Умение безопасно отдыхать
Соблюдение правила поведения на воде само- и взаимопомощь
Умение оказывать ПМП терпящим бедствие на воде.
Представление о значении взаимоотношений человека и биосферы, биосфера, мутагенез, ПДК
Знание примеров ЧС экологического характера.
Умение работать с учебником, выделять главное
Знание основных объектов, влияющие на загрязнение биосферы, атмосфера, литосфера

Сведения об уровнях загрязнения регионов России.
Знание примеров основных источников загрязнения сфер, примеры чистых регионов России.
Знание примеров крупных радиационных аварий
Знание основных способов оповещения, мероприятия для подготовки к эвакуации, рекомендации при проживании в загрязненной зоне.
Представление об основных способов защиты населения.
Действия при радиоактивных авариях
Понятия: аварийно -химически опасные вещества и ХОО (химически –опасные объекты)
Представление об основныхкрупнейших потребителей АХОВ.
Систематизирование знаний в таблицу: «Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека», «Характер воздействия на человека
АХОВ»
Знание основных правил поведения при авариях на ХОО
Применение ИСЗ, КСЗ, противогазы, респираторы.
Причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов, взрыв, взрывоопасный объект
Знание последствий взрывов, примеры предприятий, относящихся к взрывоопасным объектам
Основные причины возникновения пожаров и взрывов
Представление об основных причинах перерастания возгорания в пожар
Представление о гидродинамической аварии, классификация гидродинамических сооружений
Определение основных правил поведения по сигналу об угрозе затопления и в случае катастрофического затопления
Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при возвращении в затопленное жилище.
Знание правил безопасного поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий действия в Ч.С, вызванных крупными
производственными авариями на блажащих предприятиях. действия школы в ЧС.
Представление об эвакуаций, план эвакуации учреждения, средства индивидуальной защиты
Знание правил эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений
Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Знание общий понятий о ЗОЖ
Умение работать с учебником, выделять главное
Представление о репродуктивном здоровье
Определение здорового образа жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Определение здорового образа и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Профилактика вредных привычек
Определение химической зависимости (алкоголизм, наркомания, табакокурение)
Знание основных правил оказания ПП, признаки жизни, признаки смерти
Умение оказывать искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца
Представление об обморожение, обморок, ожог. Степени ожога, симптомы обморочного состояния. эпидермис
Навыки ПП при травмах
Признаки появления отека легких, признаки синего утопления. Причины смерти в первые минуты после спасения утопающего

Действия при утоплении
9 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Основы комплексной безопасности (8 ч)
Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч)
Современный мир и Россия. Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных
интересов России в мировом сообществе.
Национальные интересы России в современном мире. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов.
Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы России в международной и
военной сферах.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния
человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения
страны и обеспечение национальной безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения нанациональную безопасность России.Возрастание отрицательного влияния
последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности
населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характераи национальная безопасность России (3 ч)
Чрезвычайные ситуации и их классификация.Опасные и чрезвычайные ситуации, их влияние на безопасность жизнедеятельности страны.
Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и
тяжести последствий.
Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Причины возникновения
чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного
происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях природного
характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения
страны. Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных
ситуаций техногенного характера.
Угроза военной безопасности России. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные
угрозы национальной безопасности России.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России (3 ч)
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил
России в обеспечении национальной безопасности страны.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта (2 ч)

Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера при угрозе взрыва; в случае захвата в заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы
террористического акта; по телефону.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура
РСЧС. Силы и средства РСЧС.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Предназначение и задачи гражданской
обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций. МЧС России, его
предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени (4 ч)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы
прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по
территории страны.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основные направления по совершенствованию системы
оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные
работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в России (4 ч)
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.Правовые основы противодействия терроризму.
Основные принципы противодействия терроризму.
Общегосударственное противодействие терроризму. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской
Федерации. Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Применение
Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль
Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране.
Организация борьбы с терроризмом и наркотизмом (2 ч)
Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия
терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы системы противодействия и наркотизму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия
терроризму в Российской Федерации.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Основы здорового образа жизни (3 ч)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы,
оказывающие влияние на здоровье.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни.
Социальная составляющая здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль
семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч)
Ранние половые связи и их последствия.Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних
половых связей. Здоровый образ жизни – надежная профилактика раннего вступления в половую связь.
Инфекции, передаваемые половым путем. Инфекции, передаваемые половым путем, и основные причины их распространения. Характеристика
основных инфекций, передаваемых половым путем. Основные меры по профилактике ИППП.
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Общие понятия о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Основные причины распространения ВИЧ- инфекции.
Профилактика ВИЧ- инфекции.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)
Брак и семья. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на
взаимоотношения полов.
Семья и здоровый образ жизни человека. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и
умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг.
Основы семейного права в Российской Федерации. Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской
Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
Оказание первой помощи (2 ч)
Первая помощь при массовых поражениях. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей. Оказание самопомощи и
взаимопомощи.
Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия
для человека передозировки психоактивных веществ. Правила оказания первой помощи при передозировке психоактивных веществ.
Формирование представлений о месте России в мировом сообществе.
Определение национальных интересов России.
Знакомство с основными угрозами национальным интересам и безопасности России.
Формирование представлений о влиянии культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.
Обобщение и закрепление ключевых понятий в области безопасности жизнедеятельности.
Обобщение и закрепление знаний о чрезвычайных ситуациях природного характера.
Обобщение и закрепление знаний о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Формирование представлений об угрозе военной безопасности России.
Изучение основных внешних и внутренних военные опасности. Формирование представлений о концепции противодействия терроризму и
экстремизму в Российской Федерации. Изучение источников угроз национальной безопасности России. Знакомство с принципом работы единой

государственной системы предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Изучение задач единой государственной системы
предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Знание определения – гражданская оборона. Изучение задач гражданской обороны; основные мероприятия.
Знакомство с принципом организации работы МЧС России. Изучение задач и приоритетные направления деятельности МЧС России.
Формирование представлений о мониторинге и прогнозировании чрезвычайных ситуаций.
Знакомство с направлениями по уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций.
Формирование представлений о способах оповещения и эвакуации населения. Изучение видов эвакуации.
Изучение комплекса мероприятий, проводимых при аварийно-спасательных работах.
Формирование представлений о правовой основе общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Знакомство с целью, задачами и направлениями противодействия терроризму в Российской Федерации.
Формирование представлений о нормативно-правовой базе противодействия наркотизму.
Знание правовой основы общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ.
Знание целей и задач противодействия терроризму в РФ.
Знание уголовной ответственности за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами.
Определение – здоровый образ жизни. Изучение факторов, влияющие на здоровье человека.
Формирование понимание ценности здорового образа жизни. Изучение составляющих здорового образа жизни.
Формирование представлений о влиянии репродуктивного здоровья населения на национальную безопасность России.
Формирование представлений об отрицательном влиянии ранних половых связей на здоровье человека. Знание об отрицательном влиянии ранних
половых связей на здоровье человека.
Формирование представлений об инфекциях, передаваемые половым путём; их последствия.
Формирование представлений ВИЧ- инфекции и СПИДе; их последствиях. Знание последствий ВИЧ- инфекции и СПИДа.
Знакомство с определениями брак и семья.
Изучение факторов, влияющие на формирование стабильных брачных отношений.
Знание факторов, влияющие на формирование стабильных брачных отношений.
Изучение функций семьи.
Изучение основных положений семейного кодекса. Знание функций семьи. Знание основных положений семейного кодекса.
Изучение комплекса простейших мероприятий, проводимых на месте получения поражения.
Формирование умений оказывать помощь пострадавшему при передозировке в приёме психоактивных веществ

3. Тематическое планирование.
№
Тема урока
урока
/№
урока
в
разде
ле
1/2

1/3

1/4

2/1

Элементы содержания/новые
понятия и термины

УУД

Вид контроля

Тема № 1. Основы комплексной безопасности (7 ч)
Национальные
Россия в мировом
Знать:страны и
Устный опрос
интересы России в
сообществе. Страны и
организации в современном
современном мире
организации в современном
мире, с которыми Россия
мире, с которыми Россия
успешно сотрудничает.
успешно сотрудничает.
Уметь: работать с
учебником, выделять
главное
Основные угрозы
Национальные интересы
Знать: степень влияния
Устный опрос
национальным
России в современном мире
каждого человека на
интересам и
их содержание.
национальную
безопасности России.
безопасность России.
Уметь: анализировать и
делать выводы
Формирование
Формирование общей
Знать:о формировании
Устный опрос
общей культуры
культуры населения в
общей культуры населения
населения в области
области безопасности
в области безопасности
безопасности
жизнедеятельности.
жизнедеятельности.
жизнедеятельности.
Уметь: анализировать и
делать выводы.
Чрезвычайные
Классификация Ч.С.,
Знать: классификации Ч.С. Тест по теме:
ситуации, общие
основные причины
Уметь: анализировать и
«ЧС»
понятия и
увеличения их числа.
делать выводы.
определения, их
Масштабы и последствия
классификация.
Ч.С. для жизнедеятельности
человека

Дата по плану

03.09

10.09

17.09

24.09

Дата по факту

2/2

2/3

2/4

3/1

3/2

Ч.С. природного
характера, и их
последствия.

Ч.С. природного характера,
их причины и последствия.

Ч.С.техногенного
характера и их
причины

Ч.С.техногенного характера
их причина и последствия

Угроза военной
безопасности России

Военные угрозы
национальной безопасности
России. Внешние и
внутренние угрозы
национальной безопасности
России Роль Вооруженных
Сил России в обеспечении
национальной безопасности
страны.

Знать:о Ч.С. природного
характера, их причинах и
последствиях.
Уметь: работать с
учебником, выделять
главное
Знать: о Ч.С.техногенного
характера их причинах и
последствиях
Уметь: работать с
учебником, выделять
главное.
Знать: о внешних и
внутренних угрозах
национальной безопасности
России.
Уметь: анализировать и
делать выводы

Устный опрос
01.10

Тест по теме:
«Ч.С.техногенног
о характера»

08.10

Устный опрос

15.10

Тема № 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
Единая
Основные задачи, решаемые Знать: основные задачи,
Контрольная
государственная
РСЧС по защите населения
решаемые РСЧС по защите работа по теме:
22.10
система
страны от ЧС природного и
населения страны от ЧС
«Защита
предупреждения и
техногенного характера
природного и техногенного населения от ЧС»
ликвидации
характера.
чрезвычайных
Уметь:анализировать и
ситуаций (РСЧС)
делать выводы.
Гражданская оборона Основные факторы,
Знать: о ГО
Устный опрос
как составная часть
определяющие развитие ГО в Уметь:работать с
национальной
настоящее время.
учебником, выделять
29.10
безопасности и
главное
обороноспособности
страны.

3/3

4/1

МЧС России –
федеральный орган
управления в
области защиты
населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций
Мониторинг и
прогнозирование
чрезвычайных
ситуаций.

Роль МЧС России в
формировании культуры в
области безопасности
жизнедеятельности
населения страны.

Знать: о МЧС
Уметь:работать с
учебником, выделять
главное

Тест: «МЧС
России –
федеральный
орган управления
в области защиты
населения»

Мониторинг и
прогнозирование ЧС.
Основное предназначение
проведения системы
мониторинга и
прогнозирования ЧС

Знать: о мониторинге и
прогнозировании ЧС.
Уметь:работать с
учебником, выделять
главное.

Устный опрос

12.11

19.11

4/2

4/3

Инженерная защита
населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций

Инженерная защита
населения и территорий от
ЧС

Оповещение и
эвакуация населения
в условиях
чрезвычайных
ситуаций

Оповещение населения о ЧС.
Централизованная система
оповещения населения о ЧС,
единая дежурнодиспетчерская служба на
базе телефона 01.создание
локальных и
автоматизированных систем
оповещения.

Знать: виды инженерной
защиты.
Уметь:использовать
полученные знания в
повседневной жизни для
обеспечения личной
безопасности.
Знать: систему
оповещение, сигнал
«Внимание веем».
Уметь:действовать по
сигналу «Внимание веем»

Устный опрос
26.11

Тест:
«Оповещение и
эвакуация
населения в ЧС»

03.12

4/4

5/1

5/2

6/1

6/2

6/3

Аварийноспасательные и
другие неотложные
работы в очагах
поражения

Аварийно-спасательные и
другие неотложные работы в
очагах поражения

Уметь:работать с
учебником, выделять
главное.

Устный опрос
10.12

Тема № 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)
Международный
Особенности современной
Знать: о современной
Устный опрос
терроризм – угроза
террористической
террористической
национальной
деятельности. Меры,
деятельности.
17.12
безопасности России предусмотренные РФ по
Уметь:работать с
противодействию
учебником, выделять
терроризму.
главное.
Виды
Виды террористических
Знать: о целях
Тест:
террористической
акций, их цели и способы
террористических акций.
«Противодействи
Уметь:работать с
деятельности и
осуществления
е терроризму и
учебником, выделять
террористических
экстремизму в
главное.
акций, их цели и
Российской
24.12
способы
Федерации»
осуществления.
Основные
Основные нормативноЗнать:основные законы РФ Устный опрос
нормативноправовые акты, Конституция о противодействию
14.01
правовые акты по
РФ, резолюция ООН по
терроризму
противодействию
продиводействию
терроризму и
терроризму.
экстремизму
Общегосударственно Основные органы
Знать: основные органы
Устный опрос
21.01
е противодействие
федеральной
федеральной
терроризму и
исполнительной власти,
исполнительной власти,
экстремизму.
непосредственно
непосредственно
Основные
осуществляющие борьбу с
осуществляющие борьбу с
нормативнотерроризмом.
терроризмом.
правовые акты.
Уметь:работать с
экстремизму.
учебником, выделять
главное.
НормативноСтатьи УК РФ о
Знать:основные статьи УК Устный опрос
правовая база
противодействию
РФ о противодействии

7/1

7/2

8/1

8/2

9/1

противодействия
наркотизму
Организационные
основы
противодействия
терроризму в РФ
Организационные
основы
противодействия
наркотизму в РФ
Правила поведения
при угрозе
террористического
акта

наркотизму.

наркотизму.

Положение о
антитеррористическом
комитете.

Знать: задачи
антитеррористического
комитета

Устный опрос

Основные понятия о
службах, противостоящих
наркотизации населения.

Знать: основные задачи
ФСКН РФ

Устный опрос.

Знать: правила поведения
при угрозе
террористического акта
Уметь:работа с учебником,
выделять главное.

Устный опрос

Профилактика
наркозависимости.

Правила поведения при
возможной опасности
взрыва, захвата в
заложники, нападения с
целью похищения, при
захвате самолета
Виды профилактики

Знать: виды профилактики Тест:
наркозависимости
«Профилактика
Уметь:противостоять
наркозависимости
вредным привычкам
»
Тема № 5.Основы здорового образа жизни (8 ч)
Здоровье человека как
Знать: основное
Устный опрос
индивидуальная, так и
определение понятий
общественная ценность.
«ЗОЖ», основные
Определение, данное
составляющие ЗОЖ.
здоровью в Уставе ВОЗ.
Уметь:использовать
Основные факторы,
приобретенные знания в
оказывающее существенное
повседневной жизни для
влияние на здоровье
ведения ЗОЖ.
человека. Взаимосвязь,
существующая между
духовной, физической, и
социальной составляющими
здоровья человека.
Здоровье, ЗОЖ, факторы,
определяющие состояние

Здоровье человека
как индивидуальная,
так и общественная
ценность

28.01

04.02

11.02

18.02

25.02

03.03

9/2

9/3

9/4

9/5

Здоровый образ
жизни и его
составляющие
Репродуктивное
здоровье населения и
национальная
безопасность России
Ранние половые
связи и их
последствия.
Инфекции,
передаваемые
половым путем.
Понятие о ВИЧинфекции и СПИДе

индивидуального здоровья
Здоровый образ жизни и его
составляющие, факторы,
определяющие ЗОЖ.
Основы планирования семьи.
Любовь и сексуальность.
Состояние влюблённости:
чувства и эмоции. Ревность.
Мотивы вступления в
сексуальные отношения
Последствия ранних
половых связей
Инфекции, передаваемые
половым путем. ВИЧинфекции и СПИД

10/1

Брак и семья.
Основы семейного
права в РФ

Роль семьи в формировании
ЗОЖ.

10/2

Семья и здоровый
образ жизни
человека

Роль семьи в формировании
ЗОЖ.

Основы семейного
права в РФ.

Основные положения
семейного кодекса.

10/3

Знать: об основах ЗОЖ

Устный опрос.
10.03

Знать: обосновах
планирования семьи.
Уметь:использовать свои
знания на практике.

Контрольная
работа по теме:
«ЗОЖ»

Знать: о последствиях
ранних половых связей.

Устный опрос

Знать: об инфекциях,
передаваемых половым
путем, о ВИЧ- инфекции и
СПИДе
Уметь:работать с
учебником, выделять
главное. Использовать
приобретенные знания в
повседневной жизни для
ведения здорового образа
жизни
Знать:основные положения
семейного кодекса.
Уметь: использовать знания
в повседневной жизни.
Знать:основные положения
семейного кодекса.
Уметь: использовать знания
в повседневной жизни.
Знать:основные положения
семейного кодекса.
Уметь: использовать знания

Тест: «Инфекции»

17.03

07.04

14.04

Устный опрос.

21.04

Устный опрос.
24.04

Устный опрос
28.04

11/1

11/2

11/3

11/4

Первая доврачебная
помощь при ДТП.
Способы и правила
остановки
кровотечения.
Первая доврачебная
помощь при ДТП.
Оказание первой
помощи при ушибах
и переломах
Первая доврачебная
помощь при ДТП.
Оказание первой
помощи при
черепно-мозговой
травме
Резервный урок

в повседневной жизни.
Тема № 6.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3ч.)
Доврачебная помощь в ДТП: Знать: основные способы и Пр. р.
- определение
состояния правила остановки
кровотечения.
пострадавшего;
Уметь: использовать
- остановка кровотечения
приобретенные знания в
повседневной жизни
Доврачебная помощь в ДТП: Знать: основные правила Тест : «Основы
- определение
состояния оказания первой помощи медицинских
при ушибах и переломах
знаний»
пострадавшего;
Уметь:использовать
- оказание первой помощи
приобретенные знания в
при ушибах и переломах
повседневной жизни
Доврачебная помощь в ДТП: Знать: основные правила
Пр. р.
- определение
состояния оказания первой помощи
при черепно-мозговой
пострадавшего;
- оказание первой помощи травме
при
черепно-мозговых Уметь: использовать
приобретенные знания в
травмах
повседневной жизни

05.05

12.05

19.05

26.05

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».