СОГЛАСОВАНА с педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2020 УТВЕРЖДЕНА приказом № 162 от 31.08.2020 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Второй иностранный язык (немецкий)» Авторы программы – Программа среднего общего образования по немецкому языку М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана, М. Збранковой. Классы – 5, 9 классы Учитель – Рубцова Юлия Михайловна – учитель немецкого языка Год составления – 2020 1 1. Планируемые результаты по немецкому языку. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «немецкий язык». Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами являются: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни 3 во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; -осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. - формирование мотивации изучения иностранных языков; - осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; - стремление к совершенствованию речевой культуры в целом; - формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; - развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; - формирование общекультурной этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; - стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной траектории, ценностно-смысловые личностные установки обучающихся, образовательной отражающие их позиции и социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметными результатами являются: – целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; 3 – умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, 4 осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; – умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; – умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; – владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности, готовность и способность противостоять трудностям и помехам; – умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; – умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; – умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; – умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; – владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности, готовность и способность противостоять трудностям и помехам; – осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; 4 – умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое 5 рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; – умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; – смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста, усвоения его содержания, поиска информации на основе операций, обеспечивающих понимание текста (выделение замысла автора текста, основной идеи, главного и второстепенного; последовательности, причинно-следственной логической связи описываемых событий); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; – умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; для отображения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; – развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; – развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; – развитие исследовательский учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; – развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; – осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. 5 Предметными результатами являются: 6 Предметные: - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; - развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. В результате изучения курса немецкого языка как второго иностранного на первом году обучения: Обучающийся научится: Раздел «Коммуникативные умения» Говорение. Диалогическая речь 6 • вести диалог в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках 7 освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка. Обучающийся получит возможность научиться: • вести диалог; • брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь Обучающийся научится: • строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики; • описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы); • передавать основное содержание прочитанного текста с опорой на текст, ключевые слова/ план/ вопросы; • описывать картинку/ фото с опорой на ключевые слова/ план/ вопросы. Обучающийся получит возможность научиться: • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; • кратко высказываться с предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; Аудирование Обучающийся научится: 7 • воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных 8 аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; Обучающийся получит возможность научиться: • выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение Обучающийся научится: • читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления; • читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/ интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде; Обучающийся получит возможность научиться: • устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; • восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Обучающийся научится: • заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т.д.); • писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план. 8 9 • Обучающийся получит возможность научиться: • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; • составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; • писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.). Раздел «Языковые навыки и средства оперирования ими» Орфография и пунктуация Обучающийся научится: • правильно писать изученные слова; • правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения; Обучающийся получит возможность научиться: • сравнивать и анализировать буквосочетания английского и немецкого языка и их транскрипцию. Фонетическая сторона речи Обучающийся научится: • соблюдать правильное ударение в изученных словах; • различать коммуникативные типы предложений по их интонации. Обучающийся получит возможность научиться: • выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации. 9 10 Лексическая сторона речи Обучающийся научится: • узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы; • распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; • распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: • глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа: fern sehen; • имена существительные и прилагательные с префиксом un- (das Unglück, unglücklich); • имена прилагательные при помощи аффиксов -ig (richtig), -lich (fröhlich), -isch (typisch), -los (fehlerlos); • имена числительные при помощи суффиксов -zig, -βig. Обучающийся получит возможность научиться: • распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; • использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам. Грамматическая сторона речи Обучающийся научится: 10 • распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы 11 предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; • распознавать и употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения; • распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения; • распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/ нулевым артиклем; • распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные; • распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной степени; • распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные; • распознавать и употреблять в речи слабые и сильные глаголы в Präsens; • распознавать и употреблять в речи предлоги места. Социокультурные знания и умения Обучающийся научится: • употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; • представлять родную страну и культуру на немецком языке; • понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала. Предметные: - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); 11 - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, 12 орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; - развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание самосознания, качеств гражданина, стремления к патриота; взаимопониманию развитие между национального людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Компенсаторные умения Обучающийся научится: • выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении. Обучающийся получит возможность научиться: • использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении; • пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении. 12 13 Требования к уровню подготовки выпускников школы. В результате изучения немецкого языка ученик должен Знать/понимать: • особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений; • признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, местоимений, числительных, предлогов); • основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка; • роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка; Уметь: говорение • начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка; • делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей; 13 • использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного 14 общения; аудирование • понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов объявления на (прогноз вокзале/в погоды, аэропорту) программы и выделять теле/радио для себя передач, значимую информацию; • понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные; • использовать переспрос, просьбу повторить; чтение • ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку; • читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); • читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; • читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации; письменная речь • заполнять анкеты и формуляры; • писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 14 • социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и 15 письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; • создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире; • приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах; • ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира. Ожидаемые результаты: • понимать основное содержание устных и письменных аутентичных текстов прагматической и конкретной тематики, относящихся к разным коммуникативным типам, а также выделять в них значимую информацию; • инициировать, поддерживать и по желанию заканчивать беседу, соблюдая принятые в языке нормы вежливости; • продуцировать устные и письменные тексты разных типов; • использовать различные источники для поиска информации, выделять из разных источников, обобщать и представлять информацию разными способами 2. Содержание курса «Второй иностранный язык (немецкий)» 5, 9 класс (17 часов, 0,5 часов в неделю) Освоение предмета «Иностранный язык (второй)» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. 15 Учебный предмет «Иностранный язык (второй)» обеспечивает формирование и 16 развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования. Освоение учебного предмета «Иностранный язык (второй)» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения. Изучение предмета «Иностранный язык (второй)» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами. 16 17 3.Тематическое планирование по немецкому языку 9 класс Раздел. Тема Знакомство (3 часа) Практические работы, контрольные работы. Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС СОО) Предметные узнавать в звучащем тексте изученные ЛЕ; употреблять в устной речи изученные в начальной школе ЛЕ. освоить алфавит, буквосочетания, местоимения. Личностные формировать мотивационную основу учебной деятельности, Метапредметные: Познавательные осознанно и произвольно строить элементарные диалогическое высказывание Регулятивные умение ставить цели и задачи урока, добиваться их осуществления формировать навыки диалогической речи, оформления диалогического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета Коммуникативные развивать умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли 17 18 Тема 2 “Мой класс”, 3 часа Самостоятельная работа в конце модуля Предметные формировать навыки чтения, письма, работы с информацией, числительные, номера, спряжения глаголов и действия. Личностные развивать навыки коллективной учебной деятельности, умения работать в паре (группе), стремления к совершенствованию речевой культуры в целом Метапредметные: Познавательные формировать навыки составления письменного текста, правильного оформления монологического высказывания Регулятивные анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины Коммуникативные формировать навыки работы в паре, отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с собеседником, представлять в устной и письменной форме результат собственной деятельности 18 19 Тема 3 “Животные”, 3 часа Проверочная работа Предметные новые лексические единицы по теме животные, чтение текста, описание животных, цвета. Личностные формировать способность к оценке своей учебной деятельности, развивать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу Метапредметные: Познавательные формировать уважение к культурным и историческим ценностям других национальностей Регулятивные планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров Коммуникативные адекватно использовать речевые 19 20 Тема 4 Закрепление материала, 2 часа средства для решения различных коммуникативных задач Предметные закрепление материала Личностные формирование основы социальнокритического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий Метапредметные: Познавательные умение обобщать понятия Регулятивные уметь самостоятельно ставить цели и задачи, планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и оценивать правильность решения учебной задачи, собственные возможности, Тема 5 «Мой день в школе» 3 часа Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения Предметные закрепление темы дни недели, знакомство с лексикой “время”, умение составлять распорядок дня Личностные воспитание уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности Метапредметные: 20 21 Познавательные умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность Регулятивные умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать навыки самоанализа и самоконтроля Коммуникативные организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия Тема 6 “Хобби”, 3 часа Тематическая к.р в конце модуля Предметные глаголы мочь, любить, знакомство и отработка лексики Личностные формировать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе Метапредметные: Познавательные изучение интересов, осознанное чтение текста с выделением главной мысли Регулятивные планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать навыки самоанализа и самоконтроля 21 22 Коммуникативные умение строить монологическое контекстное высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач 22 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)