Информатика

СОГЛАСОВАНА
на педагогическом совете
протокол №1 от 31.08.2020

УТВЕРЖДЕНА
приказом № 162 от 31.08.2020
МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
(базовый курс) 7–9 классах

Авторы программы – Программа разработана на основе авторской
программы «Информатика. 7-9 классы. Программа для основной школы».
Автор: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Издательство: Бином. Лаборатория
знаний. Серия: Программы и планирование, 2016 г.
Учителя – Дегтярева Татьяна Викторовна, Михайлова Ольга
Михайловна, учителя информатики
Год составления – 2020 год.

1

1.

Планируемые результаты по информатике.

В результате изучения информатики в основной школе получат дальнейшее развитие:
личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные
действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность
обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы
формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и
коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в
практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Предметные образовательные результаты:
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий
выпускник научится:
• использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также
понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
• использовать основные способы графического представления числовой информации;
• понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать
различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
• строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные
состояния и системы команд этих исполнителей;
• понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система
команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при
выполнении команды);
• составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на
выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и
табличных величин;
• создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления
(условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
• создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной
среде программирования;
• базовым навыкам работы с компьютером;
• использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов
программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные
таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
• знаниям, умениям и навыкам для работы на базовом уровне с различными программными
системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии;
• базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении
учебных и внеучебных задач;
• организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных
накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

2

• основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять
разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной»)
моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным
(литературным) описанием;
• узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два
символа, например 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
• познакомиться с двоичной системой счисления;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными
кодами.
• познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими
структурами;
• создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её;
• познакомиться с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
• научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные
материалы, презентации и т. п.;
• познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в
современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика,
физика и т. д.);
• познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между
компьютерами, методами поиска в Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация,
подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке
достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т. п.);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
существуют международные и национальные стандарты;
• получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Личностные образовательные результаты:
• сформированное целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
• сформированная коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
• готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа
информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
• владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями,
например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
• умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей среды;
• приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств
связи в учебной и практической деятельности;
• освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая
цифровую бытовую технику;

3

• умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении
учебных проектов;
• повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с
использованием ИКТ;
• сформированные ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные образовательные результаты:
I. Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать
аккумуляторы;
• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер,
измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и
завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение
курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет,
размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при
работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными
экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности
восприятия информации человеком.
II. Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
• моделировать с использованием виртуальных конструкторови средств программирования;
• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с
компьютерным управлением и обратной связью;
• владеть навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что
еще неизвестно;
• планировать деятельности: определять последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, составлять план и последовательность действий;
• прогнозировать результат деятельности и его характеристики;
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность,
организовывать своё время с использованием ИКТ;
• корректировать деятельность: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий;
• контролировать в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
• представлять знаково-символические модели на естественном, формальном и формализованном
языках, преобразовывать из одной формы записи в другую;
• формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы
автоматизированного проектирования.
III. Поиск и организация хранения информации

4

Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить
запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной
среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности
использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать
в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
IV. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,
модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям,
оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений
при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей,
математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических
наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира,
образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и

5

единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые
языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.

2.

Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7–9 классах
основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками
(разделами):
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной
школе может быть определена тремя укрупнёнными разделами:
введение в информатику;
алгоритмы и начала программирования;
информационные и коммуникационные технологии.
Раздел 1. Введение в информатику
Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные
характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств
получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ
представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность
дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный
код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых
комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел
от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
Двоичная арифметика.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский
стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов.
Представление о стандарте Юникод.
Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины,
фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной
информации.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации.
Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации.
Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.
Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном
мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэшпамять). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации:
объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость
передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных
системах связи.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка,

6

связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в
живой природе, обществе и технике.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета,
процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование
моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание,
таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка
адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных
процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования:
построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного
эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции
(логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы
истинности.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители
(Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их
назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя
при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление
исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие
вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые,
логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами).
Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений
при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления
данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и
вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись
программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ
в выбранной среде программирования.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и
долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные
характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Программный принцип работы компьютера.
Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение,
прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы
использования программного обеспечения.

7

Файл. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню).
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме:
создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация
пользовательского интерфейса персонального компьютера.
Размер файла. Архивирование файлов.
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации
компьютера.
Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка,
слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование
текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с
фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов
(шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой
строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ
списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок:
сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного
перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений.
Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация
страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное
представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических
редакторов. Форматы графических файлов.
Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как
составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуковая и видео информация.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные
и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о
сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами
данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и
сортировка данных.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет.
Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина,
файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой
системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги,
поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.
Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к
оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных
источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству
достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная
подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.
Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества.
Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования,
управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных
данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).
Основные этапы развития ИКТ.
Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной
информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная
профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия
(медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

8

3.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.

Темы, входящие в данный
раздел
Тема 1.
Информация и
информационные процессы (9
часов)

Основное содержание
по темам
Информация.
Информационный
процесс.
Субъективные
характеристики
информации,
зависящие от личности получателя
информации
и
обстоятельств
получения информации: важность,
своевременность,
достоверность,
актуальность и т.п.
Представление информации. Формы
представления информации. Язык как
способ представления информации:
естественные и формальные языки.
Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование
информации.
Универсальность
дискретного
(цифрового, в том числе двоичного)
кодирования.
Двоичный алфавит.
Двоичный код. Разрядность двоичного
кода. Связь длины (разрядности)
двоичного кода и количества кодовых
комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера
количества содержащейся в нём
информации.
Достоинства
и
недостатки такого подхода. Другие
подходы к измерению количества
информации. Единицы измерения
количества информации.
Основные виды информационных
процессов: хранение, передача и
обработка информации. Примеры
информационных
процессов
в
системах различной природы; их роль
в современном мире.
Хранение информации. Носители
информации (бумажные, магнитные,
оптические,
флэш-память).
Качественные
и
количественные
характеристики
современных

Характеристика основных видов
деятельности ученика
Аналитическая деятельность:
 оценивать информацию с позиции
её
свойств
(актуальность,
достоверность, полнота и пр.);
 приводить примеры кодирования с
использованием
различных
алфавитов, встречаются в жизни;
 классифицировать
информационные
процессы
по
принятому основанию;
 выделять
информационную
составляющую
процессов
в
биологических,
технических
и
социальных системах;
 анализировать отношения в живой
природе, технических и социальных
(школа, семья и пр.) системах с
позиций управления.
Практическая деятельность:
 кодировать
и
декодировать
сообщения по известным правилам
кодирования;
 определять количество различных
символов, которые могут быть
закодированы с помощью двоичного
кода
фиксированной
длины
(разрядности);
 определять разрядность двоичного
кода,
необходимого
для
кодирования
всех
символов
алфавита заданной мощности;
 оперировать
с
единицами
измерения количества информации
(бит, байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт);
 оценивать числовые параметры
информационных процессов (объём
памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи
информации,
пропускную
способность выбранного канала и
пр.).

9

Тема 2.
Компьютер как
универсальное
устройство
обработки
информации. (7
часов)

носителей
информации:
объем
информации, хранящейся на носителе;
скорости записи и чтения информации.
Хранилища информации. Сетевое
хранение информации.
Передача информации. Источник,
информационный канал, приёмник
информации.
Обработка информации. Обработка,
связанная
с
получением
новой
информации. Обработка, связанная с
изменением формы, но не изменяющая
содержание
информации.
Поиск
информации.
Общее
описание
компьютера.
Программный
принцип
работы
компьютера.
Основные
компоненты
персонального
компьютера
(процессор,
оперативная
и
долговременная память, устройства
ввода и вывода информации), их
функции и основные характеристики
(по состоянию на текущий период
времени).
Состав и функции программного
обеспечения: системное программное
обеспечение, прикладное программное
обеспечение,
системы
программирования.
Компьютерные
вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования
программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог
(директория). Файловая система.
Графический
пользовательский
интерфейс (рабочий стол, окна,
диалоговые
окна,
меню).
Оперирование
компьютерными
информационными
объектами
в
наглядно-графической
форме:
создание, именование, сохранение,
удаление объектов, организация их
семейств.
Архивирование
и
разархивирование.

Аналитическая деятельность:
 анализировать компьютер с точки
зрения единства программных и
аппаратных средств;
 анализировать
устройства
компьютера
с
точки
зрения
организации
процедур
ввода,
хранения, обработки, вывода и
передачи информации;
 определять
программные
и
аппаратные средства, необходимые
для
осуществления
информационных процессов при
решении задач;
 анализировать
информацию
(сигналы о готовности и неполадке)
при включении компьютера;
 определять
основные
характеристики
операционной
системы;
 планировать
собственное
информационное пространство.

Практическая деятельность:
 получать
информацию
о
характеристиках компьютера;
 оценивать числовые параметры
информационных процессов (объём
памяти, необходимой для хранения
информации; скорость передачи
информации,
пропускную
способность выбранного канала и
пр.);
 выполнять основные операции с
файлами и папками;

10

Тема 3.
Обработка
графической
информации (4
часа)

Тема 4.
Обработка
текстовой
информации (9
часов)

Гигиенические, эргономические и  оперировать
компьютерными
информационными
объектами в
технические
условия
безопасной
наглядно-графической форме;
эксплуатации компьютера.
 оценивать
размеры
файлов,
подготовленных с использованием
различных
устройств
ввода
информации в заданный интервал
времени
(клавиатура,
сканер,
микрофон,
фотокамера,
видеокамера);
 использовать
программыархиваторы;
 осуществлять защиту информации
от
компьютерных
вирусов
помощью антивирусных программ.
Формирование изображения на Аналитическая деятельность:
пользовательский
экране монитора.
Компьютерное  анализировать
используемого
представление цвета. Компьютерная интерфейс
программного
средства;
графика
(растровая,
векторная).
 определять условия и возможности
Интерфейс графических редакторов.
применения программного средства
Форматы графических файлов.
для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных
для
решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:
 определять код цвета в палитре
RGB в графическом редакторе;
 создавать
и
редактировать
изображения
с
помощью
инструментов
растрового
графического редактора;
 создавать
и
редактировать
изображения
с
помощью
инструментов
векторного
графического редактора.
Текстовые
документы
и
их Аналитическая деятельность:
пользовательский
структурные единицы (раздел, абзац,  анализировать
используемого
строка, слово, символ). Технологии интерфейс
программного
средства;
создания
текстовых
документов.
 определять условия и возможности
Создание,
редактирование
и
применения программного средства
форматирование
текстовых для решения типовых задач;
документов на компьютере Стилевое  выявлять общее и отличия в
форматирование.
Включение
в разных программных продуктах,
для
решения
текстовый документ списков, таблиц, предназначенных
одного
класса
задач.
диаграмм, формул и
графических
объектов.
Гипертекст.
Создание Практическая деятельность:
ссылок:
сноски,
оглавления,  создавать небольшие текстовые
документы
посредством

11

предметные указатели. Коллективная
работа над документом. Примечания.
Запись и выделение изменений.
Форматирование страниц документа.
Ориентация,
размеры
страницы,
величина полей. Нумерация страниц.
Колонтитулы. Сохранение документа в
различных текстовых форматах.
Инструменты
распознавания
текстов и компьютерного перевода.
Компьютерное
представление
текстовой
информации.
Кодовые
таблицы. Американский стандартный
код
для
обмена
информацией,
примеры
кодирования
букв
национальных
алфавитов.
Представление о стандарте Юникод.

Тема 5.
Мультимедиа (4
часа)

Понятие технологии мультимедиа и
области её применения. Звук и видео
как
составляющие
мультимедиа.
Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения.
Композиция и монтаж.
Возможность
дискретного
представления
мультимедийных
данных

Тема 6.
Математические основы
информатики
(13 часов)

Понятие о непозиционных и
позиционных системах счисления.
Знакомство с двоичной, восьмеричной
и
шестнадцатеричной
системами
счисления, запись в них целых
десятичных чисел от 0 до 1024.
Перевод небольших целых чисел из
двоичной,
восьмеричной
и

квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов;
 форматировать
текстовые
документы (установка параметров
страницы
документа;
форматирование
символов
и
абзацев; вставка колонтитулов и
номеров страниц).
 вставлять в документ формулы,
таблицы, списки, изображения;
 выполнять коллективное создание
текстового документа;
 создавать
гипертекстовые
документы;
 выполнять
кодирование
и
декодирование
текстовой
информации, используя кодовые
таблицы (Юникода,
КОИ-8Р,
Windows 1251);
 использовать
ссылки
и
цитирование
источников
при
создании на их основе собственных
информационных объектов.
Аналитическая деятельность:
 анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;
 определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных
для
решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:
 создавать
презентации
с
использованием готовых шаблонов;
 записывать звуковые файлы
с
различным
качеством
звучания
(глубиной кодирования и частотой
дискретизации).
Аналитическая деятельность:
 выявлять различие в унарных,
позиционных и непозиционных
системах счисления;
 выявлять общее и отличия в
разных
позиционных
системах
счисления;
 анализировать
логическую
структуру высказываний.

12

шестнадцатеричной
системы
счисления в десятичную. Двоичная
арифметика.
Логика высказываний (элементы
алгебры логики). Логические значения,
операции
(логическое
отрицание,
логическое умножение, логическое
сложение),
выражения,
таблицы
истинности.

Тема 7.
Основы
алгоритмизации
(10 часов)

Учебные
исполнители
Робот,
Удвоитель и др. как примеры
формальных исполнителей. Понятие
алгоритма как формального описания
последовательности
действий
исполнителя при заданных начальных
данных.
Свойства
алгоритмов.
Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический
язык
–
формальный
язык
для
записи
алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом языке.
Непосредственное и программное
управление исполнителем.
Линейные
программы.
Алгоритмические
конструкции,
связанные с проверкой условий:
ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы
величин:
целые,
вещественные,
символьные, строковые, логические.
Переменные и константы. Алгоритм
работы с величинами – план
целенаправленных
действий
по
проведению вычислений при заданных
начальных данных с использованием
промежуточных результатов.
Тема 8.
Язык программирования. Основные
Начала
правила языка программирования
программирован Паскаль:
структура
программы;
ия (10 часов)
правила
представления
данных;
правила записи основных операторов

Практическая деятельность:
 переводить небольшие (от 0 до
1024) целые числа из десятичной
системы счисления в двоичную
(восьмеричную,
шестнадцатеричную) и обратно;
 выполнять операции сложения и
умножения
над
небольшими
двоичными числами;
 записывать вещественные числа в
естественной и нормальной форме;
 строить таблицы истинности для
логических выражений;
 вычислять истинностное значение
логического выражения.
Аналитическая деятельность:
 определять по блок-схеме, для
решения какой задачи предназначен
данный алгоритм;
 анализировать изменение значений
величин при пошаговом выполнении
алгоритма;
 определять по выбранному методу
решения
задачи,
какие
алгоритмические конструкции могут
войти в алгоритм;
 сравнивать различные алгоритмы
решения одной задачи.
Практическая деятельность:
 исполнять готовые алгоритмы для
конкретных исходных данных;
 преобразовывать запись алгоритма
с одной формы в другую;
 строить цепочки команд, дающих
нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя
арифметических действий;
 строить цепочки команд, дающих
нужный результат при конкретных
исходных данных для исполнителя,
преобразующего строки символов;
 строить
арифметические,
строковые, логические выражения и
вычислять их значения
Аналитическая деятельность:
 анализировать готовые программы;
 определять по программе, для
решения
какой
задачи
она
предназначена;

13

(ввод, вывод, присваивание, ветвление,
цикл).
Решение задач по разработке и
выполнению программ в среде
программирования Паскаль.

Тема 9.
Моделирование
и формализация
(9 часов)

Понятия
натурной
и
информационной моделей
Виды информационных моделей
(словесное описание, таблица, график,
диаграмма, формула, чертёж, граф,
дерево, список и др.) и их назначение.
Модели
в
математике,
физике,
литературе,
биологии
и
т.д.
Использование
моделей
в
практической деятельности. Оценка
адекватности модели моделируемому
объекту и целям моделирования.
Компьютерное
моделирование.
Примеры
использования
компьютерных моделей при решении
научно-технических задач.
Реляционные
базы
данных
Основные понятия, типы данных,
системы управления базами данных и
принципы работы с ними. Ввод и
редактирование
записей.
Поиск,
удаление и сортировка данных.

 выделять этапы решения задачи на
компьютере.
Практическая деятельность:
 программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие
вычисление
арифметических,
строковых и логических выражений;
 разрабатывать
программы,
содержащие
оператор/операторы
ветвления
(решение
линейного
неравенства, решение квадратного
уравнения и пр.), в том числе с
использованием
логических
операций;
 разрабатывать
программы,
содержащие оператор (операторы)
цикла
Аналитическая деятельность:
 осуществлять системный анализ
объекта, выделять среди его свойств
существенные свойства с точки
зрения целей моделирования;
 оценивать адекватность модели
моделируемому объекту и целям
моделирования;
 определять вид информационной
модели в зависимости от стоящей
задачи;
 анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;
 определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных
для
решения
одного класса задач.
Практическая деятельность:
 строить
и
интерпретировать
различные информационные модели
(таблицы, диаграммы, графы, схемы,
блок-схемы алгоритмов);
 преобразовывать объект из одной
формы представления информации в
другую с минимальными потерями в
полноте информации;
 исследовать
с
помощью
информационных моделей объекты
в соответствии с поставленной
задачей;

14

Тема 10.
Этапы
решения
задачи
на
Алгоритмизация компьютере.
и
Конструирование
алгоритмов:
программирован разбиение задачи на подзадачи,
ие (8 часов)
понятие вспомогательного алгоритма.
Вызов вспомогательных алгоритмов.
Рекурсия.
Управление,
управляющая
и
управляемая системы, прямая и
обратная связь. Управление в живой
природе, обществе и технике.

Тема 11.
Обработка
числовой
информации (6
часов)

Электронные
таблицы.
Использование
формул.
Относительные,
абсолютные
и
смешанные
ссылки.
Выполнение
расчётов. Построение графиков и
диаграмм. Понятие о сортировке
(упорядочивании) данных.

 работать
с
готовыми
компьютерными
моделями
из
различных предметных областей;
 создавать однотабличные базы
данных;
 осуществлять поиск записей в
готовой базе данных;
 осуществлять сортировку записей в
готовой базе данных.
Аналитическая деятельность:
 выделять этапы решения задачи на
компьютере;
 осуществлять разбиение исходной
задачи на подзадачи;
 сравнивать различные алгоритмы
решения одной задачи.
Практическая деятельность:
 исполнять готовые алгоритмы для
конкретных исходных данных;
 разрабатывать
программы,
содержащие подпрограмму;
 разрабатывать программы для
обработки одномерного массива:
 (нахождение
минимального
(максимального) значения в данном
массиве;
 подсчёт количества элементов
массива,
удовлетворяющих
некоторому условию;
 нахождение суммы всех элементов
массива;
 нахождение количества и суммы
всех четных элементов в массиве;
 сортировка элементов массива и
пр.).
Аналитическая деятельность:
 анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного средства;
 определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач;
 выявлять общее и отличия в
разных программных продуктах,
предназначенных
для
решения
одного класса задач.

Практическая деятельность:
 создавать электронные таблицы,
выполнять в них расчёты по
встроенным
и
вводимым

15

пользователем формулам;
 строить диаграммы и графики в
электронных таблицах.
Тема 12.
Коммуникацион
ные технологии
(10 часов)

Локальные
и
глобальные
компьютерные
сети.
Интернет.
Скорость
передачи
информации.
Пропускная
способность
канала.
Передача информации в современных
системах связи.
Взаимодействие
на
основе
компьютерных сетей: электронная
почта, чат, форум, телеконференция,
сайт.
Информационные
ресурсы
компьютерных
сетей:
Всемирная
паутина, файловые архивы.
Технологии
создания
сайта.
Содержание и структура сайта.
Оформление сайта. Размещение сайта
в Интернете.
Базовые представления о правовых
и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в
сети Интернет.

Резерв учебного времени в 7–9 классах: 6 часов.

Аналитическая деятельность:
 выявлять общие черты и отличия
способов взаимодействия на основе
компьютерных сетей;
 анализировать доменные имена
компьютеров и адреса документов в
Интернете;
 приводить примеры ситуаций, в
которых
требуется
поиск
информации;
 анализировать и сопоставлять
различные источники информации,
оценивать достоверность найденной
информации;
 распознавать
потенциальные
угрозы и вредные воздействия,
связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемы пути их устранения.

Практическая деятельность:
 осуществлять
взаимодействие
посредством электронной почты,
чата, форума;
 определять минимальное время,
необходимое
для
передачи
известного объёма данных по каналу
связи
с
известными
характеристиками;
 проводить поиск информации в
сети Интернет по запросам с
использованием
логических
операций;
 создавать
с
использованием
конструкторов
(шаблонов)
комплексные
информационные
объекты в виде веб-страницы,
включающей графические объекты.

Тематическое планирование по информатике с требованиям ФГОС ООО по
формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД).
№
п/п

Раздел. Тема.

7 класс
Практические работы, Планируемые результаты (в соответствии с
проверочные
ФГОС СОО)

16

Тема 1.
Информация и
информационные
процессы (9 часов)

работы.
Проверочная работа
Обобщение и
систематизация
основных понятий
темы «Информация и
информационные
процессы».

Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела:
-умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ
представления данных в
соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих
программных средств обработки данных.
- навыков и умений безопасного и
целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела:
Формирование понятия связи различных
явлений, процессов, объектов с
информационной деятельностью человека;
актуализация сведений из личного жизненного
опыта информационной деятельности;
формирование готовности к продолжению
обучения с использованием ИКТ.
Познавательные УУД
Умение выделять, называть, читать, описывать
объекты реальной действительности (умение
представлять информацию об изучаемом
объекте в виде описания: ключевых слов или
понятий, текста, списка, таблицы, схемы,
рисунка и т.п.).Умение объяснять взаимосвязь
первоначальных понятий информатики и
объектов
реальной
действительности
(соотносить их между собой, включать в свой
активный
словарь
ключевые
понятия
информатики); формулирование проблемы;
самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Регулятивные УУД
Формирование алгоритмического мышления –
умения планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели
(личной, коллективной, учебной, игровой и
др.); умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности
действий на естественных и формальных
языках; умение использовать различные
средства самоконтроля с учетом специфики
изучаемого предмета (тестирование, дневник, в
том числе
электронный, портфолио, таблицы достижения

17

результатов, беседа
с учителем и т.д.).
Коммуникативные УУД
Умение определять наиболее рациональную
последовательность
действий
по
коллективному выполнению учебной задачи
(план, алгоритм, модули и т.д.), а также
адекватно оценивать и применять свои
способности в коллективной деятельности.
Умение использовать информацию с учѐтом
этических и правовых
норм. Формирование умений использования
иронии, самоиронии и юмора в процессе
общения.

Тема 2 Тема
Компьютер как
универсальное
устройство для
работы с информацией (7 ч.)

Проверочная работа:
Обобщение и
систематизация
основных понятий
темы «Компьютер как
универсальное
устройство для работы
с информацией».

Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела:
- представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
-систематизированные представления об
основных устройствах компьютера и их
функциях
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела:
понимание роли компьютеров в жизни
современного человека; способность увязать
знания об основных возможностях компьютера
с собственным жизненным опытом
Познавательные УУД:
понимание
назначения
системного
программного обеспечения персонального
компьютера
Регулятивные УУД:
Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной
среды, навыков обеспечения защиты значимой
личной информации, формирование чувства
ответственности за качество личной
информационной
среды; формирование умения
осуществлять совместную информационную
деятельность, в частности, при выполнении
учебных заданий, в том числе проектов.
Коммуникативные УУД:
Умение самостоятельно оценивать свою
деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными
нормами.

18

Тема 3. Обработка Практическая работа
графической ин№1 «Работа с
формации (4 часа) графическими
примитивами».
Практическая работа
№2 «Конструирование
сложных объектов».
Проверочная работа:
Обобщение и
систематизация
основных понятий
темы «Обработка
графической
информации»

Тема 4. Обработка
текстовой
информации
(9 часов)

Практическая работа
№3 «Форматирование
текста».
Практическая работа
№4 «Прямое и
стилевое
форматирование».
Практическая работа
№5 «Таблицы и
схемы».
Практическая работа
№6 «Оформление
реферата».
Проверочная работа:
Обобщение и
систематизация
основных понятий
темы «Обработка

Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела:
Развитие основных навыков и умений
использования компьютерных устройств и
программного обеспечения,
систематизированные представления о
растровой и векторной графике
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела:
формирование готовности к продолжению
обучения с использованием ИКТ; освоение
типичных ситуаций управления
персональными средствами ИКТ, включая
цифровую технику(например смартфон).
Познавательные УУД:
Умение применять начальные навыки по
использованию компьютера для решения
простых
информационных
и
комму
никационных учебных задач, в том числе:
создание
графических
рисунков,
схем,
анимаций.
Регулятивные УУД:
Формирование алгоритмического мышления –
умения планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели
(личной, коллективной, учебной, игровой и
др.);умение решать задачи, используя
программные свойства ПК
Коммуникативные УУД:
Умение самостоятельно оценивать свою
деятельность и деятельность членов коллектива
посредством сравнения с деятельностью
других, с собственной деятельностью в
прошлом, с установленными нормами.
Предметные результаты, формируемые при
изучении раздела:
Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств и
программного обеспечения;
систематизированные представления о
технологиях подготовки текстовых
документов; знание структурных
компонентов текстовых документов
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела:
способность увязать знания об основных
возможностях компьютера
с собственным
жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением
компьютеров
Познавательные УУД:
Умение применять начальные навыки по

19

текстовой
информации»

Тема 5.
Мультимедиа
(4 часа)

использованию компьютера для решения
простых
информационных
и
комму
никационных учебных задач, в том числе:
создание текстовых документов.
Регулятивные УУД:
Формирование алгоритмического мышления –
умения планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели
(личной, коллективной, учебной, игровой и
др.); умение решать задачи, используя
программные свойства ПК
Коммуникативные УУД:
Умение самостоятельно оценивать свою
деятельность и деятельность членов коллектива
посредством сравнения с деятельностью
других, с собственной деятельностью в
прошлом, с установленными нормами.
Практическая работа Предметные результаты, формируемые при
№7
изучении раздела:
«Создание
Развитие основных навыков и умений испольпрезентации»
зования компьютерных устройств и програмПроверочная работа: много обеспечения; систематизированные
Обобщение и
представления об основных понятиях,
систематизация
связанных с технологией мультимедиа; умения
основных понятий
оценивать количественные параметры
темы «Мультимедиа» мультимедийных объектов
Личностные результаты, формируемые при
изучении раздела:
способность увязать знания об основных
возможностях компьютера
с собственным
жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением
компьютеров
Познавательные УУД:
Умение применять начальные навыки по
использованию компьютера для решения
простых
информационных
и
комму
никационных учебных задач, в том числе:
создание текстовых документов.
Регулятивные УУД:
Формирование алгоритмического мышления –
умения планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели
(личной, коллективной, учебной, игровой и
др.); умение решать задачи, используя программные свойства ПК Коммуникативные
УУД:
Умение самостоятельно оценивать свою
деятельность и деятельность членов коллектива
посредством сравнения с деятельностью
других, с собственной деятельностью в
прошлом, с установленными нормами.

20

8 класс
Тема 1.
Математические
основы информатики (13 часов)

Тема 2. Основы
алгоритмизации
(10 часов)

Проверочная работа
Обобщение и
систематизация основных
понятий темы
«Математические основы
информатики».

Предметные результаты, формируемые
при изучении раздела:
Формирование знаний о логических значениях и операциях; общие представления о
позиционных и непозиционных системах
счисления; умения определять
основание и алфавит системы счисления,
переходить от свѐрнутой
формы записи числа к его развѐрнутой
записи; навыки перевода небольших
десятичных чисел в систему счисления с
произвольным основанием; представление о
научной (экспоненциальной) форме записи
вещественных чисел
Личностные результаты,
формируемые при изучении раздела:
навыки публичного представления
результатов своей работы
Познавательные УУД
понимание роли фундаментальных знаний
как основы современных информационных
технологий. Формирование формального
мышления – способность применять логику
при решении информационных задач,
умение выполнять операции над понятиями
и простыми суждениями.
Регулятивные УУД
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности
действий
Коммуникативные УУД
Умение определять наиболее рациональную
последовательность
действий
по
коллективному выполнению учебной задачи
(план, алгоритм, модули и
т.д.), а также адекватно оценивать и
применять свои способности в коллективной
деятельности.
Умение
самостоятельно
оценивать свою деятельность и деятельность
членов коллектива посредством сравнения с
деятельностью других, с собственной
деятельностью
в
прошлом,
с
установленными нормами.
Проверочная работа
Предметные результаты, формируемые
Обобщение и
при изучении раздела: Формирование
систематизация основных знаний об алгоритмических конструкциях;
понятий темы «Основы
знакомство с основными алгоритмическими

21

алгоритмизации».

структурами – линейной, условной и циклической. Развитие умений составить и
записать алгоритм для конкретного
исполнителя
Личностные результаты, формируемые
при изучении раздела: понимание роли
фундаментальных знаний как основы
современных информационных технологий;
способность увязать учебное содержание с
собственным жизненным опытом, понять
значимость фундаментальных аспектов
подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества.
Познавательные УУД
Умение выделять информационный аспект
задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи.
Умение применять начальные навыки по
использованию компьютера для решения
простых информационных и коммуникационных учебных задач; формулирование
проблемы;
самостоятельное
создание
способов решения проблем творческого и
поискового
характера.
Регулятивные УУД
Формирование алгоритмического мышления
– умения планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели
(личной, коллективной, учебной, игровой и
др.); умение решать задачи, ответом для
которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые
дополнения и изменения в план и способ
действия в случае расхождения начального
плана (или эталона), реального действия и
его результата.
Умение использовать различные средства
самоконтроля
с
учетом
специфики
изучаемого
предмета
(тестирование,
дневник, в том числе электронный,
портфолио,
таблицы
достижения
результатов, беседа с учителем и т.д.).
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное
сотрудничество, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение,
формирование и развитие компетентности в
области использования информационнокоммуникационных технологий, владение

22

Тема 3. Начала
Проверочная работа.
программирования Обобщение и
(11 часов)
систематизация основных
понятий темы «Начала
программирования».

устной и письменной речью.
Предметные результаты, формируемые
при изучении раздела: знакомство с одним
из языков
программирования
Личностные результаты, формируемые
при изучении раздела: понимание роли
фундаментальных знаний как основы
современных информационных технологий;
способность увязать учебное содержание с
собственным жизненным опытом, понять
значимость фундаментальных аспектов
подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества.
Познавательные УУД
Умение выделять информационный аспект
задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи.
Умение применять начальные навыки по
использованию компьютера для решения
простых информационных и
коммуникационных учебных задач;
формулирование
проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Регулятивные УУД
Формирование алгоритмического мышления
– умения планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели
(личной, коллективной, учебной, игровой и
др.); умение решать задачи, ответом для
которых является описание последовательности действий на естественных и
формальных языках; умение вносить
необходимые дополнения и изменения в
план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона),
реального действия и его результата.
Умение использовать различные средства
самоконтроля
с
учетом
специфики
изучаемого
предмета
(тестирование,
дневник, в том числе электронный,
портфолио,
таблицы
достижения
результатов, беседа с учителем и т.д.).
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное
сотрудничество, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение,
формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-

23

коммуникационных технологий, владение
устной и письменной речью, владение
устной и письменной речью.
9 класс
Тема1.
Моделирование и
формализация (8
часов)

Проверочная работа
Обобщение и
систематизация основных
понятий темы
«Моделирование и
формализация».

Предметные результаты, формируемые
при изучении раздела: знание основных
этапов моделирования; понимание сущности
этапа формализации при построении информационной модели; представление о сущности и разнообразии информационных
систем и баз данных; представление о
функциях СУБД, простейшие умения
создания однотабличной базы данных
Личностные результаты, формируемые
при изучении раздела:
владение информационным моделированием
как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую
модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания
объектов;
умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму
представления
информации в зависимости от стоящей
задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели
моделирования
Познавательные УУД:
понимание роли фундаментальных знаний
как основы современных информационных
технологий; способность увязать учебное
содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость
фундаментальных аспектов подготовки в
области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества.
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.

24

- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение
основами самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное
сотрудничество, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение,
формирование и развитие компетентности в
области использования информационнокоммуникационных технологий, владение
устной и письменной речью.
Тема 2.
Проверочная работа
Предметные результаты, формируемые
Алгоритмизация и Алгоритмы управления.
при изучении раздела:
программирование Обобщение и
умение исполнять алгоритм для
(9 часов.)
систематизация основных формального исполнителя с заданной
понятий темы
системой команд; знание различных
«Алгоритмизация и
способов записи алгоритмов; владение
программирование».
начальными умениями программирования;
представления о понятиях «одномерный
массив», «значение элемента массива»,
«индекс элемента массива»; умение
исполнять готовые и записывать на языке
программирования простые циклические
алгоритмы обработки одномерного массива
чисел (суммирование всех элементов
массива; суммирование элементов массива с
определѐнными индексами; суммирование
элементов массива, с заданными свойствами;
определение количества элементов массива с
заданными свойствами; поиск наибольшего/
наименьшего элементов массива и др.)
Личностные результаты, формируемые
при изучении раздела: алгоритмическое
мышление, необходимое для профессиональ
ной деятельности в современном обществе;
представление о программировании как
сфере возможной профессиональной
деятельности.
Познавательные УУД:
- Умение выделять информационный аспект
задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи. Умение применять
начальные навыки по использованию
компьютера для решения простых
информационных и коммуникационных
учебных задач
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной

25

Тема 3.
Обработка
числовой
информации (6
часов)

Тема 4.
Коммуникационн
ые технологии

деятельности.
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение
основами самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное
сотрудничество, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение,
формирование и развитие компетентности в
области использования информационнокоммуникационных технологий, владение
устной и письменной речью.
Проверочная работа.
Предметные результаты, формируемые
Обобщение и
при изучении раздела:
систематизация основных наличие представлений об организации
понятий главы
вычислений в электронных таблицах, об
«Обработка числовой
относительных, абсолютных и смешанных
информации в
ссылках; общеучебные и общекультурные
электронных таблицах». навыки работы с информацией; навыки
определения условий и возможностей
применения программного средства для
решения типовых задач (на
примере баз данных и электронных таблиц);
Личностные результаты, формируемые
при изучении раздела:
представление о сферах применения
электронных таблиц в различных сферах
деятельности человека.
Познавательные УУД:
понимание роли фундаментальных знаний
как основы современных информационных
технологий; способность увязать учебное
содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость
фундаментальных аспектов подготовки в
области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное
сотрудничество, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение,
формирование и развитие компетентности в
области использования информационнокоммуникационных технологий, владение
устной и письменной речью.
Проверочная работа.
Обобщение и
систематизация основных
понятий главы
«Коммуникационные

Предметные результаты, формируемые
при изучении раздела:
наличие основных представлений об
организации и функционирования
компьютерных сетей; умение определять

26

технологии».

минимальное время, необходимое для
передачи известного объѐма данных по каналу связи с известными характеристиками;
наличие представлений о том, как устроен
Интернет; наличие представлений о том, как
устроен Интернет;
о доменной системе имен, о протоколах
передачи данных; наличие основных
представлений об организации и
функционирования компьютерной сети
Интернет; общие
представления о схеме работы электронной
почты; наличие основных представлений об
организации и
функционирования компьютерной сети
Интернет; общие
представления о технологии создания сайтов
Личностные результаты, формируемые
при изучении раздела:
способность и готовность к принятию
ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических,
эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Познавательные УУД:
Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности
(умение представлять информацию об
изучаемом объекте в виде описания:
ключевых слов или понятий, текста, списка,
таблицы, схемы, рисунка и т.п.).
Регулятивные УУД
-умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, владение
основами самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные УУД
-умение организовывать учебное
сотрудничество, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение,
формирование и развитие компетентности в
области использования информационнокоммуникационных технологий, владение
устной и письменной речью.

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».