КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

КОНЦЕПЦИЯ
преподавания предметной области «Искусство» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы
I. Общие положения
Настоящая Концепция преподавания предметной области «Искусство»
в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные
программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации),
представляет собой систему теоретических положений, базовых принципов, целей,
задач и рекомендаций по решению наиболее актуальных проблем, а также основных
направлений совершенствования преподавания предметной области «Искусство»
в образовательных организациях.
Предметная область «Искусство» в образовательных организациях направлена
на

освоение

обучающимися

российского

и

мирового

искусства

и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы
имеют

огромный

воспитательный

потенциал,

способствующий

духовно-

нравственному развитию обучающихся.
II. Значение предметной области «Искусство»
В Российской Федерации как многонациональном государстве особое
значение приобретает

искусство,

обладающее способностью

опосредованно

передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции,
содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному
восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.
Изучение учебных предметов в рамках предметной области «Искусство»
направлено: на формирование общероссийской культурной идентичности на основе
изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся
к сфере духовной жизни общества; на развитие художественно-ценностных
ориентаций

в

окружающем

мире,

духовно-нравственных

и способности творческого освоения окружающей среды.

принципов

2

Непрерывность и преемственность предметной области «Искусство» являются
основой формирования личности, которая знает и любит культуру своей страны
и направляет свою деятельность на дальнейшее ее развитие.
III. Проблемы преподавания предметной области «Искусство»
Многолетняя традиция системного изучения предметной области «Искусство»
в общеобразовательных организациях, включая методические подходы, учебнометодические материалы,

научно-педагогические школы и

образовательные

практики, представляет собой важнейший потенциал развития российской системы
общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем,
в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического
характера, а также вопросы подготовки кадров.
1. Проблемы мотивационного характера
Изменение форм существования музыкальных произведений и произведений
изобразительного искусства в современном мире (виртуальные интерактивные
формы

искусства;

произведения

искусства,

созданные

с

применением

компьютерных технологий, основанные на сложном нелинейном восприятии
музыкального или живописного текста и др.) изменяет отношение обучающихся
к предметной области «Искусство». В результате знакомство обучающихся
с

возможностями

самореализации

в

области

современного

искусства,

предполагающего использование компьютерных технологий и интерактивности
художественного

процесса,

усложняется,

что

снижает

уровень

мотивации

к изучению предметной области «Искусство».
Фундаментальный уровень существующих образовательных технологий
и методик недостаточно адаптирован к новым формам искусства. По этой причине
происходит расхождение между эталонами искусства, которым обучающиеся хотят
соответствовать, и недостатком их умений и навыков. Такой подход не позволяет
строить образовательную деятельность на основе духовно-нравственной сущности
искусства, а также не в полной мере способствует развитию критического

3

отношения к прагматическим

повседневным ценностям,

пропагандируемым

средствами массовой информации.
2. Проблемы содержательного характера
Анализ образовательной практики показывает недостаточность внедрения
в

предметную

область

«Искусство»

информационно-коммуникационных

технологий.
Во многих случаях потенциал учреждений культуры (музеи, консерватории,
театры и др.) используется образовательными организациями не в полной мере.
В содержании образовательных программ предметной области «Искусство»
недостаточное количество учебного времени уделяется практической творческой
и

проектной

деятельности

особенностями

на

художественная,
возможности

обучающихся

в

соответствии

основе системно-деятельностного

интегрированная

повышения

уровня

проектная

подхода

деятельность),

индивидуального

с

возрастными
(музыкальная,
что

снижает

творческого

развития

обучающихся.
Для достижения планируемых результатов по предмету «Искусство»
недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности в части создания
и развития деятельности школьных хоровых, музыкальных, драматических
коллективов, а также организации выставок и конкурсов.
Содержание образовательных программ предметной области «Искусство»
не в полной мере отражает потенциал этнокультурных и национальных
особенностей региона на всех уровнях общего образования.
3. Проблемы методического характера
В

настоящее

время

необходима

модернизация

содержания

учебно-

методических материалов в соответствии с вызовами современности: усиление
внимания

к

вариативных

системно-деятельностному
модулей,

увеличение

и творческую деятельность.

подходу,

времени

на

использование

сквозных

индивидуальные

проекты

4

Преподавание предметной области «Искусство» основывается на сквозных
модулях с возможностями вариативности по выбору образовательной организации.
Сегодня данный подход не обеспечен учебными пособиями и методическими
разработками.
В методическом обеспечении учебных предметов недостаточно внимания
уделяется

использованию

информационно-коммуникационных

технологий

из-за отсутствия достаточной методической подготовки педагогических кадров
в данной области.
В настоящее время не обеспечена преемственность содержания уроков
предметной области «Искусство» и внеурочной деятельности, а также недостаточно
разработаны

вариативные

модели

взаимодействия

общеобразовательных

организаций и учреждений культуры с учетом специфики региона.
4. Кадровые проблемы
Система подготовки и дополнительного профессионального образования
педагогических

кадров

недостаточно

отражает

современные

тенденции

в преподавании предметной области «Искусство» и не в полной мере отвечает
современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых
для преподавания в поликультурной среде, предусмотренных профессиональным
стандартом

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)».
Многие педагогические работники испытывают затруднения в использовании
современных методов, форм и технологий обучения и воспитания.

IV. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества
изучения и преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательных
организациях

в

соответствии

с

меняющимися

запросами

населения,

5

перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.
Задачами Концепции являются:
совершенствование содержания предметной области «Искусство» на всех
уровнях общего образования;
развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов
деятельности обучающихся и учителей;
художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение
ими базовых умений и знаний в области искусства;
создание условий для повышения кадрового потенциала педагогических
работников предметной области «Искусство».
V. Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления
Обеспечение непрерывности преподавания и изучения предметной области
«Искусство» через создание сквозных модулей с возможностями вариативности,
начиная с дошкольного образования.
С

целью

обеспечения

преемственности

образовательных

программ

целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать
однозначно трактуемыми и операциональными, дифференцированными по уровням
общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство,
мировая художественная культура).
Для достижения высокого уровня обучения необходимо:
в федеральных государственных образовательных стандартах начального
общего и основного общего образования детализировать требования к результатам
освоения образовательных программ учебных предметов предметной области
«Искусство»;
разработать контрольные измерительные материалы для оценки качества
подготовки обучающихся по учебным предметам предметной области «Искусство»;

6

определить критерии отбора произведений искусства для изучения на учебных
предметах «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная
культура»;
совершенствовать механизмы координации и интеграции предметной области
«Искусство» с внеурочной деятельностью и дополнительным художественным
образованием;
совершенствовать и развивать систему межведомственного взаимодействия
с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области
«Искусство» в образовательной организации;
проводить творческие конкурсы на различных уровнях для повышения
мотивации обучающихся к художественному творчеству;
при разработке учебно-методических материалов по учебным предметам
«Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура»
учитывать этнокультурные и национальные особенности региона;
определить оптимальное соотношение объема теоретического материала
и самостоятельной деятельности обучающихся, для этого расширить вариативность
выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся;
усовершенствовать

систему

олимпиад

по

предметам

«Музыка»,

«Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура».
Для модернизации содержания и методики преподавания предметной области
«Искусство» необходимо создание учебно-методических материалов нового
поколения, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой
работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий,
современных средств диагностики достижений результатов обучающихся.
2. Изобразительное искусство
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» направлено
на освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного

7

искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие
произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей
действительности. Художественное развитие обучающихся должно осуществляться
в

процессе

личного

художественного

творчества,

в

практической

работе

с разнообразными художественными материалами.
Ключевыми задачами учебного предмета «Изобразительное искусство»
являются:
воспитание грамотного зрителя;
овладение представлениями об отечественной и мировой художественной
культуре во всем многообразии ее видов;
формирование

у

обучающихся

навыков

эстетического

видения

и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных

(живопись,

графика,

скульптура),

декоративно-прикладных,

в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной
графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре
и кино);
овладение навыками и представлениями о средствах выразительности
изобразительного искусства;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, формирование активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

8

3. Музыка
Потенциал музыки как вида искусства незаменим в процессе развития
эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной
культуры, уважения к традициям своей страны и народов мира.
Ключевыми задачами учебного предмета «Музыка» являются:
воспитание грамотного слушателя;
изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов
современной музыки академических и массовых жанров;
реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры
обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя,
слушателя;
приобщение к музыкальной деятельности, представленной в своих основных
видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы
импровизации и сочинения, а также музыкально-сценического действия;
освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие
(графическое, пластическое моделирование музыки);
приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных
произведений, в том числе посредством

организации школьных хоровых

и музыкальных коллективов;
овладение элементами музыкального языка в процессе активной музыкальной
деятельности;
расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности
обучающихся;
формирование музыкального вкуса в досуговой сфере;
применение

электронно-цифрового

инструментария,

обогащающего

возможности обучающихся в музыкальном творчестве и восприятии музыкальных
произведений;
приобщение к музыкальным традициям своего региона.

9

4. Мировая художественная культура
Учебный предмет «Мировая художественная культура» раскрывает общие
закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур
как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также
особенности национального и регионального искусства на основе изучения
отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр,
кино- и фото искусство).
В преподавании мировой художественной культуры особое значение имеет:
воспитание человека, умеющего понимать искусство и задающего высокую
планку развитию отечественной художественной культуры;
интегрированная основа обучения, которая позволит овладеть разными
способами анализа художественного наследия, систематизировать знания о видах
искусства;
освоение обучающимися алгоритмов анализа разных видов искусства,
выработка

основ

критического

мышления

и

определение

обучающимися

собственной позиции в отношении как культурного наследия, так и современного
искусства;
создание учебно-методических материалов, обеспечивающих достижение
необходимых

личностных,

метапредметных

и

предметных

требований

к результатам обучения;
использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов
в формировании знаний, умений и навыков восприятия и практической творческой
деятельности

в

процессе

подготовки

компетентного

зрителя,

слушателя,

постоянного посетителя музеев, выставочных залов, театров;
сочетание наряду с художественно-творческой деятельностью различных
форм проектной деятельности.
5. Подготовка кадров
В целях повышения качества работы учителей предметной области
«Искусство» необходимо:

10

совершенствование системы высшего образования по педагогическому
профилю и дополнительного профессионального образования, направленное
на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания
образовательных программ; повышение значения специальных, культурологических
и психолого-педагогических курсов; практико-ориентированный характер обучения;
оптимизация системы оценки качества работы учителей предметной области
«Искусство», в том числе аттестации;
развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка,
живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников
предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма,
результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять
на рейтинг образовательной организации;
обеспечение преподавания предметной области «Искусство» специалистами.
6. Материально-техническое обеспечение
Для достижения оптимального уровня качества образования в части учебных
предметов предметной области «Искусство» необходимо обеспечение условий
для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного
ими
по

вида

искусства

общеобразовательным

для

развития

программам

и

самореализации

обучающихся

(музыкальных/хоровых/танцевальных

классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.)
с учетом состояния материально-технической базы сельских образовательных
организаций.
VI. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень преподавания
предметной области «Искусство», а также будет способствовать разработке
и апробации механизмов развития образования средствами искусства.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является

11

включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых
федеральных

и

региональных

программ

и

программ

развития

отдельных

образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального,
региональных и муниципальных бюджетов.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».