КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

КОНЦЕПЦИЯ
преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы
I. Значение учебного предмета в системе общего образования
Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества,
представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых
в целях физического и интеллектуального развития способностей человека,
совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа
жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки
и физического развития.
Физическое

воспитание

в

образовательных

организациях,

реализующих

основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации),
является универсальным средством формирования разносторонней
и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного
здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями
в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления.
Его содержание направлено на развитие физических качеств,

двигательных

способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности,
формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально –
культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям
физической культурой.
Освоение учебного предмета «Физическая культура» создает условия для развития
мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, отражает
результаты обучения, включающие положительную динамику личных показателей
физического развития, физической подготовленности, физического совершенствования
каждого обучающегося. Умения выполнять технические и тактические действия,

2

приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего
использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении
всей жизни человека.
В

процессе

преподавания

учебного

предмета

«Физическая

культура»

формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается
опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом
индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства
физического воспитания для организации учебной, внеурочной и досуговой деятельности.
Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог
здоровья нации, основа национальной безопасности.
II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета
1. Проблемы мотивационного характера
В современных условиях значительное снижение мотивации обучающихся
к учебному предмету «Физическая культура» связано с рядом причин:
несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ
учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев,
не удовлетворяют современным запросам молодежи;
несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки
самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития,
физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;
неэффективность

механизмов

использования

сетевой

формы

реализации

образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и
образовательных

программ

дополнительного образования,

ресурсов физкультурно-

спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.
2. Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета «Физическая культура» не в полной мере

3

обеспечивает:
преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального
общего образования, основного общего и среднего общего образования;
интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных,
внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;
системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету
(с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);
формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего
образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;
единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости
обучающихся по учебному предмету;
механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической
культурой;
возможности использования в содержании программ и учебников модулей
по традиционным, национальным и новым видам спорта.
3. Проблемы методического характера
В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание
уделяется:
созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области
физической культуры и спорта;
методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;
современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья;
обновлению

учебно-методических

комплексов

и

программ

мониторинга

состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций
с учетом современных технологий;
созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных

4

проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности
лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического
воспитания;
развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической
культуры;
созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм
занятий физкультурно-спортивной направленности;
современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием
в соответствии с запросами участников образовательных отношений.
4. Кадровые проблемы
В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:
системе

подготовки

и

дополнительного

профессионального

образования

учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части
формирования

их

компетенций

в

соответствии

с

запросами

участников

образовательных отношений;
процедуре

аттестации

учителей

физической

культуры,

способствующей

их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных
траекторий;
механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье,
культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации
педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.
III. Цель и задачи Концепции
Целью

преподавания

учебного

предмета

«Физическая

культура»

в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы (далее – Концепция) является создание условий для
обеспечения высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая

5

культура»,

повышения

в образовательных

его

воспитательного

организациях

и

оздоровительного

на основе модернизации

системы

потенциала
физического

воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными
задачами развития Российской Федерации в современном мире.
Задачи Концепции:
модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и
внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых
методов обучения и воспитания, образовательных технологий;
совершенствование

учебно-методического

обеспечения

и

материально-

технического оснащения учебного предмета;
обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков,
способствующих повышению личных показателей физического развития, физической
подготовленности,
компетенций,

освоению

необходимых

широкого
для

социального

выполнения

спектра

различных

видов

универсальных
деятельности,

выходящих за рамки физкультурного образования;
расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации
образовательных

программ,

технологического

инструментария

деятельности

обучающихся и педагогических работников;
развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;
повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической
культурой и формирование навыков здорового образа жизни.
IV. Основные направления реализации
Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных
организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически
сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт
физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской
системы общего образования.

6

Основные

направления

реализации

Концепции

обеспечивают

научно-

обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную
интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех
уровнях

образования,

включая

дошкольный,

создание

системы

индексации

физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление
и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия,
материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.
1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета
Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета
определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.
На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся
следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической
культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания.
Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых
упражнений средствами гимнастики для правильного формирования

опорно-

двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение
двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов
спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального
удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.
На уровне основного общего и среднего общего образования необходимо
обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению
здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию
основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:
реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных
и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем;
преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практикоориентированной направленностью;

7

участие в деятельности школьных спортивных клубов;
демонстрацию обучающимися полученных компетенций через выполнение
тестов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские
состязания» и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО);
освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической
культуры и спорта, участие в соревновательной деятельности.
В целях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета
целесообразно:
усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения
промежуточной

аттестации

с

учетом

необходимости

тестирования

знаний

о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических
качеств в соответствии с уровнем образования;
совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре,
ориентированные

на

оптимальное

сочетание

обязательной

части

основной

образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой
работы обучающихся;
совершенствовать

технологии

проведения

и

содержание

всероссийской

олимпиады школьников по физической культуре;
регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм
внеурочной деятельности;
модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного
предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств
и иными особенностями обучающихся;
обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета
с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования
ресурсов социальной среды;

8

совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского
контроля за занятиями физической культурой;
использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной
социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;
в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных
программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения
и поведения.
2. Обновление учебно-методического обеспечения
и материально-технического оснащения
В целях обновления учебно-методического характера необходимо:
совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре,
в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом
приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной
оценки;
совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов
обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных
ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;
использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих
современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том
числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными
ограничениями физической нагрузки;
разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных
интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной
деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;
создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному
предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения,
определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

9

Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры
целесообразно:
создание и организация деятельности информационных консультационных
центров;
создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных
проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности
лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического
воспитания.
Для

обновления

материально-технического

обеспечения

и

оснащения

необходимо:
разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию,
используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его
сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурноспортивной инфраструктуры;
обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм
к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;
организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности
объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;
обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного
оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений
образовательных организаций;
создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных
площадок и зон рекреации образовательных организаций.
3. Развитие информационных ресурсов
Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях
предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость
развития образовательных информационных ресурсов, включающих:

10

форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся,
сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам
спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому
воспитанию;
банки современных средств диагностики результатов обучения, физического
развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;
функционирование

информационного

центра,

координирующего

процесс

развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.
4. Повышение кадрового потенциала
В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:
модернизировать программы подготовки по направлению «Педагогическое
образование» (профиль «Физическая культура»);
обеспечить преемственность между образовательными программами общего,
профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;
совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования
педагогических

работников

физкультурно-спортивного

направления

с

учетом

использования модульной системы и электронного обучения; личных запросов в части
формирования

(совершенствования)

новых

компетенций

и

индивидуальных

траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных
сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;
совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального
образования

руководителей

и

педагогических

работников,

осуществляющих

образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;
разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической
культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих
программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;

11

совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической
культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы
профессионального роста педагогических работников;
уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным
компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе
по адаптивной физической культуре.
5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической
культурой и использованию навыков здорового образа жизни
Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям
физической

культурой

и

использованию

навыков

здорового

образа

жизни

целесообразно:
обеспечить

условия

для

индивидуализации

обучения,

профессиональной

ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся
способности в области физической культуры;
обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;
обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную
и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов
иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных),
а также организаций дополнительного образования;
разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том
числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей
и родительским

сообществом,

создание

и

реализацию

индивидуальных

образовательно-воспитательных проектов.
V. Реализация Концепции
Реализация

Концепции

обеспечит

модернизацию

учебного

предмета

12

«Физическая культура» и будет способствовать разработке и апробации механизмов
развития физкультурного образования в Российской Федерации.
Планируемым

механизмом

реализации

Концепции

является

включение

соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов,
регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия
целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных
образовательных организаций, финансируемых за счет средств государственной
программы

Российской

Федерации

«Развитие

образования»,

утвержденной

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642,
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, а также через привлечение спонсорских средств и средств государственных
корпораций.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».